Диссертация (Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв), страница 8

PDF-файл Диссертация (Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв), страница 8 История (47887): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв) - PDF, страница 8 (47887) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв". PDF-файл из архива "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Барг, «пуританизм раз и навсегда утвердил наскале веры слово Божие»98, что имело выраженный консервативный аспект, далеко невсегда совместимый с модернистскими общественно-политическими устремлениями96Можегов В. Пуританская этика и идеология Нового Света. 2.08.2013. URL: http://rusmir.in.ua/rus/4341-puritanskaya-etika-i-ideologiya-novogo-sveta.html97Гофман М. Американская Идея. URL:http://www.textfighter.org/raznoe/Sociolog/gofm/gofman_m_amerikanskaya_ideya_sotsialnoi_kulturologii.php98Барг М.А. Цит по: Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1606-1642.М.: 1978. 334 с.32Нового Света.Интересно, что в начале Века разума и просвещения в американскихколониях возросла роль наглядных форм проповедничества, стремившихся к сильномуэмоциональному воздействию на верующего, пытавшихся возродить мистический дух, нопочти отрицавших, при этом, церковную организацию.

Вышеупомянутый М.А. Баргписал: «Мистицизм XVIII века превращал веру, в конечном счете, в «индивидуальныйопыт», разрушая основы всякой церкви, установления которой рассматриваются как«мертвые путы» для вечно живой истины».99Важно понимать, что пуританизм, лишившись идеологической монополии уже впервой половине XVIII века, успел проложить историческую колею для дальнейшегодуховного развития американской нации. Общество, не имея длительной историисовместного проживания своих членов, объединилось через ощущение собственнойисключительности, дихотомически сочетавшейся с универсализированным, лишеннымтрадиционной национальной культуры образом жизни.

Религиозное мышление в СШАрассматривало зарождающееся государство как дар Творца, а американцев как избранныйнарод, исполняющий Божью волю. Поэтому можно сказать, что идеологическоевосприятие самих себя как носителей особых ценностей сформировало и самугражданскую идентичность американцев.100Э.Я. Баталов по этому поводу справедливо отмечает: «Обобщенным выражениемпредставлений американцев о своей избранности (уникальный континент, дарованныйВсевышним, уникальный народ, ведомый Богом; уникальный политический строй,уникальная империя; необыкновенное будущее, уготованное Америке, которое не будетпоходить на судьбу других стран, игравших первые роли в мировой истории) сталаконцепция американской исключительности (American exceptionalism)».101 Из идеи особственной исключительности и уникальной миссии всемирно-исторического масштабавытекают мессианские императивы, направленные за пределы США.99Там же.100См.: Алхименков М.А.

«Роль протестантского мессианизма в историческом развитии США», ВестникСПбГУ, 2014, серия 6, № 2.101Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.,2005. С. 17.33При этом протестантизм как доминирующая форма американской религиознойжизни не только стал важнейшей составляющей самоидентификации англосаксонскогоэтнокультурного ядра Соединенных Штатов, но и заложил фундамент американскогонационального самосознания.

Такое влияние пуританства и вообще американскогопротестантизма на характер американцев и их отношение к миру встречает разныеоценки. Антигуманистическую природу, скрытую в них, подчеркивает В. Можегов. Онпишет: «… свобода американского общества не имела ничего общего с прежнейхристианской свободой Средних Веков (знаменитое «люби и тогда делай что хочешь» Бл.Августина).Этобыласугубовнешняясвобода,преждевсего–свободапредпринимательства (т.е. свобода делать на ближнем деньги, как без обиняков заключалБен Франклин)».102 Исследователь заключает: «Тип современного американца началскладываться, лишь только идею Бога в пуританском обществе стала все болеенастойчиво вытеснять идея Денег. (этот важный момент зафиксировали в историизнаменитые «Наставления купцу» Бена Франклина, являющие по стилю и духучистейшую пуританскую проповедь, только вместо идеи Бога в них везде фигурируетидея Денег)».103Напротив, моральную роль пуританства и разумную осторожность по отношению кмиру подчеркивал А.

Голдфингер: «Влияние пуритан вышло за пределы колонии ипронизало поведение других колонистов вдоль Атлантического побережья, а их этика иприверженность библейскому предписанию стали столь укорененными в верованиях иценностных суждениях всех жителей этого полушария, что некоторые писатели иисследователи признали уникальный характер их влияния на поведение и назвали это«протестантской этикой».104 А. Голдфингер полагал: «Пуританское влияние очевидно нанациональном уровне нашей внешней политики».105 Как итог, исследователь заключал:«Хотя Соединенные Штаты действительно плавильный котел людей и культур со всего102Можегов В.

Пуританская этика и идеология Нового Света. 2.08.2013. URL: http://rusmir.in.ua/rus/4341-puritanskaya-etika-i-ideologiya-novogo-sveta.html103Можегов В. Пуританская этика и идеология Нового Света. 2.08.2013. URL: http://rusmir.in.ua/rus/4341-puritanskaya-etika-i-ideologiya-novogo-sveta.html104Goldfinger A. The Puritan Influence. Reprinted from The Gargoyle, January, 1961. URL:http://www.cooperativeindividualism.org/goldfinger-alexander_puritan-influence-1961.html105Ibid.34мира, влияние пуританского кода все еще пронизывает базовые верования этогонарода».106 Он навсегда привил американцам ощущение собственной правоты ипревосходства в отношениях с остальным миром.Связь пуританских идей с внешней политикой США лежит через общеемессианское мышление, избранническое по отношению к Америке и настороженное поотношению к миру. Это одна сторона мессианского кода американцев.

Другая, такжеведущая свое происхождение от религиозных идей, но в ходе своего развития ставшаянамного более светской и либеральной по содержанию, напротив, взывает кинтернационализму. Норвежский эксперт Х. Рестад пишет: «Изоляционизм илиотстраненность был, как говорят, приведен в пример в речи пуританина Джона Уинтропа«Град на Холме» и в предостережении Джорджа Вашингтона против «постоянныхальянсов» в его прощальном обращении 1796 года.

Миссионерская идентичность, однако,как говорят, вдохновила интернационалистскую внешнюю политику. В качестве примерамиссионерского интернационализма часто приводится, скажем, миссия Вудро Вильсонапо созданию мира, безопасного для демократии».107Таким образом, парадигма пуританского проекта «Града на холме», созданного в«колыбели» Америки – Новой Англии, была во многом фундаменталистской по своейсути и заложила основы для будущего развития протестантского фундаментализма вСША. Через два с половиной века эволюция религиозной мысли в США приведет кформированию уже непосредственно протестантского фундаментализма.106Ibid.107Restad H.E.

Old Paradigms in History. Die Hard in Political Science: US Foreign Policy and AmericanExceptionalism. P. 56. Chicago, 2008.351.2. Формирование христианского фундаментализма в США на рубеже XIXXX вв.В плане влияния на политические и, тем более, внешнеполитические, процессыXIX век отнюдь не был «золотым веком» американского протестантизма.

Эпоха прогрессадиктовала свои идеалы. И все же значение религии было высоким. Важно и то, что,воздействуя на общество США, религия опосредованно оказывала серьезное воздействиеи на американскую внешнюю политику. При этом идейный аспект американскойгеополитической мысли также развивался в духе мессианства, заложенного религиознойпо происхождению верой в исключительность США. Вот лишь некоторые яркие примеры.В 1845 году демократ Джон О’Салливан излагал в своей статье доктрину «предначертаниясудьбы» (Manifest Destiny) о том, что Соединенные Штаты должны распространяться поконтиненту, дарованному им Богом, выполняя тем самым не просто экспансионистскую,но духовную миссию продвижения свободы.108 Сами понятия «предопределение судьбы»или «явное предначертание» в принципе традиционны для протестантского вероучения.Потому мыслители и политики в США, наполняя свои речи пафосом религиозной борьбы,описывали будущее как процесс закономерного и абсолютно предопределенногопереустройствамолодойреспубликой«неправильного»мира,начинаясСевероамериканского континента.Э.Я.

Баталов отмечал своеобразный синтез религиозных основ американскогогосударства и, на первый взгляд, сугубо светской идеи распространения демократии:«Конечно, миф о «явном предначертании» сложился не на пустом месте. В нем нашливоплощение не только твердая вера религиозного сознания в правоту СвященногоПисания, но и искреннее побуждение американских революционеров и просветителей«распространить демократию» на новой территории». 109 Соединение религиозного ивнешнеполитического мессианства хорошо выражено в словах писателя ГерманаМелвилла, который написал в 1850 году: «Мы, американцы, – особенный, избранныйнарод, Израиль нашего времени. Мы несем на себе бремя свободы мира».110Далее, в 1898 году политик и историк республиканец Альберт Беверидж выступилсо своей знаменитой речью «Поступь флага» (March of the Flag). Он также обосновал108John O’Sullivan Coins the Phrase “Manifest Destiny”.

July, 17, 1845 URL:http://www.historytools.org/sources/manifest_destiny.pdf.109Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. С. 178.110Melville H. “The White Jacket”, 1850. Ch 27.36территориальную экспансию США (на этот раз в отношении Кубы, Пуэрто-Рико иФилиппин), говоря о расширяющих свое влияние Соединенных Штатах как о Земле,дарованной Провидением.111 Позднее, уже в XX веке, в 1941 году Генри Люс, назоветXX век «американским веком», высказавшись, с отсылкой к библейским сюжетам, чтоамериканцы должны служить своей великой альтруистической миссии, став «добрымисамаритянами для всего мира».112 А в 1985 году в доктрине Рейгана (ярыми сторонникамикоторого стали американские христианские фундаменталисты) подготовленной спомощью консервативного «мозгового треста» «Фонд наследия», нашли отражение словао всемирной миссии США, их помощи «борцам за свободу» в Афганистане, Никарагуа идругих странах.113Причем религиозные корни этого ощущения исключительности проистекали, какуже отмечалось выше, от одного из предвестников американского христианскогофундаментализма,т.е.ученияпротестантов-пуритан.Однакохристианский(протестантский) фундаментализм как радикально консервативное (в рамках общегоспектра верующих христиан в США) учение еще не был оформлен в виде целостнойобщественно-религиозной концепции.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее