KSE7 (Лекции)
Описание файла
Файл "KSE7" внутри архива находится в папке "Лекции". PDF-файл из архива "Лекции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "концепции современного естествознания (ксе)" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве НИУ «МЭИ» . Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ «МЭИ» , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Раздел 7. Человек как предмет естественно-научногопознанияВсе, что рассматривалось до этого раздела, так или иначе,связано с человеком, являющимся венцом творенияприроды. Человек, как субъект и носитель культуры,интегрирует и замыкает в себе все формы и уровниорганизации материи, будучи одновременно существом ибиологическим, и социальным, а главное — обладающимразумом - высшим результатом развития мира. Чтобыпонять сущность человека, необходим комплексный подход,основанный на различных науках.7.1.БиологическиепредпосылкивозникновениячеловечестваГенезис – процесс образования и становления какого-либоприродного или социального явления.
Вся природа в целомпредставляет собой необходимую предпосылку для генезисачеловека. Биологические предпосылки выступают как предпосылки в общей системе: Вселенная — Земля — Человек.Как уже отмечалось, развитию подобного взглядаспособствовали исследования многих ученых, в том числе К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена,Н. И. Вавилова, А. Л. Чижевского и др. В частности, один изоснователей гелиобиологии А. Л. Чижевский убедительнодоказал влияние солнечного излучения на организмживотных и человека.Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле— существо еще очень молодое.
Известный датскийэтнограф И. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидетьисторию Земли, втиснутую в рамки одного года, тополучилось бы примерно следующее: «В ноябре впервыепоявляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В серединедекабря появляются гигантские животные, а за четверть часадо Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, насцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самуюпоследнюю минуту уходящего года».Даже если мы возьмем только развитие биосферы, то и вэтом случае история человечества займет лишь оченьнебольшой отрезок времени.
Действительно, история биосферы представляет собой чередование целого ряда этаповэволюции, каждый из которых являл все более сложныеформы развития жизни. И только в конце этого развитияпоявляются человек и общество.Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. Со всейопределенностью можно сказать, что человек — дитя Земли.В истории Земли были разные периоды.
С точки зренияместа в ее истории человека и человечества, их можноразделить следующим образом:1) период чисто геологической эволюции, когда на Землееще не было жизни;2) период геологобиологической эволюции, на последнейстадиикоторогопроисходитформированиеантропосоциогенеза;3) период духовной эволюции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуетсяразвитием разума и переходом от биосферы к ноосфере сфере взаимодействия природы и общества, в пределахкоторой разумная человеческая деятельность становитсяопределяющим фактором эволюции.Большой вклад в такое понимание естественно-научнойкартины мира и места человека в истории Земли внес П.Тейяр де Шарден. Согласно ему, в ходе развития Вселеннойна Земле естественным «скачкообразным образом»совершился переход от неживого к живому, возниклабиосфера.
Ее эволюция в свою очередь привела квозникновению человека.Таким образом, человек — дитя Земли. Но речь идет нетолько о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется ввиду гораздо большее. Вместе с человеком появляютсяразум, мысль, сознание. Разум является уже принципиальноновым явлением по сравнению со всем тем, чтосуществовало в предшествующей истории.
По мнениюТейяра де Шардена, возникновение мысли — явление,которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающуюсостояние всей планеты».Подобная позиция отражена и во взглядах В. И. Вернадского, который писал, что человек не является случайным,независимым от окружающего мира существом. По мнениюученого, он есть часть природы, и представляет собой неизбежное проявление закономерного природного процесса. Входе эволюции совершенно естественно формировался мозг,который и стал материальной основой разума.
Его элементыимеют уже высшие животные. Но кульминационная точка —разум человека, его «научная мысль», которая в соединениис трудовой деятельностью является основной силой,ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу. Ноосфера– сфера разума.Постоянно подчеркивая необходимый и всеобщийхарактер эволюции «природы, космоса или мировойреальности», Вернадский обращал особое внимание нанеобходимость учета в теории и практике того факта, что«эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». Онписал: «Эволюционный процесс получает при этом особоегеологическое значение благодаря тому, что он создал новуюгеологическую силу — научную мысль социальногочеловечества.
Мы как раз переживаем ее яркое вхождение вгеологическую историю планеты. В последние тысячелетиянаблюдается интенсивный рост влияния одного вида живоговещества — цивилизованного человечества — на изменениебиосферы. Под влиянием научной мысли и человеческоготруда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу».С учетом всего сказанного хотелось бы обратить вниманиена следующие важные положения, которые роднят П. Тейяраде Шардена и В. И.
Вернадского. Прежде всего, положение отом, что появление разума (Тейяр де Шарден), научноймысли (Вернадский) в сочетании с трудовой деятельностьючеловека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Такимобразом, не только эволюция Земли и биосферы приводит квозникновению человека, но и появление человека и егосовершенствование в свою очередь влияют на развитиеЗемли и биосферы. И в этом мы все более и болееубеждаемся на практике. Правда, что особенно печально,часто с практикой связано не одно лишь сохранениебиосферы, а ее разрушение.Следующий общий для названных ученых вывод состоитв том, что для своего дальнейшего существования людидолжны мыслить и действовать не как изолированныеиндивиды и не в рамках отдельных социальных групп и дажегосударств, а в глобальном масштабе всей Земли.
Безэтого невозможно дальнейшее существование человека нанашей планете. «Человек впервые реально понял, — писалВ. И. Вернадский, что он житель планеты и может —должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не тольков аспекте отдельной личности, семьи или рода, государствили их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и всеживое, может мыслить и действовать в планетном аспектетолько в области жизни в биосфере, определенной земнойоболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, иуйти из которой он не может.
Его существование есть еефункция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно,закономерно, непрерывно изменяет».Рассматривая вопрос о месте человечества в истории Земли,мы обязательно сталкиваемся с проблемой, касающейсябудущей судьбы человека как вида на этой планете. Наданном уровне развития научного знания, видимо, она неможет быть решена однозначно. «Единственное определенное утверждение о будущем нашего вида состоит в том,что его существование конечно. Из всех когда-либо существовавших видов 99,999% исчезло.
Среднее время существования рода плотоядных — только 10 млн лет, а среднеевремя существования вида гораздо короче. Реально жизнь наЗемле уже наполовину в прошлом; она началась, судя поископаемым, около 3 млрд лет назад, а Солнце примерночерез 4 млрд лет превратится в красный гигант и поглотит всвоем огне жизнь на Земле, а в конечном счете и самуЗемлю».Спрашивается, как же относиться к этому далеко не утешительному для человечества утверждению? Думается, чтовпадать в пессимизм все-таки рановато. Во-первых, потомучто у человечества остается в запасе еще достаточно времени, чтобы найти выход из этой не очень приятной ситуации.
И, во-вторых, время, оставшееся до того периода,когда Солнце, превратившись в красный гигант, поглотитжизнь — это время развития собственно человеческойжизни. История Homo sapiens показала, что человеческийразум и деятельность не имеют предела совершенствованияи развития.
А ведь от начала неолитической революции,когдапроизошелпереходотсобирательствакпроизводящему хозяйству, от времени образования городапрошло всего не более 10 тыс. лет. За данный периодпроизошли революционные изменения в сознании идеятельности людей. Эти изменения можно сравнить с темскачком в эволюции, который привел благодаря развитиюцентральной нервной системы человека, его рук и мозга косвобождению человечества от биологических ограничений,присущих нашим животным предкам. Развитие разума,деятельности, социальной организации жизни на Земле,несомненно, приведут к тому, что человечество, так илииначе, решит проблему собственного выживания. Именнотакой, оптимистический взгляд на рассматриваемуюпроблемуприсущмногимвыдающимсяестествоиспытателям и мыслителям.
К. Э. Циолковский,например, утверждая, что Земля — это «колыбель человечества», вместе с тем был энтузиастом и идеологом космического расселения людей не только в Солнечной системе,но и других звездных мирах. Подобной точки зрения придерживался и В. И. Вернадский. Он, в частности, считал«более чем вероятным» существование жизни не только наЗемле, но и на других планетах, и допускал, что «земная идаже планетная жизнь есть частный случай проявленияжизни» .Эта мысль великого русского ученого приобрела особоезначение в связи с открытием, сделанным в 1996 г. американскими исследователями. В частности, на основанииизучения метеорита, имеющего марсианское происхождениеи упавшего 13 тыс. лет назад в Сибири, ими был сделанвывод о том, что на Марсе в примитивных формах существовала жизнь. Это открытие примечательно не только самопо себе, а в связи с теми выводами, которые из неговытекают.