Диссертация (Творчество Н. Минского в контексте французского символизма)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Творчество Н. Минского в контексте французского символизма". PDF-файл из архива "Творчество Н. Минского в контексте французского символизма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образованияРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВНа правах рукописиКУНЦЕВИЧ Дарья ВикторовнаТВОРЧЕСТВО Н. МИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ФРАНЦУЗСКОГОСИМВОЛИЗМАСпециальности:10.01.01 – русская литература,10.01.03 – литература народов стран зарубежья (литература Европы)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор В. В. Шервашидзе;Москва – 2017СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................5I. ПОЭТИКА СИМВОЛИЗМА ....................................................................................
13§ 1. Генезис символизма .............................................................................................. 13§ 2. Теория символа ..................................................................................................... 172.1. Происхождение понятия «символ» ...................................................................
172.2. Связь символа с аллегорией и метафорой ........................................................ 202.3. Понятие символа в различных традициях ........................................................ 23§ 3. Декадентство и «декадизм» .................................................................................. 26§ 4.
Обновление языка ................................................................................................. 39II. ЭСТЕТИКА ФРАНЦУЗСКОГО СИМВОЛИЗМА И ПОНЯТИЕНЕИЗВЕСТНОГО ......................................................................................................... 44§ 1. Культ искусства и реконструкция романтической теории соответствий .......... 441.1. Противопоставление искусства действительности .......................................... 441.2. Представление о теории «соответствий» Ш.
Бодлера ..................................... 47§ 2. Музыкальность поэзии П. Верлена и стилизация импрессионизма................... 52§ 3. Концепция ясновидения А. Рембо ....................................................................... 57§ 4. Новый «язык» С. Малларме и тайна «неизреченного» ....................................... 634.1. Абсолют С. Малларме .......................................................................................
634.2. Визуальная и звучащая поэзия С. Малларме.................................................... 67§ 5. Причины распада французского символизма как художественного направления....................................................................................................................................... 71III.
ФОРМИРОВАНИЕ СИМВОЛИЗМА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ ............... 77§ 1. Социокультурный контекст .................................................................................. 771.1. Этапы русского символизма .............................................................................. 771.2.
Путь к русскому символизму ............................................................................ 803§ 2. Декаданс и символизм в России ........................................................................... 842.1. Русский декаданс и символизм – проблема дефиниции .................................. 842.2. Оппозиция между наукой и религией ............................................................... 932.3.
Декадентские мотивы раннего русского символизма ...................................... 96§ 3. Рецепция французского символизма первыми русскими символистами ........ 1013.1. Теоретическое обоснование появления «новых течений» в России ............. 1013.2. Художественное обновление русской поэзии ................................................ 106§ 4. Публикации русских символистов ..................................................................... 110IV.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ Н. МИНСКОГО И РОЛЬФРАНЦУЗСКИХ СИМВОЛИСТОВ В ЕГО СТАНОВЛЕНИИ ........................... 115§ 1. Ранний этап творчества Н. Минского – увлечение и связь с поэзиейнародовольцев ............................................................................................................ 115§ 2.
Переход к новому искусству, осмысление поэтики французских символистов..................................................................................................................................... 1242.1. Внутреннее «я» Н. Минского или «печальное титло отца русскогодекадентства» .......................................................................................................... 1242.2. Попытка объяснения мира Идеи ..................................................................... 1302.3.
Разрушение старых поэтических форм ........................................................... 1422.4. Музыкальность стиха Н. Минского ................................................................ 1512.5. Критические замечания В. Брюсова................................................................ 158§ 3. Поздний этап творчества Н. Минского .............................................................. 1653.1. Переосмысление философии Ф.
Ницше или возврат к божественной идее . 1653.2. Переводческая деятельность Н. Минского ..................................................... 175§ 4. Дальнейшая судьба Н. Минского ....................................................................... 183ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................................
190БИБЛИОГРАФИЯ ...................................................................................................... 196ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные произведения Н. Минского и годы их появления ... 2324ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список основных печатных изданий во Франции и России концаXIX – начала XX века ...................................................................................................
235ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Малларме С. Пробный вариант печати «Бросок игральныхкостей…» ....................................................................................................................... 238ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Текст стихотворения «Нет двух путей добра и зла…» ............. 239ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Стихотворение «Волна» Н. Минского....................................... 240РИСУНКИ ....................................................................................................................
241ТАБЛИЦЫ ................................................................................................................... 245ВВЕДЕНИЕЛитература, как и жизнь, не может быть сформирована без переосмысленияопыта предшественников и современников. Русская культура конца XIX века неявляетсяисключением,осваиваячужойопыт,онаразвиваетсобственноемиропонимание, реконструируя многие категории. Связь русского символизма сфранцузским отмечалась неоднократно (Д. Обломиевский, Г. Косиков, Ж. Нива,Л.
Гинзбург и др.1), однако, имя поэта, философа, публициста и драматурга НиколаяМаксимовича Минского (псевдоним Н. Виленкина) появляется в исследованиях невсегда. Несмотря на то, что в конце XIX – начале XX веков творчество Н. Минскогобыло известно как российским, так и французским современникам – его текстыпоявлялись не только в российской печати, но и в зарубежной (Франция, Германия,Англия) – в 1922 году выходит последний сборник стихотворений автора («Из мракак свету»).
Сейчас Н. Минский принадлежит к поэтам полузабытым, ставшимдостоянием истории литературы.Впервые работы Н. Минского появляются на литературном горизонте в 1876году, а уже с 1877 он становится ведущим поэтом «Вестника Европы», в котором натот момент преобладали либерально-народнические взгляды. Довольно сложноотнести творчество Н.
Минского к одному конкретному направлению, а истокиэстетических позиций определить весьма проблематично. Он писал в контекстерусской поэзии конца XIX – начала ХХ веков (Д. Мережковский, А. Добролюбов, И.Коневской, Ф. Сологуб и др.), однако, современники проводили параллели не толькос русскими авторами, но и с французскими символистами. Отметим особо в этойсвязи, что Н. Минский подолгу жил во Франции, много переводил: в соавторстве сженой Л.