Диссертация (Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу". PDF-файл из архива "Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное учреждение наукиИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК(ИДВ РАН)На правах рукописиИОНОВ Алексей ЮрьевичРЕВИЗИЯ НЕОКОНФУЦИАНСТВАВ ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИГУ ЯНЬУСпециальность 09.00.03 – история философииДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководительдоктор философских наук,профессор А.Е. ЛукьяновМосква – 20172СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..4Глава 1. Формирование учения Гу Яньу……………………………………221.1.
Эпоха Гу Яньу...……………………………………………………………221.1.1. Кризис империи Мин……………………………………………...........221.1.2. Проблемы неоконфуцианства…………………………………………311.2. Биография Гу Яньу………………..………………………………………431.2.1. Начало жизненного пути………………………………………….……431.2.2. Годы испытаний………...………………………………………….……521.2.3. Негласное признание……………...……………………………….……58Глава 2.
Письменное наследие Гу Яньу…..…………………………………662.1. Каноноведение Гу Яньу……...……………………………………………662.2. Обзор сочинений Гу Яньу…………...……………………………………762.2.1. Тематика исследований…………...……………………………………762.2.2. Историческая география………..……...……………………………....872.3. Главный философский труд Гу Яньу…………………………………...962.3.1. Дневники Гу Яньу…………………………………………………….…962.3.2. Энциклопедия конфуцианства…………………………………….…102Глава 3. Философия Гу Яньу………………………………………………..1063.1. Ревизия неоконфуцианства……………………………………………..1063.2. Истолкование Гу Яньу конфуцианского учения………………….…1223.2.1. Истоки конфуцианства……………………………………………..…1223.2.2. Изучение канонов как постижение принципов……...………….…1333.2.3. Конфуцианская этика и прагматизм………………………..………1383.3. Философское содержание учения Гу Яньу……………………………14633.3.1. Онтология Гу Яньу……………………………………………….……1463.3.2.
Гносеология Гу Яньу………………………………………………..…1543.3.3. Аксиология Гу Яньу…………………………………………………...158Заключение…………………………………………………………….………163Библиография…….…………………………………………………………...171Приложение 1……………………………………………………………….…185Приложение 2……………………………………………………………….…2234ВведениеОбъект и предмет исследованияНастоящее исследование посвящено Гу Яньу 顾 炎 武 (1613-1682),одному из наиболее влиятельных и оригинальных философов в историиКитая.Гу Яньу является выдающимся китайским ученым второй половиныXVIIвека.Вместесдвумядругимикрупнейшимимыслителямипатриотической направленности Ван Фучжи 王 夫 之 (1619-1692) и ХуанЦзунси 黄宗羲 (1610-1695) Гу Яньу внес значительный вклад в сохранениеконфуцианской традиции и развитие китайской философии в эпохусуществования маньчжурской империи Цин 大清国 (1644-1912).Объект исследования – письменное наследие Гу Яньу (трактаты,записки, прозаические и поэтические произведения).
Особый интереспредставляет трактат «Записи ежедневных познаний» (32 свитка). В нембыли переработаны и дополнены наблюдения, изложенные в более ранних повремени создания «Описаниях границ» (100 свитков) и «Книге достоинств инедостатков областей и уделов Поднебесной» (100 свитков). Основнымисточником, в котором данные тексты занимают 14 из 22 томов, является«Полное собрание сочинений Гу Яньу» (2011).Предмет исследования – философские и общественно-политическиевзгляды Гу Яньу.
Несмотря на строгость и лаконичность изложения,основные идеи и концепции Гу Яньу отличаются разнообразием.Актуальность темы исследованияТрадиционная наука в Китае с древности опиралась на два подхода:энциклопедический, направленныйна собирание научно-философскихтрактатов, и историографический, систематизировавший исторические5хроники. Первый подход восходил к «Канону перемен», второй – к летописи«Весны и осени» [43]. Поворот к энциклопедическому освоению китайскойкультуры был предрешен деятельностью Хуан Цзунси, а наиболеепоследовательно реализован Гу Яньу и Ван Фучжи.Интерес Хуан Цзунси к историографии вызвал к жизни критическийанализ идейных направлений конфуцианства и заставил современников поновому оценивать наследие Чжу Си, учение которого в империи Мин имелостатус официальной идеологии.
Теоретическая система Ван Фучжи,охватывавшая историю китайской мысли с древнейших времен, находилазавершениевегокосмологии,подтверждаемойастрономическиминаблюдениями и расчетами. Гу Яньу построил свое философское учение нагеографических описаниях, что позволило ему не только исчерпывающеисследовать историю, экономику, политику и нравы китайского общества, нои осознать закономерности общественного развития в каждой историческойобласти Китая.Освоение духовного наследия Гу Яньу стало возможным, когда вмеждународных отношениях, внешней и внутренней политике различныхгосударств, в том числе Китая и России, наметился кризис философскихстратегий XX века.
Неуважительное отношение к традиционным ценностямпородило проблему доверия одного человека к другому человеку, одногоколлектива к другому коллективу, одного поколения к другому поколению.Для решения этой современной проблемы оказался чрезвычайноценным опыт патриотически ориентированной традиции государственногостроительства. Целенаправленное формирование государственной политикив противовес интуитивному поиску сомнительных компромиссов вновьприобрело большое значение.Конфуцианские ученые сотни лет назад осознали, что противоречия входе развития неизбежны, но компромисс с центробежными силами,6разрушающими основы китайской цивилизации, не всегда возможен. ГуЯньу вошел в историю китайской философии как мыслитель, сознательноизбегавший примирения с идеологическими противниками.В истории Китая XVII век стал эпохой радикальных перемен, когдапроизошло маньчжурское завоевание страны.
Смена династии Миндинастией Цин была связана с крушением прежней и возникновением новойофициальной идеологии. Гу Яньу внес значительный вклад в сохранениеконфуцианской традиции и дальнейшее развитие китайской философии. Егоэнциклопедическое «простое учение» (пу сюэ 朴学), или «учение о началах»,«учение о простом [начале]», «учение об элементарных [началах]»,противостоящее схоластической неопределенности неоконфуцианства, сталовыражениемтойдуховнойосновыкитайскогонарода,скоторойманьчжурская конфуцианская доктрина позднее связала свои собственныеистоки [126].Изучениежизненногопути,философскогомировоззренияитеоретического наследия Гу Яньу особенно актуально сейчас, когда КНР нетолько влияет на мировую политику и претендует на роль лидера социальноэкономическогоразвития,ноисоздаетсовременнуюкультуру,опирающуюся на традиционные ценности.
Идеи Гу Яньу и в наши днивызывают большой интерес у китайских исследователей.Степень разработанности темы исследованияВ Китае не только жизненный путь и идеи Гу Яньу, но даже его имя доначала XX века были известны немногим. И с точки зрения китайскихпатриотическинастроенныхсил,источкизренияманьчжурскойаристократии, выработанные им шедевры стратегической мысли неподлежали огласке.В силу этих причин труды Гу Яньу до недавнего времени оставались напериферии внимания не только отечественных китаистов, но и западных7исследователей. В Китае основное внимание уделялось, прежде всего,изучению его взглядов в идеологических целях, для задач патриотическоговоспитания подрастающих поколений.В биографических исследованиях Гу Яньу, которые начались сразу жепосле его смерти, сформировалось два основных подхода.
Первый,характерный для биографий выдающихся конфуцианцев XVIII-XIX веков,был связан с описанием его сочинений и достижений.Второйподход,которыйчащевстречаетсявсовременныхисследованиях духовного наследия Гу Яньу, гораздо больше вниманияуделяет описаниям исторических событий, комментариям к текстам,критическим исследованиям учения, анализу теорий и практическихдополнений к ним.К важнейшим исследованиям творчества Гу Яньу на китайском языкеотносятся книги Хуана Жучэна (1834), Се Гочжэня (1957), Чжана Шуньхуя(1957) и Чжоу Кэчжэня (1998, 1999, 2006, 2009).
Перечень наиболееизвестных работ китайских ученых представлен вПриложении 1«Исследования Гу Яньу в современном Китае».Китайский революционер и философ, идеолог китайского патриотизмаЧжан Бинлинь 章炳麟 (1869-1936) с детства изучал тексты Гу Яньу, считалсебя продолжателем его учения. Свой псевдоним Тайянь 太炎 он взял в знакверности делу Гу Яньу, что также усилило интерес к произведениямвеликого конфуцианского ученого в XX веке [36].В области изучения духовного наследия Гу Яньу китайскими ученымибыло сделано достаточно много. В отличие от ранних исследованийрезультаты современных разработок являются планомерными, следуютподходу, который заложили Лян Цичао 梁启超 (1873-1929) и Ху Ши 胡适(1891-1962). Специфика данного подхода заключается в том, чтобы сделать8предметом изучения не только идеологию, но и метод исследований Гу Яньу[145].В двадцатом веке Хоу Вайлу 侯外庐 (1903-1987), Цю Ханьшэн 邱汉生(1912-1992) и Чжан Цичжи 张岂之 (1927) развивали критический подход висследованиях конфуцианства, характерный для европейской науки.
Ониопирались на марксистскую методологию в изучении истории китайскоймысли и философии. Для них Гу Яньу был одним из представителей эпохиПросвещения, поэтому эти ученые делали акцент на его связи спросветительской деятельностью в эпоху Цин [145].Среди исследователей китайской философии с позиций марксизма В.Г.Буров особо отмечает заслуги Хоу Вайлу: «Именно Хоу Вайлу открыл длянауки такую блестящую плеяду философов-материалистов, творивших нарубеже средневековья и нового времени, как Ван Чуаньшань, Хуан Цзунси,Гу Яньу, Чжан Сюэчэн, Дай Чжэнь и др. До него они представали, какправило, в виде либо комментаторов, либо в лучшем случае авторов сугубосоциально-политических доктрин» [6].После образования КНР расширилась проблематика исследований поистории китайской философии, что также затронуло и период правлениядинастии Цин [6]. В современных исследованиях наследия Гу Яньу можновыделить два направления:1) исторические исследования (основоположники – Чэнь Цзуу 陈祖武(1943), Ван Цзюньи 王俊 义 (1955));2) философские исследования (основоположники – Сяо Шафу 萧萐父(1924-2008), Сюй Суминь 许苏民 (1952)).В 90-е годы XX века в китайской научной среде возникла идея: наоснове результатов предшественников изучать всю традицию, заложеннуюГу Яньу.
К трудам, практически осуществляющим идею комплексного9изучения традиции Гу Яньу, относятся «Исследование учения Гу Яньу»Шэнь Цзяжуна 沈嘉荣 (1948) [139, 145] и «Основоположник конфуцианскойшколы Гу Тинлинь» Гэ Жунцзиня 葛荣晋 (1935) и Вэй Чжанбао 魏长宝(1968) [123, 145].Книга Шэнь Цзяжуна «Исследование учения Гу Яньу» затрагиваетфилософскую,политическую,юридическую,экономическую,педагогическую, историческую и литературоведческую мысль Гу Яньу, атакже другие области научного знания [139, 145]. Широта охвата материаладелает данное издание одним из наиболее полных описаний учения Гу Яньу.В книге «Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь»изложена модель науки Гу Яньу, даны ее глубокое теоретическоеобоснование, анализ ключевых разделов, краткие характеристики проблем спривлечениемэкономических,исторических,политическихилитературоведческих произведений великого мыслителя.В 1990 году молодой исследователь Чжоу Кэчжэнь 周可真 (1958) началсоздавать «Биографию Гу Яньу», которая в 1998 году была опубликованаиздательством университета Сучжоу [134, 145].