Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 7

PDF-файл Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 7 Культурология (48967): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре) - PDF, страница 7 (48967) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Чувства и знания, приобретаемые в акте слушания,являются данностью; они могут не иметь явной причины, и им может несоответствовать никакое словесное выражение, поскольку это тот вид познания,который непосредственно «чувствуется» или «вкушается», а не передается припомощи знаковой системы. Звук, сам по себе, не обладает никаким значением,поэтому музыка лучше всего подходит для такого «вкушения»: те знания иличувства, которые приобретает человек под ее воздействием, не всегда можнострого логически связать с предшествующим знанием или опытом, такимобразом,создаетсявпечатление,чтоониберутся«ниоткуда»илиженепосредственно от Бога. В таких случаях велика вероятность того, что другиелюди, не испытавшие того же, могут усомниться в том, что такой вид познаниявозможен и способен привести к истине, поэтому ал-Газали пишет, что если некоезнание или чувство невозможно выразить словами, это не значит, что оно вовсеотсутствует.60Ал-Г̣азāлӣ. Воскрешение наук о вере.

С.107.Там же, с.108.62Там же, с.110.63Там же, с.111.6131Огромнуюрольвфилософии суфизма и, в частности в обоснованиилегитимности практики самā’, играло символическое толкование, котороеосуществлялось на основе принципа з̣ахир—бāт̣ин (з̣ахир — «внешний, явный,видимый», бāт̣ин — «внутренний, сокрытый, тайный»). Суфизм, опирающийсяна «тайный», эзотерический смысл Корана, придавал особое значение символикев обрядах самā’ и, следовательно, в музыке. Символическим значениемнаделялись все аспекты самā’: музыкальные инструменты, движения64, дыхание,слова.

«Музыкальная» символика часто фигурирует в суфийской поэзии.Например, Джалал ад-Дин Руми (1207-1273) придавал особое значение флейтенāй65, «которая, будучи вырезанной в тростниковых зарослях, является символомчеловеческой души, оторванной от своей неземной родины. Печаль флейты — этопечаль «совершенного человека» (инсāн-е кāмил), жаждущего соединиться сГосподом»66.В средневековой мусульманской культуре считалось, что совершенныемелодии побуждают человека к обретению духовных благ, среди которых —мудрость и знание. Таким образом, музыка не только способствоваланравственному совершенствованию человека, но и имела познавательноезначение: «Слушание хороших мелодий отвращает человека от невежества»67.Удовольствие,получаемоеотмузыки,игралонемаловажнуюрольвосуществлении познавательной и воспитательной функции музыки, поэтомузадачей науки о музыке было выявление того, благодаря чему музыка становитсясовершеннее и, следовательно, доставляет душе большее наслаждение.

Однако,если оценка музыкальной практики в исламе была неоднозначной, то развитиемузыкальной науки исламом никак не ограничивалось. Средневековые трактаты омузыке нередко содержат прославление музыкальной науки. Например, Дервиш64О символике движений во время самā’ братства Маулавийа см.

статью И.Э. Бинбас «Музыка и самā‘ братстваМаулавийа в XV и XVI веках: происхождение, ритуал и структура» (Sufism, music and society in Turkey and theMiddle East. - 1997. Vol.10. P.60-61).65О символическом толковании флейты-нāй Руми см. A. Шиммель «Роль музыки в мусульманском мистицизме»(Ibid., P.13-14).66Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т. Т.1. / общ.

ред. Ю.М. Кобищанова М.: РОССПЭН, 2008. С.383.67Музыкальная эстетика стран Востока. С.319.32Али писал, что «музыкальная наука благородна, она приносит наслаждениечеловеческой душе. <…> музыкальная наука — одна из божественных тайн, онадоступна не всякому, и ее могут понимать только люди, обладающие здоровымслухом»68.Традиция написания философских трактатов по музыке развивалась вплоть доконца XVII в., после чего начался период постепенного усиления влиянияевропейской музыкальной теории.

Продолжателем мусульманской музыкальнофилософской традиции в Новейшее время можно считать индийского суфия имузыканта начала XX в. Хазрата Инайят Хана. В его самом известном труде омузыке «Мистицизм звука» изложена философская концепция музыки в суфизме,отсылающая во многом к науке о музыке, сложившейся в средневековоймусульманской культуре.

Несмотря на все различия, существующие междуарабской, турецкой, иранской, среднеазиатской и индийской музыкальнокультурнымитрадициями,мыможемговоритьонекойобобщенной«мусульманской» философии музыки (так же, как, не умаляя значениенациональных культур народов, исповедующих ислам, принято говорить оналичии общей «мусульманской культуры»), так как мыслители, писавшие омузыке, принадлежали к определенной философско-религиозной традиции,которая задавала «координаты» философского осмысления феномена музыки вмусульманской культуре.68Там же.331.2.

Онтологические основания музыки как феномена культурыЗнание о музыке (в первую очередь, философское) начинается с вопроса «Чтотакое музыка?» Этот вопрос является фундаментальным для философии музыки,в рамках какой бы культуры она ни развивалась. В процессе размышлений о том,в чем же заключается сущность музыки, формируется модель бытия музыки и,тем самым, задаются онтологические основания феномена музыки в конкретнойкультуре.

Онтологические основания или, по выражению Н.Б. Нечаевой,«первичныеонтологии»музыки69складываютсявпроцессеразвитиямузыкальной культуры, которые, со своей стороны, задают параметрымузыкального бытия и определяют его сущностные характеристики и смыслы.Проблема сущностных оснований феномена музыки издавна была предметомфилософского осмысления.

Обращение к философской проблеме бытия,онтологического основания мира, человека и музыки, явно прослеживается всредневековой мусульманской философии музыки. Не случайно сама музыказачастую трактовалась средневековыми мусульманскими мыслителями какфилософское знание, дающее понимание онтологических оснований мира ичеловека.

В связи с этим особое значение принимает рассмотрение проблемыприроды и сущности музыки, то есть вопросов бытийных (онтологических)оснований самого феномена музыки в средневековой мусульманской культуре.Попытки ответить на вопрос о сущности и природе феномена музыки неизменнововлекают в проблемную область онтологические категории бытия, времени,пространства, движения, которые содержатся в фундаментальных понятияхмузыкальной культуры.Большинство философов, как современных, так и средневековых, соглашаютсяс тем, что основа бытия музыки — это звуки. В монографии А.С. Клюева«Онтология музыки» звук назван «субстанциальной основой» и «онтологической69Нечаева Н.Б. Антропологический, ритуальный и экстатический аспекты генезиса музыкального творчества какфеномена культуры. URL: http://www.sofik-rgi.narod.ru/avtori/dpf_2004/ne4aeva.htm (дата обращения: 11.11.2014).34“порождающей”» музыки70. Г.

Орлов в книге«Древомузыки»приводитследующую «афористическую формулу»: «Музыка — это организованныйзвук»71. Дальше он развивает эту мысль: «Звук (вместе со своей средой —молчанием) и порядок составляют два минимальных условия любой музыки.Неорганизованный звук остается шумом; порядок, не выявленный посредствомзвука, недоступен восприятию»72. Чтобы ответить на вопрос, соблюдались ли эти«дваминимальныхусловия»существованиямузыкивсредневековоймусульманской культуре, необходимо рассмотреть, каково было понимание звукав рамках мусульманской средневековой науки и философии. Концепция звука,несмотря на кажущуюся всеобщность и универсальность, имеет явно выраженныймузыкально-культурологическийсмысл,тоестьсуществуетврамкахопределенной музыкальной культуры, которая его сформировала.Термины, употреблявшиеся в средневековых трактатах мусульманскихмыслителей, которые можно соотнести с понятием «звук» — это с̣аут и āвāз (мн.ас̣вāт и āвāзāт).

Все научные определения звука, которые мы можем из нихпочерпнуть73, так или иначе, отсылают к физике и акустике. Например, в трактатеКутб ад-Дина аш-Ширази (1236-1310) «Жемчужина короны [служащая] дляблеска порфиры» дается такое определение звука: «Звук (с̣аут) — явление,воспринимаемое слухом»74. Для большинства средневековых мусульманскихтеоретиков музыки изучение физической природы звука — необходимый этаппознания основ музыки. Рассуждения о природе звука в научно-философскихтрактатахтакихизвестныхсредневековыхмусульманскихмыслителей-энциклопедистов, как ал-Фараби, Братья Чистоты, Ибн Сина, начинались сисследования физического аспекта звука.В «Большой книге музыки» ал-Фараби, излагая «теоретические основыискусства» музыки, обращается к физике: «Это рассуждение [посвящено]70Клюев А.С.

Онтология музыки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Университета, 2003. С.98.Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2005. С.96.72Там же, с.97.73В данном случае мы не рассматриваем суфийскую концепцию звука как «пищи духа».74Музыкальная эстетика стран Востока. С.288.7135исследованию звучания и звуков с точки зрения причин их возникновенияи бытия, а также причин присущих им акциденций, рассматриваемых в физике.Следовательно,ученыйвэтомискусстведолженобладатьзнаниеместественнонаучных вопросов, принимая их за основы своего искусства, а именно[знанием] того, какие тела производят звуки (ас̣вāт), а какие — нет, причин, покоторым [одни из них] производят звуки, а [другие] беззвучны, причинзвуковысотности, а также различий [звуков] по высоте»75.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее