Отзыв официального оппонента 2 (Пространство и время в художественном творчестве)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента 2" внутри архива находится в папке "Пространство и время в художественном творчестве". PDF-файл из архива "Пространство и время в художественном творчестве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв официального оппонента к.ф.н. Волошиной ЛюдмилыАлександровны на диссертацию Рязановой Светланы Валерьевнына тему «Пространство и время в художественном творчестве»по специальности 09.00.04 - эстетикана соискание ученой степени кандидата философских наукАктуальность избранной темыТема диссертационного исследования Светланы Валерьевны Рязановойвызывает несомненный интерес. И не только потому, что тема пространстваи времени - одна из актуальных тем современного искусствознания иэстетики. Интересна она в первую очередь тем, что автор предпринимаетздесь попытку пойти дальше в исследовании этих составляющихэстетической реальности - показать, как взаимодействуют эти два элемента,образуя единую художественную среду, в недрах которой рождаетсяхудожественный образ.
Диссертант это показывает на примере разных видовискусства: во временных (музыка, литература) и в пространственных(изобразительные искусства).Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций,сформулированных в диссертацииС целью решения обозначенной проблемы автором были исследованымногочисленные источники, круг которых широк и разнообразен, начиная склассиков эстетики и заканчивая современными исследованиями, в том числезарубежными. Всего Светлана Валерьевна просмотрела 17 источников наиностранном языке. Автор проводит в исследовании не только анализлитературных источников, но и самостоятельно анализируетмногочисленныехудожественныепроизведения.Выводы,сформулированные в исследовании, логически обоснованы и подкрепленымногочисленными примерами.Достоверность и новизна исследования, полученных результатов,выводов и рекомендацийНовизна исследования заключается в уточнении роли и значенияпространственно-временных отношений в создании художественного образа.Автор исследования развивает тему эстетической реальности, раскрываяспецифику организации ее структуры и взаимосвязь всех элементов этойреальности.
Особое внимание при этом уделено пространственно-временнойсоставляющей. Диссертант показывает на ряде примеров, как влияет времяна сложение эстетической реальности, а пространство показано каквремяобразующий фактор. Определена взаимосвязь пространственновременных связей в художественном произведении. Пространственновременной фактор представлен как условие и способ существованияэстетической реальности.-2Значимость для науки и практики полученных результатовРезультаты исследования можно использовать для дальнейшейразработки проблемы. Они могут оказать существенную помощь в изучениироли пространственно-временных взаимоотношений в построениихудожественного образа.Конкретные рекомендации по использованию результатов и выводовдиссертацииПоложения диссертации могут быть использованы при подготовкеучебных курсов по эстетике и по истории искусств. А также оказатьпрактическую помощь всем, профессионально занимающимся искусством повопросам построения художественной композиции.
Полезным будет данноеисследование и для искусствоведов, как опыт профессионального анализахудожественного произведения.Оценка содержания диссертации, ее завершенностьСодержание диссертации полностью соответствует, поставленнымзадачам: проследить основные этапы развития эстетической мысли, которыекасаются рассматриваемой проблемы, с целью раскрытия понятияэстетической реальности. Показать какую роль в организации эстетическойреальности играет пространственно-временная компонента.
Дальшедиссертант обосновывает положения о зависимости пространства и времениот видовой специфики искусства и то, как взаимосвязаны и взаимозависимыпространство и время в момент создания художественного образа.Исследование начинается с обращения к эстетической реальности вцелом, ее понятию, последовательно переходя к исследованию проблемыпространства и проблемы времени, логически соединяя их в концеисследования. Заключение подводит итог исследованию.Достоинства и недостатки в содержании и оформленииК достоинствам диссертации, несомненно, относится ее научнаяразработанность, желание автора постоянно подтверждать своитеоретические выводы основательным искусствоведческим анализом.Поскольку в диссертации рассматриваются произведения искусства разныхвидов, то приводятся примеры из всех областей искусства. Эти примеры естьрезультат серьезных наблюдений и размышлений автора.
Работу выгодноотличает эта основательность. Исследование показывает эрудированностьдиссертанта, увлеченного рассматриваемой темой.Однако, нужно отметить и ряд недостатков, которые больше можнорассматривать, как рекомендации автору. Сразу хочется указать наперечисленные в автореферате методы исследования, которые у диссертанта-3 слишком скупы: рационалистические, диалектические и общенаучные. Тогдакак в исследовании по эстетике целесообразно использование таких методовкак: феноменологический, эмпирический, семантический, тем более, чтоавтор, по всей видимости, использовал их в своей работе. Анализлитературы, приведенный в начале диссертации, обогатил бы исследование,если бы в его число вошли и работы самих деятелей искусства и литературы,например, проблему пространства и времени серьезно рассматривали в своихработах М. Пруст, Т.
Манн, Рильке, К. Петров-Водкин, В. Кандинский.Большое значение автор исследования отводит «технической» сторонехудожественно-эстетической структуры искусства. Показано, чтотехнические особенности разных видов искусства есть важнейшие факторы,оказывающие влияние на сложение пространственной структурыхудожественного произведения. Однако, как же быть с символом вхудожественном произведении, его роль в пространственно-временномрешении не менее важна. Техническая необходимость, как и объективнаяреальность, которые автор исследования называет в числе важнейшихотправных моментов в создании художественного образа, конечно, имеютместо, но именно творческое воображение, идея создают качественно новыехудожественные образы.Этот недостаток заметен в анализе художественных работ, приводимомавтором диссертации, в частности, на работы К. Петрова-Водкина, гдеосновное внимание уделено технике построения композиции, но при этомупущена важнейшая составляющая творчества художника - символизмхудожественного изображения, который связан с пространственновременным решением картины не меньшим образом.Когда диссертант разделяет свое исследование на анализпространственных и временных искусств, логичным было быпроанализировать и те виды, где пространство и время соединяютсяестественным образом, т.е.
искусство кино, театра, искусство житийнойиконы, лубка и, наконец, комикса. Этот анализ обогатил бы содержаниеисследования и, возможно, помог бы избежать таких подробных описаний,которые автор приводит при анализе повести В. Рослякова «Один из нас». Вэтом параграфе Светлана Валерьевна углубляется в особенности построениялитературных и музыкальных текстов, и, увлекаясь, отходит от обозначеннойтемы.Тот же самый недостаток содержится и в параграфе овзаимозависимости пространственно-временных связей в художественномпроизведении.
Здесь большая часть исследования посвящена анализу-4современного свето-музыкального шоу. Здесь автор неоправданно многоуделяет внимания подробностям процессов сложения музыки.Все эти углубления, хотя и перегружают исследование, но говорят и обувлеченности диссертанта темой исследования. И в целом, не противоречатосновному выводу о том, что работу можно считать сложившимсяисследованием, выполненном на должном уровне.Ошибки допущены диссертантом и в списке литературы: не всебиблиографические описания источников соответствует ГОСТу.Автореферат и публикации Рязановой Светланы Валерьевныполностью соответствуют тексту диссертационного исследования.ЗаключениеТаким образом, кандидатская диссертация Рязановой СветланыВалерьевны "Пространство и время в художественном творчестве"полностью соответствует требованиям Высшей аттестационной комиссиипри Министерстве образования и науки Российской Федерации, в частности,пунктам 9-14 «Положения о присуждения ученых степеней», утвержденногоПостановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013№842 (с изменениями Постановления Правительства Российской Федерацииот 21 апреля 2016 г.
№ 335). Соискатель достоин присуждения искомойстепени кандидата философских наук по специальности 09.00.04 - эстетика.Заведующая библиотекойВысшей школы народных искусств (академии)к.ф.н. Волошина Л.А.191186,Санкт-Петербург,Наб.кан. Грибоедова, д.2, лит.А89522351536уо1ша@уапо!ех_Волошина Людмила Алексг21.05.2018.