Диссертация (Художественно-документальная проза Светланы Алексиевич (проблемы поэтики))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Художественно-документальная проза Светланы Алексиевич (проблемы поэтики)". PDF-файл из архива "Художественно-документальная проза Светланы Алексиевич (проблемы поэтики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ„РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ”На правах рукописиГурска Каролина ЭваХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗАСВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ (ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ)Специальность 10.01.01 – Русская литератураДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наукпрофессор Коваленко А.
Г.МОСКВА – 20192СодержаниеВведение ................................................................................................................... 3ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ В ПРОЗЕ С.АЛЕКСИЕВИЧ («ЦИНКОВЫЕ МАЛЬЧИКИ») ................................................ 101.1. Функции документа в русской литературе (история вопроса) .................. 101.2. Документ и его роль в современной литературе: термин, содержаниепонятия, функции (Теоретический аспект). .......................................................
251.3. Поэтика документа в прозе С. Алексиевич («Цинковые мальчики») ....... 44ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦИКЛ В ТВОРЧЕСТВЕ С. АЛЕКСИЕВИЧ(«ЦИНКОВЫЕ МАЛЬЧИКИ» ............................................................................. 622.1. Художественный цикл: теория и история изучения жанра ....................... 642.2. Структура циклизации С. Алексиевич: автор, сюжет, композиция .......... 762.3. Поэтика цикла: образ рассказчика, система мотивов, архетипы ...............
91ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА («ВРЕМЯСЕКОНД ХЭНД») ............................................................................................... 1133.1. Художественный конфликт в историческом освещении ......................... 1143.2. Амбивалентность творчества С. Алексиевич («Время секонд хэнд») ....
1283.3. Художественный конфликт как отображение авторской позиции ......... 148ВЫВОДЫ ............................................................................................................. 156СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 1603ВведениеОдной из важнейших задач науки на современном этапе являетсяпроблема осмысления новейшей литературы и ее места на фонемноговековой традиции как русской, так и мировой литературы.
Однимиз самых актуальных и одновременно слабо изученных явлений литературывторой половины XX века является художественно-документальная проза.Роль и место художественно-документальной прозы в общем контекстесовременной русской литературы трудно переоценить. Документ и раньше былважной системообразующей компонентой стиля и жанра, а в литературе второйполовины ХХ века его значение поднялось на новую высоту.
При этомменялось и представление о новых возможностях и функциях документа,получившего возможность осмысливаться не только как факт, взятыйиз реальной жизни, но и как способ создания особой художественности.Возможности документа стали связывать с появлением произведений,в которых главная роль принадлежала «человеческому голосу» или «хоруголосов».Повышенныйинтерескэтомужанрубылрезультатомпереосмысления места и задач литературы в изменившихся социальныхусловиях.
Интенсивные изменения в мире, обществе и самом человекетребовали нового способа отображения действительности, одним из которыхоказалась художественно-документальная проза, использующая в качествематериалачеловеческийопыт.ПоказательнымслужиттворчествоС. Алексиевич, ее «Красный цикл», являющийся значительным достижениемрусской и белорусской прозы, соединившим традиции и новаторстволитературы XX века.Настоящаяработапосвященалитературоведческойпроблемеспецифики творчества С.
Алексиевич, а именно пяти книгам «Красногоцикла», написанным в период 1979-2013 гг. Хотя первая книга известнойписательницы вышла в свет больше 35 лет тому назад, степень изученностиее творчества представляется недостаточной.4Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысленияхудожественно-документальной прозы С. Алексиевич – одного из наиболееинтересных явлений современной литературы, которое обогатило ее не толькокругом затронутых тем, но и принципиально иным отношением к пониманиюсущности документа и его функциональной роли в тексте произведения.Художественно-документальная проза С. Алексиевич требует изучения каклитературное явление, обладающее качественно новыми характеристиками –спецификойдокументальногоначала,художественнымосмыслениемреальности, циклическим построением и художественным конфликтом.Степеньизученностипроблемы.Проблемехудожественно-документальной прозы посвящено несколько работ общего характера, средикоторыхследуетособоотметитьмонографиюЕ.Г.Местергази«Документальное начало в литературе XX века», исследования А.Г.
Тоне«Проблемы жанровой эволюции художественно-документальной прозы1970–1990-х гг.» и С.В. Бирючина «Художественная функция документа вдилогии В. С. Гроссмана „Жизнь и судьба”». Систематических работконкретно о творчестве С. Алексиевич написано немного, тогда как феноменее новаторского подхода требует особого внимания. Таким образом,разрабатываемаявдиссертациитемануждаетсявеедальнейшемтеоретическом и практическом освещении.Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего выборомматериала для исследования: в рамках данной работы впервые рассмотренапоэтика художественно-документальной прозы С.
Алексиевич как особогохудожественного явления, обладающего индивидуальными характеристиками изакономерностямииодновременносвязанногосэволюциейвсеголитературного процесса.Объект исследования — историческое и теоретическое осмыслениедокументального начала и художественности в творчестве писательницы,принциповциклизацииивоплощения художественного конфликта,своеобразие документально-художественного синтеза.Предметом исследования является детальный анализ механизмов5«олитературования» и функционирования рассказов – устных документов – вхудожественной структуре книги «Цинковые мальчики»; исследованиециклической структуры и обеспечивающей ее системы мотивов в книге «Увойнынеженскоелицо»;характеристикаразличныхпроявленийхудожественного конфликта в книге «Время секонд хэнд».Выбор именно этих произведений обусловлен двумя факторами:(1) художественный мир С.
Алексиевич изоморфичен: подробное изучениеодного текста предполагает опору на общую для всех произведений системусходствиподобий;изоморфностьтворчестваС. Алексиевичдаетвозможность выявить сходство элементов, общих для всех книг, которые,однако, в каждом конкретном тексте выражаются с разной интенсивностью;(2) исследование подчинено единству принципов диахронного и синхронногоподходов: в работе сначала рассматриваются более ранние произведенияавтора.Основной целью настоящей работы является раскрытие спецификихудожественного творчества С.
Алексиевич на трех уровнях – жанра,структуры и содержания. На основе историко-литературного исследованияхудожественно-документальной прозы С. Алексиевич, ее цикличности испецифики художественного конфликта, обосновывается правомерностьрассмотрения прозы белорусского автора как особого художественногофеномена, в котором нашли свое отображение трагические коллизии 20-гостолетия в их личностном эмоционально-психологическом выражении.Цель исследования определила необходимый для решения круг задач:1) систематизироватьтерминологическийаппаратисследования–проанализировать объем и содержание понятий «документ», «художественнодокументальнаяпроза»,атакжесоотношениедокументальногоихудожественного в литературе;2) определитьтрадиции,накоторыеопираетсяхудожественно-документальная проза С. Алексиевич, проследить творческий вектор развитияписателя;63) выявить специфику и методы художественного освоения конкретноисторических фактов – устных высказываний – в книге «Цинковые мальчики»и рассмотреть механизм их трансформации в художественную структурупроизведения;4) уточнить специфику теоретического осмысления понятий «цикл» и«циклизация» как литературоведческих категорий; изучить свойства ипроявленияциклакакусловиясозданияцелостногоединствавхудожественнодокументальной прозе; охарактеризовать способы и приемыциклизации в творчестве С.
Алексиевич на примере книги «У войны неженское лицо»;5) исследоватьсвоеобразиетеоретическогоосмысленияпонятия«художественный конфликт» в современном литературоведении; определитьособенности художественного конфликта в художественно-документальнойпрозе, в частности, в художественном пространстве творчества С. Алексиевич;проанализировать основные проявления и специфику художественногоконфликта в книге «Время секонд хэнд», а также рассмотреть роль и местоавтора в художественном пространстве прозы.Методологической и теоретической основой исследования послужилиработы по общим проблемам изучения литературного произведения(Ю.М.
Лотман, Н.К. Гей, В.И. Тюпа); на тему роли места и задач документа вхудожественнойлитературе(П.В. Палиевский,Л.Я. Гинзбург,Я.И. Явчуновский); по проблеме художественно-документальной прозы, в томчисле прозы С. Алексиевич (Е.Г. Местергази, Л.А. Аннинский); по теории иисториицикла(А.Н. Веселовский,Ю.Н. Тынянов,В.А. Сапогов,А.С. Янушкевич, Л.В. Строге, М.Н. Дарвин, Л.Е. Ляпина); по проблемехудожественного конфликта (М.М.