Диссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа), страница 4

PDF-файл Диссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа), страница 4 Философия (52603): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа) - PDF, страница 4 (52603) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа". PDF-файл из архива "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Анализ концепции архетипов К.Г. Юнга и смежных теорий, а также уточнение, описание и категоризация понятия архетипа, его классификаций в рамках интегрального подхода к определению архетипа.2. Компаративный анализ теории архетипов К. Юнга и философии Ауробиндо Гхоша.3. Философский анализ методологических особенностей исследования архетипов.ред.). Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII века). – Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1971. – 289 с.; Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. – 136 с.;Аникин В.П.

Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.; ЯковлеваЕ.Л. Баба-Яга как архетип русской женщины / Е.Л. Яковлева // Психология и психотехника. – 2014. – № 8. –С. 838-845; Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба.1990. – №2. – С. 100 – 118.33Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья»,официальный сайт: URL: http://www.psychiatry.ru/.34Международный университет фундаментального обучения, Кафедра архетипический исследований приМУФО/Оксфордскаяобразовательнаясеть.Электронныйресурс(URL:http://www.kafedramtai.ru/arhetipicheskie-issledovaniya).35Примером может служить коллективная монография: Кембриджское руководство по аналитической психологии / под ред.

П. Янг-Айзендрат и Т. Даусона. – М.: Издательство: Добросвет, 2014. – 476 с.114. Обоснование эвристического потенциала таких методов, как: интроспекция, семантический анализ древних текстов, психологическое толкование текста мифов и народных сказок, герменевтический анализ.5. Определение особенностей методологии философского исследованиянациональных архетипов на примере русской культуры.6. Определение значения понимания и раскрытия архетипов культур для решения проблем диалога и взаимодействия культур в процессах глобализации.Теоретические и методологические основания исследования. Архетипы, содной стороны, связаны с исследованием самой культуры, ее основ и ценностей, сдругой – существуют в неразрывной связи с природой человека, который выступаетодновременно и как творец культуры, и как выразитель архетипических форм.

Человек одновременно и «вестник», и «пастух бытия»36.Раскрытие целей и задач диссертационного исследования требует широты игибкости в выборе методов исследования. Представляется оправданным междисциплинарный подход, комбинирование методов психоаналитического подхода с методами познания, выработанными в западной и индийской философии, семиотики исравнительно-типологического подхода.Исследование архетипов чаще всего осуществляется на основе психоаналитического подхода, являющегося плодотворным для анализа данной проблематики.Однако содержание концепции архетипов само по себе намного шире психоаналитического метода, принятого в западной науке. В этом смысле в индийской философии, прежде всего в работах Ауробиндо Гхоша, мы находим предпосылки для рассмотрения теории архетипов в новом свете.

Исследуя представления АуробиндоГхоша, мы можем предположить, что за архетипами находятся те высшие духовныеидеалы человечества, которые часто воспринимаются трансцендентно по отношению к бытию человека либо как нечто относящееся к области сверхрациональногознания и откровения.Терминология и методология психоаналитической школы, дополненная идеями и наработками индийской и отечественной философской мысли, способны при-Термины М.

Хайдеггера. Цит. по: Нижников С.А. Духовное познание в философии Востока и Запада: Монография. – М.: РУДН, 2009. – С. 8.3612близить нас к исследованию сущности человека и смыслового содержания архетипов национальных культур. Отечественная философская мысль, в этом смысле, обогащает мировую философию уникальными прозрениями в вопросе исследования базовых концептов личности и осмысления феномена архетипов культуры.В работе используются следующие методы исследования.Историко-ретроспективный и генетический методы.

Их применение обусловлено необходимостью как в выявлении теоретических источников психоаналитической традиции, так и в анализе ее эволюции в современных подходах западной ииндийской философии. Природа архетипов и глубинное психологическое значениесодержания их символов и образов, в которых они выражаются, приводит нас к пониманию глубокой генетической связи между первобытными представлениями омире с теми социальными феноменами, которые прочно вошли в общечеловеческуюи национальную культуры. Методы сравнительного анализа и типологизации, включающие методы интеграции и синтеза, позволили нам адекватно отразить наиболееспецифические черты объекта изучения, в том числе на материале русской культуры.Сравнительно-сопоставительный анализ использовался для эвристическипродуктивного сравнения различных философских концепций и теорий архетипов.Эмпирико-теоретический метод исследования, включающий методы аналогии, абстрагирования, дедукции и индукции позволил создать последовательную, фундированную и непротиворечивую структуру диссертации.

Семиотический и семантический анализ использованы для исследования мифов и сказок как источников дляизучения архетипов.Положения, выносимые на защиту.1) Архетип является одним из системообразующих понятий современной философии, обладающих междисциплинарным характером. Архетипы в «свернутом»виде присутствуют в сознании человека и раскрывают свое содержание в процессеосознанного развития человека через символы культуры и посредством интроспекции.2) В рамках осуществлённого сравнительного анализа философского понимания архетипов в теориях К. Юнга и Ауробиндо Гхоша обосноввывается вывод о том,что символы и образы, зафиксированные в древних текстах первобытных народов,13могут содержать в себе глубокое духовное знание о возможностях индивидуальнойи коллективной эволюции человека.

Также, в рамках целостного подхода к архетипам, предлагается дополнить западную философию нетипичными для нее идеями остроении человеческого сознания и о процессах раскрытия архетипов в сознаниисубъекта.3) В рамках проведённого анализа существующей методологии исследованияархетипов в различных философских традициях предлагается применять различныеметодологические подходы к исследованию архетипов, наиболее значимыми средикоторых могут быть названы методы интроспекции, семантического анализа древних текстов, психологическая интерпретация текстов мифов и сказок, герменевтический анализ.4) Согласно теории архетипов, предложено рассматривать человека как интегральное целое, где архетипы представляют собой часть его психо-духовной реальности, постижение которой способствует росту личностного самосознания и достижению внутренней целостности.

Предложено рассматривать архетипы как единуюсистему, которая подлежит раскрытию в процессе самопознания.5) На основе теории К. Юнга и в рамках отечественной философской мыслипредлагается методологическое обоснование исследования архетипов русской культуры (в частности, выделяются архетипы Преображения, Правдоискательства, Герояи др.).Научная новизна диссертационного исследования:В работе предпринято интегральное исследование понятия и феномена архетипа на основе сравнительного анализа подходов К.Г. Юнга, Ауробиндо Гхоша, атакже современных западных и отечественных теорий.

Осуществлён синтез идей сцелью создания интегрального подхода к рассмотрению архетипической реальности. В частности, архетипы исследуются на различных уровнях философского анализа.Представляется, что на сегодняшний день дать полное, адекватное и исчерпывающее определение архетипу все еще сложно, поскольку архетипы по природесвоей многогранны, разносторонни в мотивах, символах, образах. Тем не менее, ста-14новится очевидным, что жизнь и деятельность человека обусловлены архетипическими феноменами, а это требует их упорядочивания в рамках философского осмысления.Проблема целостного подхода к архетипам, таким образом, становится важной задачей современной философии.

Такое интегральное исследование архетиповпозволяет рассматривать их как одновременно феномены объективного и субъективного характера, проявляющиеся в истории и культуре и, в то же самое время, имеющие надысторический и вневременной характер. С одной стороны, архетипы конкретны в форме тех символов, мифов и образов, которыми наполнена человеческаякультура, с другой стороны, критерием архетипического при их познании становится опыт и практика, то есть выражение архетипов через конкретную творческуюдеятельность человека.

Через творческое осмысление надличностных феноменов архетипы приближают личность к реализации одного из главных мотивов человеческого существования – возможности обнаружения подлинного смысла своего бытия,заключающегося в самосовершенствовании и развитии сознания, а также в выходеза пределы обуславливающего эволюционного опыта (автоматизмов, негативныхкультурных установок и пр.).

Через архетипы, на наш взгляд, мир становится нетолько познаваем, но и преобразуется, когда мы осознаем значимость архетипов исоотносим их со своими целями и жизненными установками. А сам процесс познания архетипов требует, на наш взгляд, развития нестандартных методов исследований, учета достижений трансперсональной психологии, современных технологиймифотворчества, оценки эвристического потенциала древних текстов, народныхсказок и других явлений культуры, а также глубинных основ человеческой психики,описанных в рамках восточной и западной философии.В связи с этим, интеграция опыта осмысления архетипов в индийской, русской и западной философии способна, на наш взгляд, обогатить человеческие представления о содержании архетипов.Теоретическая и практическая значимость диссертации. Предпринятый вработе анализ и синтез различных подходов к понятию архетипа может помочь вдальнейшей разработке данного направления исследований и выработке единого ин-15тегрального подхода в изучении архетипов.

Так же обращается внимание на эвристический потенциал текстов народных сказок, в которых скрыты глубинныесмыслы человеческой природы и особенности национального характера.Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах поистории философии, а также при чтении спецкурсов, посвящённых рассмотрениюархетипов, курсов по индийской философии и философии Ауробиндо Гхоша. Новаяконцептуализация понятия архетипа может помочь в выработке инновационныхподходов к проблеме рассмотрения духовной эволюции человечества, самосовершенствования личности.Выводы и положения диссертационной работы, посвященные анализу культурных архетипов, могут быть использованы в учебном процессе в высших учебныхзаведениях для преподавания философских и культурологических курсов.Структура диссертации обусловлена поставленными целями и задачами работы: в первой главе исследуется содержание понятие архетипа в различных культурных и научных традициях; во второй главе проводится анализ методологии исследования архетипов и эффективность применения указанных методов; в третьейглаве анализируется возможность изучения архетипов в рамках национальных культур и делается попытка выделения основных архетипических начал в русской культуре.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее