Диссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа". PDF-файл из архива "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Юнга. Вработе «Подход к бессознательному»93 К. Юнг указывал, что Л. Леви-Брюль поддавлением критики отказался от некоторых своих предположений и, в частности, оттермина «мистическая причастность», который К. Юнг, несмотря на это, интегрировал в свою теорию коллективного бессознательного94.
В частности, К. Юнг полагал,что народы и племена, до сих пор сохранившие традиционный уклад, могут предоставить неисчерпаемый источник для исследования первичных архетипических следов, сильно деформированных в нашей современной западной цивилизации95. Этуидею мы встречаем и в других философских взглядах: А.Е. Лукьянов отмечает, чтов Китае и Индии особым образом относились к первопредкам, сохраняя генетическую связь с идеми и образами, поэтому дошедшее до нас можно назвать «предфилософией»96; также Ауробиндо отмечал, что так называемые «примитивныенароды» на самом деле представляют собой культуры глубокого и мощного доисторического развития97.Архетипы, заложенные в психике, как правило, обнаруживают себя в различных «формах духовной деятельности», но чаще всего, согласно К.
Юнгу, проявляютЛеви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 131.93Юнг К.Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 23 - 94.94Там же. С. 28.95Barton D.G.
Jung and the indigenous psyche: two encounters // International Journal of Jungian Studies. – Vol. 8.– 2016. – Issue 2. – P. 75-84.96Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. – М.: Изд-воУДН, 1989. – 188 с.97Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 2. ТАЙНА ВЕДЫ. / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Адити»,2004. – С. 27.9226себя в ритуале и мифе. Это создало определенное направление в исследованиях мифологии и её символов. К. Юнг писал: «Достаточно знать, что нет ни одной существенной идеи либо воззрения без их исторических прообразов. Все они восходят вконечном счете к лежащим в основании архетипическим платформам, образы которых возникли в то время, когда сознание еще не думало, а воспринимало»98.Юнговская терапия основывалась на объективации символов архетипическойреальности и вступлении в диалог с ними: например, пробуждение у пациентов мифологического сознания должно было привести к восстановлению утраченных сакральных смыслов человеческого существования и предназначения и помочь в достижении внутренней целостности99.Этот процесс становится возможным благодарятакому свойству архетипической реальности, как метафоричность.
Многие работыК. Юнга содержат попытки расшифровать эти метафоры, чтобы восстановить связьс символами бессознательного и архетипическими явлениями как с носителями сакрального содержания человеческого бытия.И здесь архетипы становятся выразителем не только коллективного бессознательного как темного эволюционного прошлого человечества, но и коллективногосверхсознательного как носителя духовных ценностей и идеалов человечества.
Такие архетипы мы встречаем в самых разных культурах, где их носителем выступаютразнообразные памятники культуры – Ригведа, Упанишады, Библия, Коран, Дхаммапада, Дао дэ цзин, философские трактаты древней Греции и др.Универсальность архетипов делает их непривязанными к чему-то конкретному.
Представляя схематическую конструкцию, архетип содержательно раскрывается при соприкосновении с конкретной ситуацией в реальном опыте личности иобщества. Архетипы, таким образом, создают типические ситуации в индивидуальной жизни как конкретного человека, так и в бытии того или иного народа. «В социальном пространстве действие архетипов наиболее чётко проявляется в предпочтениях к тому или иному паттерну разрешения проблемных ситуаций»100. Много-Цит. по: Большакова А.Ю.
Архетип-концепт-культура // Философия, культура, общество. – 2010 – С. 121122.99Согласно К. Юнгу, через анализ мифологических символов эго-сознание получает возможность осуществлять рефлексию и делать выбор. См.: Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации // Мандала. – М.,1996. – С. 221.100Рязанова С.В. Роль теории архетипов в анализе мифа // Вестник Пермского университета. История. – 2012.– Выпуск 3 (20).
– С. 8.9827кратно повторяясь и преломляясь через опыт отдельных людей, архетип создает эмоционально-образную преемственность у большинства представителей определенного народа.Это позволяет не только узнавать (или, лучше сказать, распознавать) в образахмифов и сказок свои собственные скрытые от сознания мотивы, но и осознавать ихприроду. Чувствуя, как нечто в нас самих откликается на архетипические образы илисимволы, мы одновременно с этим ощущаем радость, часто даже не осознавая, откуда берется это состояние удовлетворения и покоя – тогда как оно проистекает изнаших собственных древних пластов памяти.
Природу этого явления глубоко изучали описывал в своих исследованиях В.Д. Губин. В частности, он указывал на присутствие в человеке глубинной первичной памяти: «Эта память существует в нас наподобие вещи-в-себе: она никогда не выражается адекватно в каких-либо конкретныхвоспоминаниях… Я обладаю такой памятью, поскольку я человек… Иногда в особом состоянии духа нам кажется, что еще минута – и мы вспомним самое важное,то, что составляет существо всей жизни: кто мы такие, откуда пришли, почему страдания составляют большую часть нашей жизни, в чем смысл нашего существования»101. Такая память – узнавание становится активной в периоды глубоких внутренних переживаний, она обеспечивают человеку выход за пределы обыденных обусловленностей, открывает ему «правду о себе самом».
И хотя такие воспоминаниявыражаются в «форме непостижимой тайны»102, через них в нас проявляется живоеприсутствие архетипической реальности.Рост сознания и его развитие через «вспоминание» своей природы являетсяодним из методов духовного прогресса в восточной философии. Более того, считается, что идеалы, которые притягивают нас, самые невообразимые цели, которых мыстремимся достичь, находятся внутри нас: «истинная интуиция - это постепенноераспознавание во времени того, что мы уже видели, это воспоминание Истины», а«эволюция – это вечное распускание цветка...» 103. Именно через узнавание архетипыГубин Д.Б.
Память и культура. Проблема непостижимого воспоминания // Философские перекрестки взаимодействия цивилизаций: культура и ценности: сборник материалов международной конференции (в рамкахкомплексной международной научно-образовательной программы «Диалог цивилизаций: Восток-Запад»). 2729 мая 2016 г. – Москва: РУДН, 2016 – С. 196-197.102Там же. – С. 199.103Sri Aurobindo. Letters on Yoga. – Vol. 22. – P. 166.10128активизируют в символы культуры, подключают индивидуальное сознание к энергии Творчества, дарят Откровение или, по – другому, «захватывают психику изначальной силой и вынуждают её выйти за пределы человеческого»104.Таким образом, можно утверждать, что исходная форма существования архетипа – это состояние «забвения» и «свёрнутости» до тех пор, пока он не реализуетсебя через индивидуальное сознание.
На такое понимание архетипа указывал и С.С.Аверинцев105 и некоторые другие авторы. Из этого можно заключить, что забвение– это состояние отделённости человека от своей собственной сути, от того глубинного знания, носителем которого он является. Архетипы определены в отношениисвоего содержания лишь тогда, когда они становятся осознанными, обогащаютсяфактами сознательного опыта. В этом смысле архетипы могут приходить из сферыколлективного бессознательного, в котором они выступают «направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники»106.В заключение параграфа отметим, что изначально философские идеи об архетипах и их надличностном характере возникали в философии и до теории К.
Юнга,однако именно в психоаналитическом подходе идея архетипического получила своеразвитие в западной философии. Несмотря на то, что К. Юнг, как автор современного понятия архетипа, в разных своих работах давал ему различные определения,он выделил и описал основные существенные признаки архетипа, например, наличие символического образа и сильных эмоциональных переживаний, связанных ссоприкосновением с архетипическими феноменами.Также под архетипом К. Юнг понимал универсальный мифологический сюжет и считал, что архетипы проявляют себя в различных формах духовной деятельности, но особенно выражают себя в мифе, сказках и ритуале.
Через процесс «вспоминания» происходит пробуждение глубинной памяти в человеке и «узнавание» импервичных архетипических сюжетов и образов. Процесс содержательного наполнения архетипа, его реализация в опыте конкретного индивида является, согласно К.Цит. по: Спираль познания. Путь к Вечному. Том 2. – М.: Прогресс, Традиция, 1996. – С. 52, 201.«Архетипы – это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность…Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этомнаполняется материалом сознательного опыта».
См.: Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. – 1970. – № 3. – С. 124.106Юнг К.Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 65.10410529Юнгу, творческим актом, благодаря которому постигаются смыслы архетипического и происходит сдвиг или трансформация в сознании человека.Благодаря теории К.