Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 8

PDF-файл Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 8 Культурология (48967): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре) - PDF, страница 8 (48967) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Из этого отрывкастановится ясно, что ал-Фараби полагал достаточно важным вопросоммузыкальной науки выяснение физической природы звука. Рассуждая далее опричинах звуковысотности, ал-Фараби приводит в качестве ее причин длинуструны и величину тел, издающих звуки76.В дальнейшем теория возникновения звука ал-Фараби была переосмыслена иразвита другими мусульманскими учеными. Так, она критически излагаетсяаш-Ширази в «Жемчужине короны».

В этом трактате аш-Ширази пишет, что,согласно ал-Фараби, не все тела способны производить звуки, которые возникаютлишь при ударе двух твердых тел. Далее, со ссылкой на Сафи ад-Дина ал-Урмави,он указывает на допущенные ал-Фараби ошибки: «Звук возникает потому, чтовоздух оказывается сгущенным между столкнувшимися двумя телами.

Этосгущение воздуха быстро передается по разным сторонам, и каждая частицавоздуха из-за движения другой частицы, с которой сталкивалась первая, быстроударяет, то есть первая из этих частиц ударяет вторую, а она — третью, последняя— четвертую, и, наконец, они доходят до той частицы, которая находится убарабанной перепонки. Затем она ударяется об нее [т. е. перепонку — прим. П.Р.Раджабова], и в тот же момент органы слуха воспринимают звук.

Слухвоспринимает звук повсюду из-за того, что колебание воздуха распространяетсявсесторонне, как волнение на воде, когда бросают в нее камень. Иногда, попричине отдаленности расстояния от источника, звуки могут ощущаться77 очень75Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. С.177.Там же, с.177-178.77У П.Р.

Раджабова — «быть ощущаемы».7636слабо»78.Волноваятеориязвука, описаннаявданномфрагменте,фигурирует еще раньше в «Послании о музыке» Братьев Чистоты. Вполневозможно, что эти строки были написаны именно под влиянием Братьев Чистоты,поскольку представляют собой практически дословное повторение их идей.Братья Чистоты утверждали, что звуки возникают в результате столкновениятел друг с другом.

Объясняя процесс возникновения звука через движение истолкновение тел, Братья Чистоты излагали следующую теорию: «когда два теласталкиваются друг с другом, воздух, проскальзывающий между ними, расходитсяволнами во все стороны. От этого движения возникает сферическая форма,[которая] расширяется так же, как стеклянный сосуд при выдувании. По мере тогокак эти сферические волны расходятся, их движение и волнообразность[постепенно] ослабевают, пока [наконец] не утихнет и не прекратится»79. Ясно,чтоэтототрывокпризваннагляднопродемонстрироватьпринципраспространения звука, однако существуют некоторые разногласия относительнотрактовки примера, приведенного Братьями Чистоты.

Пример с выдуваниемстеклянного сосуда иллюстрирует одновременное расширение во все стороны исоответствует оригинальному тексту. Такую же трактовку мы обнаруживаем впереводе Г. Фармера80. В то же время, прочтение А. Шилоаха, согласно которомуволнообразное движение «расходится так же, как вода в стакане, если на нееподуть»81, ближе к версии, изложенной аш-Ширази. Таким образом, в теорииБратьев Чистоты «причиной величины звука является не что иное, как величинател, издающих звук, сила их столкновения и множество волнообразных движенийвоздуха[, направленных] от них во все стороны»82. В данном фрагменте под«величиной звука», скорее всего, подразумевается громкость, связанная синтенсивностью звуковых колебаний.78Музыкальная эстетика стран Востока. С.291-292.Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’ (Послания Братьев Чистоты).

URL: http://www.almostafa.info/data/arabic/depot/gap.php?file=001691-www.al-mostafa.com.pdf (дата обращения: 12.04.2014). С.67.80Farmer H.G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. London: William Reeves, s.a. Р.293.81Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT): AshgateVariorum, 2003.

Р.18.82Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.68.7937Что касается концепции восприятия звука, изложенной в «Послании омузыке», в целом она заключается в том, что человек или любое животное,имеющее уши, находясь рядом с источником звука, воспринимает при помощиушей звуковые колебания, которые передаются в мозг: «Если человек или другоеживотное, имеющее уши, находится поблизости от этого места, то воздух,волнообразно распространяясь, проникает в их уши и достигает слуховых каналовв задней части мозга.

Находясь там, воздух продолжает волнообразнораспространяться, при этом слух ощущает это движение и изменение. <…> когдалюбые два тела сталкиваются мягко и нежно, звук [от их столкновения] неслышен, так как воздух проскальзывает между ними мало-помалу — в такомслучае звук не возникает. При столкновении тел звук возникает, только если ударбыл сильным и быстрым, поскольку воздух, теснимый при этом внезапно, быстроволнообразно распространяется на шесть сторон и, таким образом, звук возникаети становится [слышимым]»83.Рассматривая зависимость громкости звука от размеров «звучащих тел»,Братья Чистоты поясняют, что «твердые полые тела, такие, как сосуды и бубны, атакже кувшины, при ударе звучат еще долгое время, так как воздух в их полостиотдается [от стенок] и наталкивается на них раз за разом, пока не успокоится.

Ичем шире тело, тем сильнее звук, потому что воздух [в нем] сталкиваетсямногократно»84. В этом отрывке можно усмотреть зачатки изучения явленийреверберации и резонанса. Согласно Братьям Чистоты, по своим качествам звукибывают восьми видов: сильные (‘aз̣ӣм) и слабые (с̣aг̣ӣр), быстрые (сaрӣ‘) имедленные (бaт̣ӣ’), высокие (х̣āдд) и низкие (г̣aлӣз̣), тяжелые (джaхӣр) и легкие(ӽaфӣф). Высота и сила звука рассматривались и Братьями Чистоты, иаш-Ширази, как свойства, присущие самому звуку. При этом средневековыемусульманские ученые, в частности ал-Фараби и Ибн Сина, отдавали себе отчет,что хотя «высотные положения звуков сами по себе могут охватывать любойнеограниченный [диапазон], но по отношению к слуховому восприятию они8384Там же, с.67-68.Там же, с.68.38конечны»85.

Поэтому в музыке можно использовать лишь те звуки, которыедоступны человеческому восприятию, благодаря чему слушатель может судить обих благозвучии или неблагозвучии. Следовательно, звуки, используемые вмузыке, согласуются «не с возможностями природы, но с возможностямичеловека»,который,основываясьнаслуховомопыте,выбираетболеесовершенное86.Братья Чистоты понимали, что высота звука зависит от количества колебанийза единицу времени, о чем свидетельствует отсылка к колебанию крыльев иструны как причине возникновения звука: «Что касается живых существ, необладающих легкими, таких, как осы, саранча, сверчки и тому подобные, ониприводят воздух в движение [благодаря] быстрому и проворному [трепетанью] ихкрыльев, от чего и возникают различные звуки, как это происходит в случаеприведения в движение струн уда.

Разнообразие видов [звуков] и их различиезависит от толщины и длины крыльев и быстроты[, с которой они приводятся в]движение»87.Болеедетальногоизложенияпринципазвуковысотностив«Послании о музыке» нет, но оно имеется в трактате аш-Ширази: «Вчеловеческом горле звуки образуются в результате резкого прохождения(выталкивания) воздуха по трахеям легкого через гортань и голосовые связки. Впротивном случае звук не образуется.

Чем резче прохождение воздуха, тем вышезвук; когда оно слабо, образуется низкий звук. В духовых инструментах, в томчисле и в человеческом горле, высокие и низкие звуки образуются иным путем,чем в струнных инструментах. В духовых инструментах звуки возникают потому,что частицы вдуваемого воздуха резко ударяются, проникая через отверстиевнутрь инструмента.

Так образуются сгущения воздуха, за которым следуютдругие его частицы, благодаря чему и появляется звук. В струнных инструментахзвуки образуются лишь тогда, когда струну заставляют вибрировать. Когда мытрогаем рукою струну, она колеблется в воздухе. При ударе по натянутой струне85Даукеева С.Д.

Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. С.173.Музыка народов Азии и Африки. 1984. Вып.4. С.172.87Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.69.8639она отклоняется в ту сторону, куда направленудар.Затем[силойнатяжения] струна направляется в противоположную сторону и [по инерции]переходит ту первоначальную границу, на которой она находилась до моментаудара.

Это колебательное движение продолжается несколько раз. Некотороевремя струна продолжает колебаться [в воздухе] из одной стороны в другую. Приэтом воздух приводится в движение колеблющимся телом. Степень высотызвуков зависит от частоты [этого] колебания [струн].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее