Диссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа)

PDF-файл Диссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа) Философия (52603): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Культурные архетипы как объект историко-философского анализа) - PDF (52603) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа". PDF-файл из архива "Культурные архетипы как объект историко-философского анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ММИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образованияРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ(РУДН)На правах рукописиИВАНОВА Мария ГеннадьевнаКУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫКАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗАСпециальность 09.00.03 – история философииДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор С.А. НижниковМосква - 20171СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………..…………………….3Глава 1.

ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА И ИСТОРИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ ……..171.1. Многозначность понятия архетипа в теории К.Г. Юнга .............................171.2. Проблема определения архетипа в современной науке ………………....311.3. Основные подходы к классификации архетипов ………….……………...491.4. Архетип в концепциях К. Юнга и Ауробиндо Гхоша: компаративныйанализ ........................................................................................................……….71Глава 2.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕТИПОВ ........…….792.1. Архетипы, выраженные в форме мифа …………………..……….………792.2. Архетипы, выраженные в форме сказок …………..……………………..1032.3. Самопознание как метод исследования архетипов…..….……..………...1203. АРХЕТИПЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР …………………….……1323.1. Особенности методологии анализа архетипов национальных культур……………………...………………………...………………………………….1323.2. Архетипические идеи в русской философии ………………….…………150ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………...……………………………….171БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..1782ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.На сегодняшний день анализ содержания понятия и методологии изучения архетипов становится все более актуальным в философских исследованиях. Проблемыглобализации и их влияния на человеческое самопознание, растущий интерес к процессам культурной самоидентификации на фоне исчезновения культурных межстрановых границ приводят к задаче поиска глубинных базовых протообразов, мифологем, концептов, которые можно обобщённо назвать архетипами и которые могли быдать описание первичных моделей духовной эволюции человечества, объяснитьсмысл человеческой жизни, а также место человека в современном мире.На наш взгляд, базой для поиска смысла человеческого бытия и протообразов,лежащих в его основе, может стать исследование архетипов коллективного бессознательного и сверхсознательного, включающих в себя символы и образы, идентичные для всех людей и тем самым образующих «всеобщее основание душевной жизникаждого»1.

Архетипы, преломляясь в индивидуальном и коллективном сознанииопределенного народа и человечества в целом, наполняются специфическим содержанием. Являясь общей реальностью для всех индивидов, архетипы тем не менеевыражаются как в рамках заданных форм развития культуры определенного народа,так и в рамках опыта и жизни отдельно взятого человека. Таким образом, базовыеархетипы, на фоне современных кризисов идентичности и поиска новых парадигмсоциального прогресса, становятся в центр исследований в различных областяхнаучного знания.Все это создает широкую палитру научных подходов в понимании архетипов,что, на наш взгляд, требует историко-философского обобщения, интегрального рассмотрения как понятия архетипа, так и методологии его анализа.Карл Густав Юнг2, основатель психоаналитического подхода, распространивший в западной культуре идею об архетипах, не ограничивал применение термина«архетип» рамками своей школы3.

В результате, став широко известной, теория К.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 97-98.2Впервые термин «архетип» употреблен К. Юнгом в 1919 г. в статье «Инстинкт и бессознательное».3Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Академический проект, 2007. – 280 с.13Юнга нашла практическое применение в самых разнообразных сферах человеческого знания и деятельности, что, без сомнения, обогатило само ее содержание, нотакже привело и к существенному размыванию границ предмета изучения.В связи с этим, становится необходимым рассмотреть понятие архетипа исходя из его эволюции в философских взглядах западной и восточной мысли, учитывая новейшие исследования в этой области и возникшие ценные идеи и наработкисовременной философии.Как показано в диссертационном исследовании, источником вдохновения длямногих идей К.Г. Юнга стала преимущественно индийская философская мысль.

Однако он интересовался в основном древними индийскими текстами (Упанишады,Махабхарата, Йогасутры, Пураны и т.д.), в то время как философия Индии продолжала свое развитие и параллельно с К. Юнгом теми же вопросами занимался известный индийский философ Ауробиндо Гхош. Вместе с тем, идеи Ауробиндо Гхошаеще сравнительно малоизвестны в отечественной философии, хотя, на наш взгляд,представляют собой ценное дополнение самой теории архетипов и потому их историко-философский анализ способен обогатить известные нам представления об архетипах.Также значительную исследовательскую ценность представляют современные исследования архетипов, осуществляемые на основе герменевтики, трансперсональной психологии, филологии и других научных направлений.

В настоящее времяони представляют собой преимущественно разрозненные знания об архетипах, объединение которых в рамках интегральной теории, позволило бы учесть сделанныевыводы, и создать возможность для целостного исследования архетипов.Актуальность исследования также состоит в том, что эвристический потенциал анализа архетипического содержания сказок остается, на наш взгляд, недостаточно раскрытым в современной философии.

В этом смысле, уникальный материалмы можем обнаружить в рамках восточной философии и, в частности, в трудах Ауробиндо Гхоша.Выявленные в диссертации закономерности и методологические принципымогут быть применимы для философского анализа истоков и специфики архетиповв рамках национальных культур. Таким образом, исследование содержания архети-4пов русской культуры может быть обогащено теми инструментами, которые предлагаются в диссертации. Обращает на себя внимание, что отечественная философская традиция обладает богатым материалом по исследованию архетипических основ русской культуры, который может быть переосмыслен в рамках современныхнаучных данных и дополнен методологиями исследования архетипов, предложенными психоаналитической традицией и восточной философией. Проблематика анализа архетипов в ее историческом и культурном аспектах, исследование проявленийархетипического в рамках конкретной культурной парадигмы, может также помочьпрояснить как само понятие архетипа, так и возможные пути решения встающих перед современным российским обществом проблем.Научная разработанность проблемы.

Понятие «архетип» широко используется в дискурсе различных направлений философии и психологии. Философские аспекты проблемы архетипа и изначальных констант человеческого духовного развития рассматриваются в работах зарубежных и отечественных авторов: К.Г. Юнга, М.Элиаде, Ауробиндо Гхоша, А. Брага, П.С. Гуревича, С.А. Нижникова, В.В. Миронова и других4. Истоки теории архетипов мы встречаем в идеях «жизненной энергии» Р. Кэдворта, концепции о врожденных идеях В.Г. Лейбница и априорных формах рассудка И.

Канта; отдельные идеи психоанализа, рассмотренные с разных точек зрения, встречались в работах И.Ф. Гербарта, А. Шопенгауэра, Г. Фехнера и др.авторов5. В диссертации указывается на схожесть концепции К. Юнга и отдельныхЮнг К.Г. Архетип и символ / Сост.ивступ.ст. А.М.

Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с. (Серия «Страницы мировой философии»); Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука. 1996. – 269с. (Памятники психологической мысли) и др. работы; Элиаде М. Священное и мирское. – М.: МГУ, 1994. —144 с. и др. работы; Ауробиндо Гхош. Синтез йиоги / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Алетейя», 1992. –667 с.; Шри Ауробиндо. Супраментальное прояление на земле. Электронный ресурс (URL:http://integralyoga.ru/yoga/knigi/aurobindo_supramental_manifestation, дата обращения 07.07.2017) и др. работы;Крипалани К.

Рабиндранат Тагор / Пер. с англ. Асанова. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 287 с.; Braga A. Mind asMedium: Jung, McLuhan and the Archetype // Philosophies. – 2016. – № 1. – P. 220–227; Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: Вестник, 1997. – 446 с.; Нижников С.А. Духовное познание в философии Востока иЗапада: Монография.

– М.: РУДН, 2009. – 427 с.; Миронов В.В. Философия и слово // Философские перекрестки взаимодействия цивилизаций: культура и ценности: сборник материалов международной конференции (в рамках комплексной международной научно-образовательной программы «Диалог цивилизаций: Восток-Запад»). 27-29 мая 2016 г., Москва / под ред. Н.С. Кирабаева, Р.В. Псху. – М.: РУДН, 2016 – С. 74-87.5Компаративистский анализ теории К. Юнга с более ранними философскими идеями содержится в исследовании И.Я. Ефимовой.

См.: Ефимова И.Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: Компаративистский анализ. Изд. 3-е. – М.: ЛЕНАНД, 2017.45положений Г.В.Ф. Гегеля6 и Ф. Ницше7. Значимым эвристическим потенциалом обладают исследования архетипического понимания символов в работах Э. Кассирера,А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили и др. авторов8.Отдельно можно говорить о сложившихся традициях исследования архетиповв аналитической психологии (Л. Хендерсон, Дж. Хиллман, М.–Л.

фон Франц,И. Якоби, А. Гуггенбюль-Крейг, А. Неэер, Дж. Мишлов и Б. Энген)9; политическойГегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. – СПб., 1993.Ницше Ф. Собрание сочинений: Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Человеческое, слишкомчеловеческое; Веселая наука; Так говорил Заратустра; По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали /Фридрих Ницше; пер. с нем. – М.: Престиж Бук, 2012. – 1080 с.8Кассирер Э.

Избранное. Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998. – 784 с.; Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т.: [пер. с нем.] / Э. Кассирер. – М.; СПб.: Унив. кн., 2002. – Т. 1-3; Лосев А.Ф. Диалектикамифа / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 2001. – 560 с.; Нижников С.А. Постижение Мамардашвили. Часть 2. Символи сознание в творчестве М.К. Мамардашвили / С.А. Нижников // Электронное научное издание АльманахПространство и Время.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее