Диссертация (Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубинойособенности художественного метода)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубинойособенности художественного метода". PDF-файл из архива "Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубинойособенности художественного метода", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Образовательное частное учреждение высшего образования«Институт международного права и экономикиимени А.С. Грибоедова»На правах рукописиСильчева Алина ГеоргиевнаТрилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной:особенности художественного методаСпециальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКИХНЕЙ Любовь ГеннадьевнаМосква – 2019ОГЛАВЛЕНИЕТрилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной: особенностихудожественного метода ........................................................................................ 1ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
3ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА КАКХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ..................................................................... 201.1.К истории изучения категории художественного метода ифеномена магического реализма ........................................................................ 201.2.Параметры магического реализма как художественного метода 31ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМИОСФЕРА ТРИЛОГИИ ДИНЫРУБИНОЙ «ЛЮДИ ВОЗДУХА»: ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ХРОНОТОП .....
612.1. Предметный мир .................................................................................. 612.2. Специфика художественного времени и пространства ................... 74ГЛАВА 3. ПЕРСОНАЖНО-СЮЖЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ТРИЛОГИИ«ЛЮДИ ВОЗДУХА»........................................................................................... 1023.1. Система персонажей трилогии .........................................................
1023.2. Симметрия и гомология второстепенных персонажей .................. 1403.3. Сюжетные особенности романов, входящих в трилогию «Людивоздуха» ................................................................................................................ 158ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 172СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................
179Источники .................................................................................................. 179Труды по теории и истории литературы ................................................ 1802ВВЕДЕНИЕОбоснование темы и предмета исследования. Дина Рубина – один изсамых популярных и читаемых современных авторов, чьи произведенияотмечены многочисленными премиями и вызывают не только неизменныйинтерес у читателей, но и привлекают внимание множества литературоведов.Романы, рассказы и повести Дины Рубиной представляют собойуникальное соединение фактов личной биографии писательницы, отсылок ксигнификативнымкультурнымфеноменам,описанияразличныхисторических периодов и обращений к историям уникальных личностей.Произведения Рубиной включают в себя детективные, исторические,фантастические и авантюрные романы, уникальный по своей жанровойпринадлежности «роман-комикс», а также травелоги, мемуары и эссе.Степень разработанности темы.
Различным аспектам творчестваРубиной посвящены исследования Э.Ф. Шафранской1, Ю. Павлова2, Г.Шульпякова3, А.П. Ронелла4, Р.Н. Тривотера-Липеса5 и многих другихавторов.Трилогия Дины Рубиной «Люди воздуха», состоящая из романов«Почерк Леонардо» (2008), «Белая голубка Кордовы» (2009) и «СиндромПетрушки» (2010), знаменует творческий прорыв в манере писательницы.Созданные ею ранее крупные произведения – романы «Вот идет Мессия!»,«Последний кабан из лесов Понтеведра», «Синдикат», «На солнечной1Шафранская Э.Ф.
Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). –Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. – 470 с.2Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и ФранцаКафки // Электронный ресурс: http://www.rospisatel.ru/pavlov-rubina.htm3Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Электронный ресурс:http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html4Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language IsraeliFiction. 2008.
P. 197‒231.5Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and theRussian-speaking Allyah Identity // Новейшая историяРоссии. 2014. С. 181‒189.3стороне улицы», а также многочисленные повести, по большей частизадействовали автобиографические мотивы. В романах до «Людей воздуха»практически всегда фигурирует alter ego автора – Дина из Матнаса, ДинаИльинична, главная героиня Зяма и описывающая ее писательница и пр.
Вэссе «Послесловие к сюжету» Рубина сама говорит о прозрачности этихмасок, их четкой считываемости и узнаваемости6.«Люди воздуха» - первые романы, в которых отсутствует узнаваемаяфигура автора или его двойников. В «Почерке Леонардо», открывающемтрилогию, это особенно заметно: в нем отсутствует привычное почитателюРубиной описание Израиля, Узбекистана, нет центральной или хотя бы дажеэпизодической героини, чья история жизни частично совпадает с историейДины Рубиной. И, хотя в двух следующих частях трилогии ужеприсутствуют иерусалимские реалии, для читателя проведена четкая границанового творческого этапа и нового метода: на смену романам «из жизни»пришли романы «о жизни», не обязательно тождественной жизни самогописателя.
Романам, включенным в трилогию «Люди воздуха», посвященыисследования П.В. Басинского7, Г. Вайнштейна8, В. Воронцовой9, В.В.Дейнега10, К.В. Загородневой11, Д.Д. Зиятдиновой12, Т.М. Колядич13, Н.В.6Рубина Д.И. Жилаю щастя. Афтор. – М.: издательство «Э», 2018. – С. 65.Басинский П. В. Смерть в зеркале // Российская газета // Электронный ресурс:http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html8Вайнштейн Г.
Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5.С. 11‒15.9Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя //Электронный ресурс: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/46610Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «ПочеркЛеонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки.2010. № 1. С. 18‒21.11Загороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «ПочеркЛеонардо» // Пушкинские чтения.
2012. № 17. С. 272‒277. Загороднева К. В. Роман Д.Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // ВестникЛенинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. Т. 1. С.67−74. Загороднева К. В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «ПочеркЛеонардо» и его пушкинская проекция // Вестник Ленинградского государственногоуниверситета им. А.
С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 1. С. 46‒54.12Зиятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» //Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 178 – 186.74Максимовой14, Ю.В. Несыновой15, В.Ю. Пановица16, А.В. Парамоновой иГ.А. Фроловой17, Т.Г. Прохоровой и Р.Р. Фаттаховой18, С.Е.
ШишковойШипуновой19 и др.Практически все перечисленные авторы отмечают новизну манерынаписания романов, вошедших в трилогию «Люди воздуха», прорыв втворчестве писательницы. Возникает вопрос, в чем же заключается этановизна. Мы полагаем, что новизна относится к творческому методуписателя.Методологией художественной литературы активно занимались всоветское время, потом, поскольку все это сводилось к категориисоциалистическогореализма,оттермина«художественныйметод»отказались, в силу чего было утрачено важное для анализа художественнойлитературы понятие.Метод как важнейшая категория для анализа художественнойлитературы понимался как «принцип отбора и оценки писателем явлений13Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д.
Рубиной «Белая голубкаКордовы»//Интернет-газета newslab.ru //Электронныйресурс: http://newslab.ru/article/26708314Максимова Н. В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» //Гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 133‒136.15Несынова Ю.В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» //Филологический класс, 2015 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/motivkukolnosti-v-romane-d-rubinoy-sindrom-petrushki16Пановица В.
Ю. Метафорическая модель «Жизнь – это театр кукол» в романе Д.Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. С. 258‒262. ПановицаВ.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетнокомпозиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири, 2013. - № 4.– С. 215 – 223; Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д.Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири.