Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
- 2008. - Вып.3. - С.43.5Арабская средневековая культура и литература: сборник статей зарубежных ученых / сост. и авт. предисл.И.М. Фильштинский. М.: Наука, 1987. С.46.6Подробнее о понятии «музыкально-культурная традиция» см. статью Дж.К. Михайлова «К проблеме теориимузыкально-культурной традиции» (Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М.: МГК, 1986. С.3-20).7музыкально-культурнойтрадиции7. Говоря о мусульманской музыкально-культурной традиции, мы подразумеваем музыкальную традицию, возникшую натерритории Ближнего Востока, носителями которой являются представителиразличных народов (арабы, персы, турки и т. д.), традиционно исповедующихислам.Формирование данной музыкально-культурной традиции происходило в эпохусредневековья. В данном случае исторический период, который назван«средневековьем» не вполне совпадает с «европейским средневековьем».Изучение так называемых «традиционных» культур привело европейских ученыхк мысли, что общепринятая западноевропейская периодизация не соответствуеткультурно-историческим реалиям неевропейских культур и цивилизаций.
Однакопонимание этого не отменило названий, традиционно присваиваемых тем илииным историческим эпохам и периодам, а привело к смещению их границ.Поэтомуданноеисследованиеохватываетширокийкругмузыкально-теоретических и музыкально-философских воззрений мусульманских мыслителейVII-XVIIIвв.(внекоторыхслучаяхверхняяграница«мусульманскогосредневековья» отодвигается до XIX в.). В то же время следует оговорить, что,поскольку диссертация не представляет собой изложение истории музыки илиистории философии музыки мусульманского мира, принцип хронологическогоизложения материала в ней не соблюдается.В состав музыкально-культурной традиции данного региона входит кактрадиционная музыка и музыкальные инструменты, так и весь корпусфилософских трактатов и религиозно-идеологических представлений о музыке,сложившихсявсредневековоймусульманскойкультуре.Именноэтотфилософско-теоретический «базис» позволяет носителям другой музыкальнойкультуры не просто ознакомиться с традиционной музыкой, но осмыслить7Формированию единой музыкально-культурной традиции способствовали такие факторы, как существованиеАрабского Халифата, наличие на его территории единой религии — ислама и единого языка науки и философии —арабского; активное межкультурное взаимодействие, в ходе которого арабы познакомились с музыкальнымитрадициями других народов, и в результате чего на Ближнем и Среднем Востоке получили распространение общиеинструменты и принципы ладотональной и ритмической организации, а также музыкально-философские теории.8концепцию музыки в определенном культурном контексте, поскольку связьмузыки и культуры раскрывает себя в философских идеях о музыке.
Философиямузыкиопределяетрелигиозно-философскийиэтико-эстетическийканонвосприятия и создания музыки в данной культуре.Музыка издавна была предметом философских размышлений. Религиознофилософская концепция музыки, сформировавшаяся в рамках мусульманскойсредневековой культуры, представляет собой то, что в европейской науке принятоназывать «философией музыки».
Возможно, не все согласятся, что философиямузыки есть в иных, помимо европейской, культурах. Конечно, данное названиеявляется в какой-то степени условным, поскольку средневековая мусульманскаясистема научно-философского знания (как и сама концепция науки-знания —‘илм) отличалась от современной европейской, и отдельной научной дисциплиныпод названием «философия музыки» в ней не было. Однако данное определениепредставляется нам оправданным по отношению к тем именно философскимвопросам музыки (о природе и происхождении музыки, ее принадлежности кмировой гармонии, ее этических и эстетических аспектах и т. д.), которыерассматривались мусульманскими мыслителями.
Осмысление феномена музыкистало важной проблемой в рамках арабо-мусульманской философии, котораяформировалась и развивалась представителями различных народов. В связи сэтим включение музыкально-философских идей в средневековую мусульманскуюфилософию музыки определяется не столько национальной принадлежностьюмыслителей, сколько их принадлежностью к определенной культурной традиции,в рамках которой были выработаны основы исламского понимания музыки: еероль в жизни человека, познавательная, воспитательная, эстетическая и иныефункции, место в общей картине мира.Степень научной разработанности темы.Реалии современного мира естественным образом определяют приоритетныенаправления в востоковедении.
В связи с этим, в последнее время интересисследователей по большей части сосредоточен на изучении социальнополитических и религиозных процессов и явлений, наблюдаемых в исламском9мире. В то же время музыкальная культура мусульманских народов несовсем обделена вниманием отечественных и зарубежных ученых. Несмотря насравнительнонебольшоеколичествосовременныхработ,посвященныхразличным аспектам мусульманской музыкальной культуры, в XX веке этонаправление развивалось довольно активно. В этот период были написаныосновные труды по истории и теории музыки региона, среди которых особенноследует выделить работы британского музыковеда Г.Дж. Фармера «Историяарабской музыки до XIII века», «Исторические факты арабского музыкальноговлияния»8 и другие его книги и многочисленные статьи, без которых до сих порне обходится практически ни одно исследование арабской музыки.
Значительноевлияние на развитие данного направления в востоковедении и музыкознанииоказалшеститомныйтрудбаронаР. д’Эрланже, четыретомакоторогопредставляют собой переводы источников с арабского на французский —«Большая книга музыки» ал-Фараби, раздел о музыке «Книги исцеления» ИбнСины, «Книга о “кругах”» и «Рисала аш-шарафийа» Сафи ад-Дина ал-Урмави,«Послание победы» Мухаммада ибн ‘Абд ал-Хамида ал-Лазики9.Также значительный вклад в изучение мусульманской музыкальной культурывнесли французский музыковед Ж. Дюринг10, чей интерес сосредоточен наперсидской музыкальной традиции, и израильский исследователь арабской иеврейской музыки А. Шилоах.
В своей монографии «Музыка в исламском мире:социокультурныйанализ»11А. Шилоахпредпринялпопыткуцелостногорассмотрения музыкальной культуры мусульманского мира в совокупности всехсоциально-культурных факторов. Помимо того, что в ней представлена историяарабскоймузыкиразнообразныемузыкальной8классическоголокальныетеории.стилиАрабскаяпериода,ивнейобъясняютсятакженекоторыемузыкально-культурнаяописываютсяособенноститрадициятакжеFarmer H.G.
A History of Arabian Music. To the XIIIth century. London: Luzac&Co., 1929; Farmer H.G. HistoricalFacts for the Arabian Musical Influence. London: William Reeves, s.a.9D’Erlanger R. La musique Arabe: Trad. française. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1930-1949. 5 т.10During J.
Musique et extase: l’audition mystique dans la tradition soufie. Paris: Albin Michel, 1988; During J.,Mirabdolbaghi Z. The art of Persian music: lessons from master Dariush Safvat. Washington (DC): Mage Publishers, 1991.11Shiloah A. Music in the world of Islam: a socio-cultural study. etroit: Wayne State University Press, 1995.10рассматриваласьвработах американских музыковедов арабскогопроисхождения А.Дж. Рэйси12 и Дж.Д.
Сава13.Среди отечественных исследователей мусульманской музыкальной традицииможно отметить В. Беляева14, Т.С. Вызго15, У. Гаджибекова16, И.Р. Еолян17,В.С. Виноградова18 и его работы по персидской традиционной музыке, а изнаиболее современных (изданных за последние десять лет) — монографииГ.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики» иТ.С. Сергеевой «Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики» и ихстатьи, посвященные персидской и андалузской музыкальным традициямсоответственно.Чтокасаетсяисследований,написанныхнаязыкахмусульманских народов, то современная социально-политическая ситуация неспособствует интересу к данной теме, те же работы, которые были написаны вовторой половине XX века, не отвечают цели и задачам диссертационногоисследования.О необходимости рассмотрения средневекового мусульманского научнофилософского наследия для понимания мусульманской музыкальной культурыписали многие отечественные и зарубежные ученые.
Однако поскольку изучениемусульманской музыкальной традиции до сих пор является прерогативойискусствоведов и музыковедов, на сегодняшний день опубликовано не так многоработ, посвященных средневековой мусульманской философии музыки. Средисовременных исследований музыкально-философского аспекта средневековоймусульманскойкультурыстоитвыделитьмонографииС.Д.Даукеевой«Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби» и Г.Б.
Шамилли12Racy A.J. Making Music in the Arab World. The Culture and Artistry of Ṭarab. Los Angeles: Cambridge UniversityPress, 2004.13Sawa G.D. Music Performance Practice in the early Abbasid Era. 132-320 AH-750-932 AD. 2-nd edition. Ottawa: TheInstitute of Mediaeval Music, 1994.14Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады. М.: Советскийкомпозитор, 1971.15Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М.: Музыка, 1980.16Гаджибеков У.
Основы азербайджанской народной музыки. Баку: Азербайджанское государственноемузыкальное издательство, 1957.17Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977; Еолян И.Р. Традиционная музыка арабского Востока.М.: Музыка, 1990.18Виноградов В.С. Классические традиции иранской музыки. М.: Советский композитор, 1982.11«Классическая музыка Ирана. Правила познанияипрактики»,атакженебольшую работу А.