Диссертация (Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв". PDF-файл из архива "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Среди них можно выделить, во-первых, особенности, в принципе характерныедля протестантских кругов: отрицание церковной традиции (прежде всего, СвященногоПредания) и стремление опереться исключительно на «Фундамент», т.е. текстСвященного Писания. Во-вторых, речь идет о характерной для самого пуританстваособенной бескомпромиссности в отношении церковной организации (англиканской,римско-католической) и подчеркнутом стремлении к «чистоте» веры и духовнымпервоистокам – установке, глубоко фундаменталистской по своей природе.При этом пуританизм был довольно аллегоричен в интерпретациях текстаСвященного Писания. Это, с одной стороны, проводит определенную грань между ним инастаивающими на буквальных интерпретациях Библии фундаменталистами.
С другой –пуритане были глубоко проникнуты одновременно морализмом и мессианскими идеями,что впоследствии будет характеризовать и американский фундаментализм, подхвативший«эстафетную палочку» в развитии консервативно-моралистских общественных ценностейи веры во всемирное мессианство Соединенных Штатов. Все в совокупности, этопозволяет говорить об исторической связи между фундаменталистским направлением в24американском протестантизме и одним из его предшественников – пуританством.Последнее,какужеотмечалось,сыграловажнейшуюрольвзарождениивнешнеполитического мессианства Америки.Вообще религиозно-мессианские идеи, повествующие о роли Америки «в замыслеБожьем», появились на территории будущих США благодаря пилигримам знаменитого«Мэйфлауэра» и вскоре стали неотъемлемой чертой как духовно-нравственных, так иобщественно-политических взглядов жителей североамериканских колоний. Стоитпроследить ключевые шаги пуритан к появлению и закреплению на берегах НовойАнглии.В США распространено следующее определение этого религиозного направления:«Пуританизм – движение за реформирование англиканской церкви по типу кальвинизма.Возникло в 1570-е… Все пуритане видели своей целью устранение остатков римскогокатолицизма.
Они допускали большое влияние мирян на дела конгрегаций, протестовалипротив контроля епископов над церковными делами, отказались от всех таинств, кромекрещения и причащения, заменили торжественную и пышную англиканскую литургиюслужбами, главным элементом которых была проповедь, видели главную роль пастора внаставлении избранных и помощи их духовному возрождению…». 76 Тем самым,пуританство носило обновленческий характер: пуритане видели процесс Реформациицеркви незаконченным. С учетом того, что англиканская церковь была связана скоролевской властью и феодальной элитой, критическое отношение, в той или инойстепени, к устройству общества в Британии и Старом Свете, в целом, стало чертойпуритан.
Этот момент очень важен для понимания того, почему впоследствии в СШАукоренилось мнение, что только американская общественно-политическая модельявляется правильной и универсальной и противостоит автократии и деспотизму. Но вначале XVII века пуританам еще только предстояло принести подобные идеи на землюбудущих США.Пуританизм сформировался как особое движение внутри протестантизма, многопозаимствовавшее от учения Жана Кальвина. Пуритан отличали жесткая морализаторскаяпозиция по нравственным вопросам и экономическая независимость от британскойкороны.
Их оппозиция властям стала чувствоваться еще в годы правления ЕлизаветыТюдор. Известный советский и российский американист Л. Ю. Слезкин описывает их какупрямых религиозных оппозиционеров: «Этих людей называли пуританами. Называли их76Пуританизм. Словарь американской истории. Под ред. Т. Парвиса. М., 2007. СС.
412-413.25так потому, что они добивались очищения англиканской церкви от остатков католицизма,считали себя «истинно» верующими. Бросалась в глаза их внешняя строгость поведения иодежды, подчеркнутое благочестие, вражда к показной роскоши в быту, педантизм искрупулезность в делах, что отражало буржуазную направленность их веры и морали,противостоящие пышности и аристократизму, которые почитались феодалами». 77 Важнуюроль играл и спор пуритан с официальными представителями англиканской церкви,являвшейся одним из ключевых институтов в системе власти в Англии начала XVII века,по поводу организации управления церковью: «Основное расхождение пуритан сангликанами шло не по вопросам вероучения, а по вопросам удешевления церкви и ееорганизации».78Постепенно их противоречия с правительством и англиканским духовенствомнарастали:«оппозицияабсолютистскомунаправлениюкоролевскойполитикиприобретала пуританскую окраску большей или меньшей яркости».79 Эти противоречияпривели к тому, что логичным выходом для многих из них стал отъезд за океан.
Однаконамерения пуритан выходили за пределы простого переселения. Целью пуритан былостроительство принципиально нового общества. Создание его началось бы «с чистоголиста» на новом континенте, в той его части, что не была заселена европейцами. Еще взнаменитом соглашении на «Мэйфлауэре» переселенцы обозначили в числе своих целейраспространение христианской веры и создание справедливых и равных для всехзаконов.80 Л.
Ю. Слезкин писал, что американские ученые определяют Соглашение как«отправную точку развития демократии в своей стране». 81 Так, по сути, началаформироваться духовная основа для синтеза в будущем идей демократии и особогопредназначения США.Пуританские отцы-пилигримы, видели себя не просто колонистами, но новымизбранным Богом народом – «Новым Израилем». Земля Северной Америки, как ониполагали, была дарована им Всевышним. В этом им виделась прямая аналогия с Ветхимзаветом. Подобно древним евреям, бежавшим из Египта, они покинули Англию. И77Слезкин Л.Ю.
У истоков американской истории. Роджер Уильямс 1603-1683. М., 1993. СС. 6-7.78Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния, Новый Плимут. 1606 – 1642. М., 1978. С. 169.79Там же. С. 7.80См.: The Mayflower Compact. URL: http://mayflowerhistory.com/mayflower-compact/81Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории.
Виргиния, Новый Плимут. 1606 – 1642. М., 1978. С. 189.26подобно тому, как ветхозаветному народу Божьему, ведомому Моисеем, по воле Господабыл дарован Ханаан, пуританам по воле Божьей досталась земля Северной Америки. Тампуритане собирались построить «Град на холме», т.е. совершенное общество, которомупредначертано было стать примером для всего остального человечества, погрязшего вдеспотии, грехах и заблуждениях.О «Граде на Холме» писал и говорил духовный лидер пуритан Джон Уинтроп,возглавивший в 1630 году колонию пуритан в Массачусетсе.
В своей знаменитой речи онпостарался вдохновить переселенцев на перенесение тягот новой жизни во имяпрекрасного будущего, которое можно было создать своими руками: «Мы будем подобныГраду на Холме, взоры всех народов будут устремлены на нас; и, если мы обманеможидания нашего Господа в деле, за которое взялись, и заставим Его отказать нам впомощи, которую Он оказывает нам ныне, мы станем притчей во языцех всему миру».82Таким образом, в словах Джона Уинтропа читалась претензия уже не только настроительство нового общества, но и на распространение его основ в будущем на другиенароды. Отечественный американист Э.Я.
Баталов отмечал, как важно было для пуританвзять своеобразный идейный реванш за унижения жизни в Англии: «Гонимые в Европе,пуритане ощущали себя в Америке силой, способной не только самоутвердиться, но и вперспективе встать над теми, пусть для начала только лишь в теологическом и моральномплане, кто сделал их изгоями».83Переселенцы только начинали новую жизнь на берегах Новой Англии, и ощущениесебя «народом Божьим» со своей особой миссией помогало им справляться смногочисленными трудностями жизни в Северной Америке, а также отстаивать своюточку зрения в спорах с соотечественниками.
Л.Ю. Слезкин приводит слова одного изколонистов: «Многие в Англии говорили, вы сбежали, оставив других вести борьбупротив короля и Лода (архиепископ Англиканской церкви, известный гонитель пуритан –прим. авт.). Ответ: Бог послал избранных, оторвав их от взбудораженной Англии, длястроительства «Нового Сиона» – образца спокойного сосредоточенного богослужения».84Чувство избранности было, возможно, основополагающей чертой переселенцев-пуритан истало стержнем религиозно-мессианского проекта, оказавшего колоссальное влияние наценности североамериканских колонистов.82John Winthrop's City upon a Hill, 1630. URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/winthrop.htm83Баталов Э.Я.
Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. с. 177.84Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1696-1642. М.: 1978. с. 155.27Сам пуританский проект стал не единственным, но очень важным факторомформирования американской идентичности, важнейшим источником американских идей освоей стране и обществе, в т.ч. значении демократии как политического строя.