Отзыв ведущей организации (Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства))
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства)". PDF-файл из архива "Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
',«УТВЕРЖДАК)» ректор: Российского грсударственного , инст1ггута'.с ценфюских искусств, каз'Нд ' ' 'и ' 'т едения, доцент Н.В. Пахомова 5 апреля 2018 г. ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ на диссертацию Терещенко Татьяны Сергеевны «Образ Другого в контексте этнокультурного развития эпохи античности (на материале изобразительного искусства)», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 — теория и история культуры Актуальность темы диссертационного исследования Т.С.
Терещенко определяется свойственным нашему времени интенсивным характером межнациональных отношений. В свою очередь, дихотомия «мы-они» и феномен Другого являются основным модусом осмысления культурных отличий и восприятия инаковости. В своей работе автор обращается к исследованию этой проблематики на весьма интересном и малоизученном материале — изобразительном искусстве античности.
Тема исследования носит комплексный характер. Для раскрытия ее разноплановых проблем автор привлек широкий круг источников и научной литературы. В работе имеется качественный по содержанию обширный историографический очерк, в котором тщательно проанализирован, систематизирован и обобщен значительный обьем исследований на русском, английском, немецком и французском языках.
Источниками, ставшими предметом исследования в диссертации, являются визуальные памятники древнегреческой и древнеримской культуры, из которых отобраны те, на которых имеются изображения Других - представителей «чужих» культур, Диссертантом исследовано значительное количество этих памятников, хранящихся в музейных собраниях России и за рубежом. Все это показывает эрудицию автора и глубокое проникновение в проблемы избранной им темы диссертации. Цели и задачи исследования сформулированы четко и логично, точно соответствуют предмету и объекту исследования.
В соответствии с заявленными целями и задачами автору удалось; 1. проанализировать наиболее значимые виды Других, характерные особенности их изображений и их семиотику; 2. провести сравнительный анализ изображений Других в древнегреческой и древнеримской культуре, выявить и проанализировать их особенные и универсальные характеристики; 3. продемонстрировать связь изображений Других с этнокультурными процессами, историческими событиями и основополагающими характеристиками культуры и эстетики изучаемых эпох; Структура работы тщательно продумана и строится по проблемно- хронологическому принципу. Она состоит из Введения, двух частей с тремя главами в первой части и двумя главами во второй части работы, Заключения и Библиографии.
Во Введении формулируется постановка проблем, дается определение ключевых понятий, намечаются теоретико-методологические основы исследования. В первой части диссертации рассматриваются основные этапы возникновения и трансформации образа Другого в искусстве Древней Греции в связи с ключевыми феноменами культуры и этнокультурными процессами. Анализируются изображения скифов, персов и чернокожих главным образом в вазописи, которую автор работы определяет как «особую семиотическую систему».
В заключении первой части работы делается вывод о том, что главными детерминантами, подготовившими «генезис и эволюцию образа Другого в греческой визуальной культуре» (с. 105), были особенности греческой полисной культуры и своеобразие ее исторического развития.
По мнению автора, определяющие черты визуального образа Другого в греческой культуре — «синкретизм (тесная связь реальных Других с мифологией), а также неточность и недифференцированность их визуальных характеристик» (сс. 102-103). Вторая часть диссертации посвящена анализу изображений Других и их связи с характерными особенностями культуры и этнокультурными процессами Древнего Рима. В ней рассматриваются образы Другого в древнеримских вербальных и визуальных памятниках и раскрываются ключевые факторы, определившие трактовку образа Другого в изобразительном искусстве Рима — «имперские мировоззренческие установки» и такие черты римского менталитета, как «деятельность, организованность, практичность». В качестве итога исследования автор проводит сравнительный анализ образа Другого в древнегреческой и древнеримской культуре, выделяя в них общие и специфические черты.
Благодаря глубокому знанию памятников греческого и римского изобразительного искусства и пониманию историко-культурного контекста их функционирования Т.С. Терещенко смогла систематизировать и обобщить обширный материал, раскрыть генезис образов Других, создать собственную типологизацию их изображений. В результате проведенного исследования Т.С. Терещенко пришла к следующим главным выводам: - генезис и эволюция концепта Другого и его визуальной репрезентации в эпоху античности происходит в тесной связи с с историко-культурным контекстом, этнокультурными процессами, философскими и эстетическими представлениями эпохи; - общими чертами репрезентаций Другого в античной культуре является их включенность в единую целостную систему образов, элементы которой дополняют и соотносятся друг с другом, обретая свое наиболее полное звучание в общем контексте; специфическими чертами репрезентации Другого в древнегреческой культуре являются: неточность и слабая дифференцированность изображений; существование наряду с образами реальных Других образов мифических персонажей; - в древнеримской визуальной культуре присутствует преемственность с греческой Другого — она проявляется в композициях, а так же позах персонажей.
Наряду с этим римляне добились большей конкретизации образов и включения в некоторые из них портретных черт воспроизводимых персонажей. На основании сказанного можно заключить, что автору удалось решить поставленные задачи, а выводы выглядят обоснованными и убедительными.
Главные принципы исследования отражены в публикациях и докладах на представительных международных научных конференциях, что дает основание сделать вывод о весомости результатов исследования. Автореферат диссертации отражает основное содержание текста диссертации. В практическом отношении результаты исследования найдут применение в подготовке лекционных курсов по истории античности, истории античной культуры и искусства, а также в музейной работе археологов и искусствоведов. При всех достоинствах работы Т.С.Терещенко, она вызывает к себе ряд замечаний. 1.Следовало бы уделить больше внимания вербальным текстам в античной культуре и проанализировать их возможности в создании образа «Другого» в сравнении с возможностями визуального искусства.
2. Не все аспекты проблем, указанных в пп.1-3 задач диссертации, проработаны равным образом. Богатый фактический материал, собранный автором, оставляет место для дальнейшего углубления темы исследования З.Некоторые мысли в научном дискурсе автора высказаны неясно и нечетко. Например: «Благодаря своим выразительным возможностям искусство способно создавать множество языков» (с. 27) — необходимо было развить эту мысль и пояснить, о каких выразительных возможностях искусства и о каких языках идет речь? Далее (цитата): <<...искусство как универсальный язык культуры есть, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах» (там же) — здесь мысль также выражена неясно. Непонятно, что имеет в виду автор под «специфическими системами культуры>>? Какими механизмами их воспроизведения обладает искусство? Кроме того, надо сказать, что теоретические положения нашли недостаточное применение в анализе конкретных изобразительных памятников.
4.Не совсем верным является утверждение, что «римская визуальная культура не создала принципиально оригинальной по сравнению с греческой версии визуальной трактовки образов чернокожих» (с. 97). В римском искусстве существовали отдельные оригинальные портретные изображения африканцев. С приходом христианства в римском искусстве появились изображения добрых пастырей с характерными чертами чернокожих. 5.Имеются недостатки в стиле и в оформлении диссертации, В диссертации и автореферате встречаются стилистические ошибки слишком сложные словесные обороты, затемняющие смысл сказанного, и повторения одинаковых слов в смежных предложениях. В тексте диссертации попадаются опечатки.
Отмеченные недостатки весьма незначительны и не влияют на позитивную оценку диссертации. Хочется пожелать диссертанту в дальнейших трудах уделять больше внимания теоретико- методологическим основаниям работы и добиваться ясности изложения мыслей. В целом диссертация Терещенко Т.С.
выполнена на высоком научно-теоретическом уровне и представляет собой оригинальное исследование, обладающее концептуальной целостностью, новизной, достоверностью, теоретической и практической значимостью. Личный вклад соискателя состоит в самостоятельном проведении философско-культурологического анализа культурного контекста эволюции античного изобразительного искусства, специализирующегося на создании образа Другого; в непосредственном сборе данных, а также в подготовке основных публикаций по теме исследования Диссертация Терещенко Татьяны Сергеевны <<Образ Другого в контексте этнокультурного развития эпохи античности (на материале изобразительного искусства)>>, представленная на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 — теория и история культуры, является законченной, самостоятельной научно-квалификационной работой, которая соответствует паспорту научной специальности 24.00.01 — теория и история культуры (пп.
2.3. «Культурология (научное знание о культуре) и культурфилософия (философское знание о культуре)», пп. 2.5 «История культуры и история культурологии», пп. 2.6. «Культура и цивилизация: общее, особенное и единоличное», пп. 2.7 «Представления о культуре в Древности, Античности и Средневековье», пп.
2.10 «Естественное и искусственное в обществе», пп. 2.11 «культурно-исторический процесс»), а также отвечает требованиям пп. 9-14 «Положения о присуждении ученых степеней>>, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. №842, а ее автор, Терещенко Татьяна Сергеевна, заслуживает присуждения ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 — теория и история культуры. Отзыв подготовлен заведующим кафедрой философии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств» кандидатом философских наук (09.00.04) профессором Праздниковым Георгием Александровичем Отзыв обсужден и одобрен на заседании кафедры философии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств», протокол № 8, от 04.04.2018 года. ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств», 191028, Санкт-Петербург, ул.
Моховая д. 34 Телефон: +7 (812) 273-15-81. Е-гпа11: гесГог®г81з1.гц Заведующий кафедрой философии и истории кандидат философских наук, профессор Г. А. Праздников .