Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
аль-Насири «Искусство и творчество в воззренияхмусульманскихмыслителей».Некоторыемузыкально-философскиеидеиизложены в работах А. Курбанмамадова «Эстетическая доктрина суфизма»,А.Х. Кысымжанова «Эстетические взгляды Фараби», статьях А. Джумаева «ИбнСина об общественных функциях музыки», «О музыкально-эстетических взглядахИбн Сины» и Г.Б. Шамилли «Модель творения как “ключ” к пониманиюмакамного искусства», «Музыка небесного и земного храма», «Философиямузыки Фахр ад-Дина Рази: свое и чужое». А. Шилоах также уделил значительноевнимание средневековым мусульманским музыкально-философским идеям всвоих статьях, изданных в двух сборниках: «Значение музыки в исламской ииудейской культурах» и «Музыка и ее достоинства в исламских и иудейскихсочинениях»19.
В то же время сегодня наблюдается отсутствие обобщающихработ о положении философии музыки в средневековой мусульманской культурес позиций философского и культурологического знания. На данный моментединственныммусульманскойисследованием,средневековойпосвященнымфилософиицелостномумузыки,рассмотрениюявляетсяработаамериканского философа арабского происхождения Ф. Шехади «Философиямузыки в средневековом исламе»20, изданная двадцать лет назад.Разделы трактатов «Послания Братьев Чистоты» (Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’) и«Воскрешение наук о вере» (Их̣йā’ ‘улӯм aд-дӣн) Абу Хамида ал-Газали,связанные с музыкальными явлениями, неполный перевод которых представлен вприложениях к диссертационному исследованию, не раз привлекали вниманиеевропейских и отечественных ученых.
«Послание о музыке» (Ал-Рисāлафи-л-мӯсӣк̣ā) Братьев Чистоты было частично переведено на русский языкА.В. Сагадеевым и издано в книге «Музыкальная эстетика стран Востока»21, в19Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT): AshgateVariorum, 2003; Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. Aldershot (GB); Burlington (USA):Ashgate Variorum, 2007.20Shehadi F.
Philosophies of Music in Medieval Islam. Leiden: Brill Academic Publishers, 1995.21Музыкальная эстетика стран Востока: сборник / общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967.С.262-176.12которой также содержатся переводы другихисточниковпомузыкеразличных народов Востока. Полный комментированный перевод «Послания омузыке» на английский язык был осуществлен А. Шилоахом22. Помимо этогосуществует перевод на английский язык, выполненный музыковедом О. Райтом23.«Книга об этике слушания и экстатическом состоянии» (Китāб āдāб ал-самā‘ва-л-ваджд) из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали былаполностью переведена на английский язык Д.Б.
Макдоналдом и опубликована сегокомментариямив«ЖурналеКоролевскогоазиатскогообществаВеликобритании и Ирландии»24. Частичный перевод «Книги слушания и экстаза»на русский язык был сделан В.В. Наумкиным25. В 2007-2011 гг. вышли три томаиз десятитомного издания «Возрождение религиозных наук» ал-Газали, в которыхпредставлен перевод на русский язык лишь «Первой четверти о видахпоклонения». В данном диссертационном исследовании приводится переводфрагментов «Послания о музыке» Братьев Чистоты и «Книги об этике слушания иэкстатическом состоянии» из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали,которые на русский язык ранее не переводились.Данный обзор научных работ, посвященных мусульманской музыкальнойтрадиции, позволяет констатировать, что отечественными востоковедами имузыковедами не проводилось специальных исследований, которые бы в полноймерераскрывалимузыкально-философскиевоззрениясредневековыхмусульманских мыслителей.
В связи с этим мы надеемся, что диссертационное22Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT): AshgateVariorum, 2003. P.5-73.23Epistles of the Brethren of Purity. On music: an Arabic critical edition and English translation of Epistle 5 / Ed. and tr. byO. Wright. Oxford: Oxford University Press, 2010. 195 p.24Macdonald D.B. Revival of religious sciences.
On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music andsinging being a translation of the Ihya’ Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal ofthe Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - April 1901. - Vol.33. - P.195-252; Macdonald D.B. of religioussciences. On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya’Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of GreatBritain and Ireland.
- October 1901. - Vol.33. - P.705-748; Macdonald D.B. Revival of religious sciences. OnMusic&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya’ Ulum ad-Dinof al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain andIreland. - January 1902. - Vol.34. - P.1-28.25Ал-Г̣азāлӣ Абӯ Х̣āмид. Воскрешение наук о вере (Их̣йa’ ‘улӯм ад-дӣн): избранные главы / пер. с араб.,исследование и коммент. В.В.
Наумкина. М.: Наука, 1980. C.97-131.13исследование внесет свой вклад в разработку этой научной проблемы идаст толчок к появлению новых исследований в данной области.Цель и задачи диссертационного исследования.Цель исследования заключается в выявлении и анализе философского аспектамусульманского средневекового музыкально-теоретического знания, изучении егороли и места в средневековой мусульманской культуре.Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:1. Выявитькругмузыкально-философскихпроблемвмусульманскойсредневековой культуре.2. Проанализировать основные направления средневековой мусульманскойфилософии музыки.3.
Выявить характерные черты мусульманской средневековой философиимузыки.4. Представить целостную картину музыкально-философских концепцийсредневековых мусульманских мыслителей.5. Представить анализ концепции музыки в средневековой мусульманскойкультуре посредством выявнения ее сущности и специфики.6. Рассмотретьпознавательную,воспитательную,рекреативную,эстетическую, коммуникативную, культурно-мировоззренческую функциимузыки в воззрениях мусульманских средневековых мыслителей.7. Определить роль музыки в мусульманской средневековой культуре.Теоретико-методологическая база исследования обусловлена целью изадачамидиссертации,атакжеспецификойанализируемогоматериала.Поскольку исследование музыкальных культур мира невозможно без учетаобщего историко-культурного контекста, в работе использовались методы,применяемые в культурологии. В частности, компаративный метод позволилвыявить универсальные и специфические черты, присущие мусульманскойсредневековойконцепциимузыки.
Системныйподходдалвозможностьрассмотреть философию музыки как целостный феномен культуры, показав ее наопределенном историческом этапе во всей полноте ее внутренних и внешних14связейиотношений.Такжев диссертационномисследованиибылприменен структурно-функциональный метод. Аксиологический подход позволилрассмотретьсредневековуюмусульманскуюфилософиюмузыкикаксовокупность ценностей и идеалов, присущих данной культуре, проанализироватьфеномен музыки в человеческом измерении, исходя из его потребностей.Источниковедческая база исследования.В диссертации были использованы источники на арабском языке, а также впереводах на русский и европейские языки, что продиктовано целью и задачамидиссертационного исследования. Научное исследование и разработка темыоснованы на изучении арабских и персидских источников, освещающихфилософскийсредневековыхрассмотренииаспектмузыки.мусульманскихфилософииОсновудиссертациимыслителей,музыкивсоставляютявляющиесяконкретныхтрудыбазовымиприкультурно-историческихусловиях.
В первую очередь, это трактаты философов, заложивших основыфилософии музыки в средневековой мусульманской культуре, таких какал-Кинди, ал-Фараби (раздел о музыке «Слова о классификации наук», «Большаякнига музыки»), Братья Чистоты («Послание о музыке»). Также особое значениедля исследования имели работы Ибн Сины (раздел о музыке «Книги знания»,«Книгиисцеления»),ал-Газали(фрагментыиз«Эликсирасчастья»и«Воскрешения наук о вере»), «Жемчужина короны» аш-Ширази и трактаты омузыке других средневековых мыслителей, сыгравшие значительную роль вразвитии концепции музыки в средневековой мусульманской культуре.
Крометого, в диссертационное исследование вошли работы других средневековыхмусульманских мыслителей, посвященные музыке, в том числе анонимныетрактаты по музыке.Основные положения, выносимые на защиту.1. Несмотря на отсутствие в мусульманской средневековой культуре научнойдисциплины под названием «философия музыки», наличие в мусульманскойсредневековой философии проблемной области, связанной с философскимосмыслением феномена музыки, позволяет рассматривать научно-философские и15религиозныетеорииотносительно музыки и ее функционирования вобществе и мире, ее роли в физической, духовной и интеллектуальной жизничеловека, именно как философию музыки.2.
Концепция музыки в средневековой мусульманской культуре определяетсянесколькими ключевыми понятиями (мӯсӣк̣ā, г̣инā’, самā‘), каждое из которыхявляется многозначным и выражает какой-либо аспект музыки как феноменакультуры, что обусловлено особенностями исторического и культурногоразвития.
В связи с этим современное понятие «музыка» не сводится к какому-тоодному эквиваленту в средневековой мусульманской музыкально-теоретическоймысли.3. В средневековой мусульманской культуре существовало понятие о музыкекак философской науке, изучающей как сугубо музыкально-теоретическиевопросы (интервалы, законы построения и структуру музыкального произведения,виды музыкальных инструментов, их строение и так далее), так и философскиевопросы(причинывозникновениямузыки,взаимоотношениямузыкисдействительностью — космосом, природой, обществом, человеком, с другимивидами искусства и религией). Формирование этой науки о музыке (‘илмал-мӯсӣк̣ā)связаносименамикрупнейшихпредставителейвосточногоперипатетизма (фалсафа) — ал-Кинди и ал-Фараби.4. Понятия мӯсӣк̣ā и г̣инā’ («пение») могли находиться по отношению друг кдругу как в оппозиции «музыкальная теория — музыкальная практика», так иупотребляться в качестве синонимов, обозначая «музыку» в самом широкомзначении. Однако данная оппозиция «музыкальная теория — музыкальнаяпрактика» не сводится к оппозиции «наука — искусство».5.