Диссертация (Пространство и время в художественном творчестве)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Пространство и время в художественном творчестве". PDF-файл из архива "Пространство и время в художественном творчестве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Санкт-Петербургский государственныйакадемический институт живописи, скульптуры и архитектуры имениИ.Е.Репина»На правах рукописиVРязанова Светлана ВалерьевнаПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕСпециальность 09.00.04 - эстетикаДиссертацияна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководительдоктор философских наукпрофессор В.И.СмирновСанкт-Петербург - 20172СОДЕРЖАНИЕВведение......................................................................................................................
3ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ................................................ 291.1. Особенности эстетической реальности...............................................291.2. Структура эстетической реальности...................................................58ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВО............................................................................ 812.1.
Рольэстетико-идеологическихпринциповвразвитиипространственнойструктурыхудожественногопроизведения.Видовая специфика искусств и художественное пространство.....812.2.Пространство как фактор образования художественноговремени...................................................................................................112ГЛАВА III. ВРЕМЯ.............................................................................................
1383.1.Время как фактор сложения эстетической реальности................... 1383.2.Взаимозависимостьпространственно-временныхсвязейвхудожественном произведении.......................................................... 162Заключение...........................................................................................................
191Список использованной литературы............................................................. 1983ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования закономерно вытекает из кругаключевыхвопросов,связанныхсобщейпроблематикойизученияхудожественного образа, что в первую очередь касается особенностейсложения структурной организации произведений искусства, а такжеистолкования последних. Определение места и роли стоящих в центренастоящегоисследованияпространственно-временныхотношений,являющихся важнейшим условием существования художественного образа,имеет принципиальное значение для его чисто практической реализациихудожником непосредственно в произведении искусства.С одной стороны, интерес к проблеме пространства и времени внаучной и художественной сфере всегда был достаточно велик.
Особенно этоможно отметить в отношении исследований, посвященных изучениюособенностейпространства,свидетельствуютомногочисленныечем,вчастности,трактаты,втойиликрасноречивоиноймерезатрагивающие вопросы перспективы. С другой стороны, все они, какправило,сосредоточеныисключительнонапроблемесобственноперспективного построения как такового, вопросы же взаимосвязи свременной составляющей художественного произведения, по большей части,остаются вне поля зрения исследователей.Кроме того, в настоящее время возрастает интерес к осмыслениюсобственно художественного пространства как такового, в связи с чем,возникает насущная потребность в уточнении, а соответственно, в болеевнимательноманализеспецифическихособенностейпространстваэстетической реальности. В частности, в такого рода конкретизацииособенно остро нуждаются разные виды искусств, и в первую очередьизобразительные.Неменеезначимымдля раскрытия художественногообразапредставляется и вопрос о роли такого важнейшего компонента его4структуры, как время.
Исследователи, обращающиеся к данной проблеме, восновном, рассматривают ее в контексте восприятия произведения искусствареципиентом. Иначе говоря, решают ее, по большей части, в чистопсихологическомключе.Безусловно,зрителю(слушателю)требуетсяопределенное время для того, чтобы он мог осмыслить изображенное нахолсте или исполненное музыкантами (актерами) произведение. Все это так.Однако данный аспект отнюдь не проясняет специфики организациисобственно художественного времени, которое представляет собой один изпринципиально важных элементов эстетической реальности, воплощенной вхудожественном произведении.Вместе с тем, в наши дни в свете сложения нового информационногополя становится актуальной субъективизация представлений о временномконтинууме вообще и художественном в частности, в связи с чем, особуюважностьприобретаетнеобходимостьдальнейшегопроясненияэтоговопроса.Еще один значимый аспект актуальности исследуемой темы теснейшимобразом связан с активно развивающимися в последние десятилетия вобщекультурном пространстве процессами интегративности.
Последняязатрагиваетнетолькохудожественно-эстетическую,мировоззренческую,ноичистосоциокультурную,практическуюсторонысовременного искусства. В результате возникает насущная необходимость восмыслениипроблемывзаимовлияниятакихважнейшихэлементовэстетической реальности, как пространство и время.Итак,настоящееисследованиепредполагаетрассмотрениехарактерных свойств и специфических особенностей пространственновременных отношений как составной, неотъемлемой части эстетическойреальности, воплощенной в художественном произведении.Степень научной разработанности темыПервые попытки раскрыть природу мира художественной реальностипредпринимались еще в античности.
Так, уже в рассуждениях Платона5встречается идея мира воображаемого, который понимается как факторбытования любого творения. В трудах античных мыслителей, размышлявшихо природе искусства, впервые прослеживается мысль о доподлинности бытиясферы возможного (искусства), что, в сущности, вполне соответствуетпонятию«художественнаяреальность».Таковы,например,взглядыАристотеля, для которого наглядным воплощением мира возможногоявляется художественный образ.Начиная с эпохи Средневековья, когда собственно как таковой впервыеи появляется термин «реальность», смысловое постижение этого понятия втой или иной мере отражает идеи Аристотеля о реальности мирапоэтического. Отголоски последнего можно обнаружить и в рассужденияхмыслителей Нового времени и прежде всего в изысканиях И.Канта,обратившегося к проблеме воображения, способного мысленно созерцатьпредметы и без их непосредственного присутствия.Идея одновременного сосуществования возможных вариантов бытия, втом числе связанных со сферой бытования художественных объектов,становится одной из важнейших областей научных изысканий целого рядаисследователей.Так,весьмасерьезныйвкладв разработкуданнойпроблематики внесли М.Хайдеггер и Г.Г.Гадамер, сделавший центральнымобъектом своих изысканий понимание.Немалый интерес к наследию Аристотеля проявляет феноменология.Развивая идеи античного мыслителя об автономии художественного мира,феноменологи,преждевсегопредставителиамериканскойшколы,уделяющие данному вопросу повышенное внимание, пытаются разрешитьпроблему взаимоотношения эстетических чувств и эстетических эмоций.Это, прежде всего, изыскания таких ученых, как М.Бердсли и Э.Лангер.Согласно мнению последней, произведение искусства является не простымвыражением чувств, а логическим построением, своеобразной проекциейчеловеческих эмоций, сведенных к некоей универсальной формуле, а потомупредназначенным не для переживания, а для понимания.6Феноменологическоевидениеизучаемойпроблемывомногомродственно понятию «виртуальная реальность».
Восходя к средневековойсхоластической науке, оно служило средством логического исследованиявопроса об абсолютных сущностях частного порядка. Таковы, например,рассужденияФомыАквинскогоободновременномсосуществованииразноуровневых сущностей. Исчезнув на достаточно длительный период всвязи с утратой к данной проблематике интереса мыслителей, термин«виртуальность»вновьисследовательскихобозначениявходитразработкахвиртуальныхвнаучныйфизиков,частиц,оборотвХХиспользовавшихпредставляющихсобойвекееговдлямнимыеэлементарные объекты. Тогда же в модальной логике получает широкоераспространение понятие «возможный мир», которое один из исследователейданной проблемы, В.А.Емелин, связывает с понятием «виртуальность».Проблема осмысления последнего становится одной из центральных висследованиях таких ученых, как уже упомянутый В.А.Емелин, Н.А.Носов,А.А.Полонников.Проблематика структурной организации собственно эстетическойреальностилежитвосновеисследованийВ.И.СамохваловойиГ.У.Гумбрехта, подчеркивающих важную роль материала, который, помысли исследователей, составляет внутренний пласт творения искусства, врезультате чего, материальная структура становится способом выявлениясущности формы предмета, ее внутреннего, глубинного смысла.Что же касается определения понятия «эстетическое», то в данномслучае необходимо отметить, что исследователи до сих пор не пришли кединому мнению, сходясь лишь в одном: в признании эстетического фактомбезусловной реальности.
Такого мнения, в частности, придерживаютсяЛ.С.Франк,А.Ф.Лосев,символическихВ.М.Видгоф.средств,объяснениитехилираскрываюттрудыиграющихиныхтакихСмысловаяспецификапринципиальноявленийокружающейисследователей,какважнуюзнаковорольвдействительности,В.В.Степин,Ж.Делез,7А.Ф.Лосев, Ю.С.Степанов, Ц.Тодоров, Л.В.Уваров. Вместе с тем, некоторыеученые, такие, например, как С.Т.Махлина, находят, что при всей спецификехудожественных языков как таковых, они, тем не менее, имеют известнуюаналогию знаковым системам.Рядисследователей,обращаяськспецификехудожественнойдеятельности в целом, в то же время касаются и вопросов зависимостиэстетической реальности от культурологических аспектов.
П.А.Флоренский,М.С.Каган, А.К.Якимович, В.В.Селиванов, И.А.Статкевич, Х.Субири в тойили иной мере затрагивают проблему влияния духовной культуры нахудожественно-эстетическое поле произведения искусства. Причем, согласномнению некоторых из указанных авторов, в частности, Х.Субири, понимание«чувствующим человеком»воспринимаемогополя реальностивсегдасубъективно.Проблематика выявления роли художественных средств как таковых врешении художественного образа активно разрабатывается в трудах такихисследователей, как В.В.Быков, рассматривающий значение тех или иныхкомпозиционных средств в создании целостного произведения искусства, атакжеГ.В.Беда,обратившийсякпроблемамвзаимоотношенияформалистической и реалистической живописи.Одним из наиболее разработанных вопросов, бесспорно,вопрос,касающийсяособенностейявляетсяпространственно-перспективногопостроения.
В числе исследователей, обращавшихся к данной проблематике,прежде всего, следует выделить таких авторов, как А.В.Бакушинский,П.Флоренский,Л.Ф.Жегин,Г.К.Вагнер,А.Зайцев,Л.Ф.Дьяконицын,Б.Р.Виппер, Б.В.Раушенбах, А.К.Якимович, Л.В.Мочалов. Рассматриваяспецифику перспективного построения в каком-либо определенном ракурсе,указанные авторы предлагают свою точку зрения на истоки и своеобразиеприродыперспективы.Так,например,А.В.Бакушинский,анализируялинейную перспективу, связывает последнюю с проблематикой восприятияреального пространства и объясняет происхождение этогофеномена8особенностями нашего зрения. Б.В.Раушенбах, обратившийся к вопросупроисхождения такого явления, как обратная перспектива, объясняет еепроисхождение наличием особых условий при созерцании художникомизображаемых предметов.