Отзыв научного руководителя (Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства))
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя" внутри архива находится в папке "Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства)". PDF-файл из архива "Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзывнаучного руководителя на диссертацию Терещенко Татьяны Сергеевны«Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (наматериале изобразительного искусства)»Специальность 24.00.01 - Теория и история культурыДиссертационная работа Терещенко Т.С.. посвящена исследованию образа Другого вантичной визуальной культуре. Изучение образов представителей другой культуры(образ Другого) в контексте межкультурных коммуникаций не теряет своейактуальности при обращении к процессам межэтнических отношений, происходившимна разных исторических этапах, в которые уходят корни многих современных проблем иконфликтов. В этой связи особенно интересным является обращение к античнойкультуре (Древней Греции и Древнему Риму) явившейся колыбелью современнойевропейской цивилизации.В диссертации Терещенко Т.С.
поставлены задачи показать, как древнегреческойвизуальной культуре меняется стилистика изображений представителей других народов(скифов, персов, африканцев) в связи с ее эволюцией и переходом от полиснойполитической жизник эллинизму. Во второй части прослеженаэволюциядревнеримских визуальных памятников и отмечены изменения, которые претерпевалиизображения варваров - германцев и галлов, начиная с века Августа до последних вековсуществования западной римской империи. Автор уделяет внимание факторамформирования и развития древнегреческой культуры, а также древнеримской, выделяетценности, смыслы, константы и универсалии античной культуры. Проводясравнительный анализ исторического стиля культуры с синхронным с ним стилем вискусстве, авторработает в традициях исследования «морфологии культуры».Комплексность и междисциплинарность исследования достигается тем, что визуальныепамятники рассматриваются не изолировано, а системно, в комплексе с другимипамятниками культуры, а также в сравнении с вербальными источниками философскими, историческими и литературными текстами, дающими дополнительныйматериал для интерпретации визуальных образов других.
Очень важной является мысльавтора о том, что в образах Другого, созданных в той или иной культуре, фиксируютсяне только «национальные портреты» представителей другой этно-культурной группы, нопроявляются особенности социально-психологического типа носителей той культуры,где производятся эти изображения.В доказательство тезиса о том, что образ Другого формируется в соответствии сосмысловыми доминантами порождающей его культуры, автор показывает, как этореально происходило в древнеримской культуре в отличие от древнегреческой.
Всобирательном образе Другого, созданном в греческой культуре, отразились социокультурные особенности жизни древних греков: свободная личность гражданина полиса,его интерес к окружающему миру, в том числе к миру тех народов, которых грекиназывали варварами; принцип меры как главный путеводитель в жизни, рационализм вединстве с ритуально-мифологическим сознанием.
Что же касается римской культуры,то автор диссертации характеризует ее следующим образом: заимствовав схемуизображений у греков, римляне наполнили ее «смыслами своей культуры, связанными сидеями политического и военного доминирования над Другим, военнымипротивостояниями с ним», (с. 150)Личный вклад автора диссертации заключается в том, что многлетнюю работу надтемой исследования Терещенко Т.С. не считалазаконченной до тех пор, пока неознакомилась основательно со всеми важнейшими музейными собраниями античнойкерамики, представляющей главный материал ее исследования в первой части работы, неизучила рельефы на римских архитектурных памятниках, являющиеся источникамиисследования во второй части работы, и не прочитала максимальное количестволитературы по избранной теме в главных библиотеках нашей страны и за рубежом.Поэтому можно с уверенностьюсказать, что автор представленной диссертациивыступает как сложившийся исследователь, обладающий широкой эрудицией в сферезнания памятников античной культуры и искусства, которые были им скрупулезнопроанализированы.
Работа Терещенко Т.С. носит фундаментальный характер, основанана источниках, опирается на широкий круг литературы отечественных и зарубежныхисследователей. Необходимо также отметить, что работа имеет четко выраженныйфилософско-культурологический характер.РезультатыдиссертационногоисследованияТерещенкоТ.С.обладаютдостоверностью, научной новизной, высокой теоретической и практическойзначимостью. Работа в целом и отдельные ее разделы могут быть использованы приподготовке лекционных курсов по культурологии, философии культуры, философскойантропологии,истории культуры. Основные положения диссертации отражены внаучных публикациях соискателя, включая публикации в рецензируемых научныхжурналах, рекомендованных ВАК РФ.
ДиссертацияТатьяны Сергеевны Терещенкополностью отвечает требованиям пп. 9-11, 14 Положения о присуждении ученыхстепеней. По своему содержанию она соответствует научной специальности 24.00.01 теория и история культуры и может быть рекомендована к защите.Научный руководитель:доктор философских наук,ведущий научный сотрудник кафедры культурологии,философии культуры и эстетикиИнститута философии СПбГУ29.11.2017Прозерский В.В..