Диссертация (Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв". PDF-файл из архива "Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX – начале XXI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиАлхименков Михаил АлександровичХРИСТИАНСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА США В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая история)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата наукСанкт-Петербург – 20162СодержаниеВведение ………………………………………………………………………….....
с. 3Глава 1. Традиция христианского фундаментализма в США. История иособенности развития…………………………………………………………………….. с. 231.1. Пуританизм как концепция американской общественно-политической мысли в XVII– XVIII вв. с………….............................................................................................с. 231.2. Формирование христианского фундаментализма в США на рубеже XIX-XX вв…с. 351.3. Место христианского фундаментализма в религиозной структуре США в начале XXIвека……………………………………………………………………………………..
с. 43Глава 2. Влияние христианского фундаментализма на формирование внешнейполитики США в годы «холодной войны» …………………………………………… с. 532.1. Формирование внешнеполитических установок христиан-фундаменталистовСША в начале «холодной войны»………………………………………………………… с. 532.2. «Христианские правые» и внешняя политика администраций Р. Рейгана… с. 612.3.НеоконсерватизмиидеихристианскогофундаментализмавСША.……………………………………………………….………………………………...
с. 74Глава3.Влияниеидеологиихристианскогофундаментализманаформирование внешней политики США после «холодной войны»……………..…. с. 853.1. «Правые христиане» и внешняя политика администраций Б. Клинтона.Развитие христианского фундаментализма в США в конце XX века ….…………….... с. 853.2.Влияниехристианскогофундаментализманавнешнююполитикуадминистраций Дж Буша-мл.
……………..……………………………………………… с. 953.3. Уход христианских правых в оппозицию к администрации Б. Обамы и ихвлияние на Республиканскую партию…………………………………………………… с. 108Заключение……………………………………………………………………….. с. 129Библиография…………………………………………………………………….. с. 1403ВведениеИсследование внешней политики великих держав является неполным без учетаидейных и духовных основ, которые движут их народами и элитами. Эти основыстановятся тем более важными, если речь заходит о стране, руководству которойисторически близки мессианские идеи глобального переустройства.Американский тип мессианства изначально имел модернистский, по своей сути,характер.
В своих устремлениях он усиливал резко обновленческий аспект, подчасотвергая сложившиеся веками традиции Старого Света. Устремленность в будущее –неотъемлемая черта такого образа мысли, основанного в т.ч. на вере в своего родарукотворный «рай на земле» («Американскую мечту»), построение которого возможнопри полной реализации ценностных установок американского образа жизни. Неслучайноизвестный российский американист Э.Я.
Баталов писал: «Естественно, что идеи,принципы, представления, которые могли бы способствовать социальной интеграции инациональной самоидентификации американцев, непременно должны были фиксировать ивоплощать в себе эту самопроекцию в будущее, связь настоящего с будущим». 1Если выделять первоначальный и, во многом, ключевой источник такого родапредставлений в сознании граждан и элиты Соединенных Штатов, то это, безусловно,религия.Именнорелигия(преждевсего,американскийпротестантизмвегоразнообразных формах) во многом сформировала то восприятие себя и внешнего мира,которое характерно для внешнеполитической идеологии Вашингтона.Однако самое интересное заключается в том, что это «мессианство прогресса»,исторически пронизывающее политику США в мире, имеет религиозные корни.
И болеетого, тесно связано с фундаменталистскими установками, предполагающими обновлениечерез «возвращение к истокам» и отрицание предшествующей традиции. Такая связьфундаментализма с идеей прогресса, на первый взгляд, удивительна, но вместе с тем,логична и объяснима. Дело в том, что формирование духовного ядра политикиСоединенных Штатов Америки уходит корнями в эпоху становления американскогообщественного и религиозного сознания и напрямую затрагивает исторические1Баталов Э. Я.
Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.,2005. С. 16.4представления Америки о Добре и Зле, создавшие сам взгляд на мир, присущийамериканцам. И здесь принципиально важно то, что христианско-фундаменталистскоенаправление в американском протестантизме сыграло весьма значительную роль вформировании, подержании и развитии данных идейных и общественно-политическихустановок, повлиявших в итоге и на процесс формирования внешней политики США.Стоитуточнить,чтоподробныйанализтого,что представляетсобойхристианский фундаментализм в США, дается в параграфе 1.3. настоящегоисследования.
Базовым же подходом в работе к определению «христианскогофундаментализма» является его понимание как направления в протестантизме в США,оформившегося в результате реакции ряда религиозных кругов на проистекающиев американскомобществе нарубежеXIX-XXвв.либерализациирелигиознойжизни,представителипроцессысекуляризациикоторогоипридерживаютсяконсервативных моральных, общественных и политических ценностей и рассматривают вкачестве своей цели религиозное и моральное возрождение общества, выражающееся, наих взгляд, в возвращении к истокам христианского вероучения и строгой приверженностиСвященному Писанию.Несмотря на окрепший в последние годы союз с консервативными американскимикатоликами, именно протестанты США создали и наполнили содержанием явлениехристианскогофундаментализмфундаментализма.естьявлениеПоэтомупрактическиамериканскийтождественноехристианскийпротестантскомуфундаментализму, и эти два определения используются в работе как синонимы.
Также вотношении христиан-фундаменталистов Соединенных Штатов применяются понятия«фундаментальные христиане» и «правые христиане» (последнее – более широкое иполитически окрашенное). Используются в работе и обозначение христианскихфундаменталистовкакпредставителейправоконсервативныхрелигиозных(христианских) кругов.Появление феномена христианского фундаментализма в протестантской средеСШАпредставляетсялогичнымпроцессом,ввидуизначальнойсклонностипротестантизма к фундаменталистским, в той или иной степени, подходам к вере.Российский религиовед и американист С.Б.
Филатов отмечает: «Появление терминафундаментализм именно в протестантизме и именно в США не случайно. Он адекватноотражает определенную идеологическую реальность, свойственную протестантизму и5ярче всего проявляющуюся именно в США. Почему фундаментализм – явление в первуюочередь протестантское…? Сама логика протестантского мышления, изначально заданнаяотцами Реформации М. Лютером, Ж. Кальвином, Дж.
Ноксом и другими, может бытьописана термином фундаментализм, т.е. возвращение к основам христианской веры,какова она была в первозданной чистоте в апостольские времена. Стремление очиститьверу от культурных и политических наслоений, чуждых христианству заимствований и«плодов ложных умствований», «вернуться к основам» – одна из стержневых чертпротестантского мировоззрения».2При этом американские христиане-фундаменталисты в обязательном порядкеразделяют пять основных («фундаментальных») принципов, сформулированных самимиоснователями фундаментализма.
Прежде всего, это вера в непогрешимость СвященногоПисания и его буквальная трактовка. Последнее особенно важно для понимания взглядовпротестантов-фундаменталистов на мир, вытекающихизприсущейим прямойинтерпретации текста Библии. Остальные принципы более широки.
Это божественноепроисхождение Христа и непорочное зачатие; гибель Христа на кресте за грешников(«искупление замещением»); физическое воскресение Христа и будущее возвращениеХриста во плоти (второе пришествие)».3 Понимание ими данных принципов такжеосновано на максимально прямом понимании текста Библии («Фундамента» вероучения).Актуальность темы исследования.Влияние идей как американских протестантов в целом, так и фундаменталистскинастроенных их кругов в частности, на внешнюю политику США в конце XX – началеXXI вв.
стало значимым фактором при формировании последней, и важно для пониманиясовременной внешней политики Вашингтона. Необходимо отметить и то, чтонеотъемлемым элементом политической жизни США является апелляция к моральнымценностям. Решения политиков, отражающие этику и мораль, способны гораздо быстреезавоевать сердца американских избирателей. Главный источник американских моральныхценностей – это также религия. Политик в США не может обходить ее стороной. Ондолжен выглядеть в глазах избирателей человеком достойным с точки зрения морали и2Филатов С.
Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. / Под ред. З.И. Левина. — Институт востоковедения РАН, М., 2003.СС. 107-126.3См.: Фундаментализм. Институт востоковедения РАН М., 2003. сс. 107-126.6потому, зачастую, в своей деятельности отталкивается от религиозных принципов. Какписал А. Айомамитис, «американские политики тратят на обсуждение ценностей большевремени и усилий, чем любые политики в Европе… Общий знаменатель для всех - эторелигия, и Америка по своей сути христианская нация».
4Поэтому религиозная составляющая имеет при изучении внешней политики СШАнепреложное значение. Неслучайно все 44 президента США – христиане (как минимумофициально). При этом почти все они – протестанты, причем самых разных деноминаций(исключение – католик Джон Кеннеди). Среди хозяев Белого Дома были прихожанеЕпископальной церкви, пресвитериане, методисты, баптисты, унитарии, квакеры,конгрегационалисты и т.д.5 Были и те, кто не афишировал свою деноминационнуюпринадлежность, как, например, Томас Джефферсон, но все они заявляли о своей вере вБога.Таким образом, религия (прежде всего, протестантизм и, в значительной степени,протестантизм консервативный), создает неотъемлемую историческую основу длямессианских и моральных убеждений, формирующих отношение к миру и собственнойвнешней политике у общества и политиков в Соединенных Штатах.Отношение к религии – это и один из ключевых разграничителей между двумяфлангами политической элиты США. Эта грань стала особенно актуальна в последниегоды.
Победа Демократической партии и светского либерала Б. Обамы на президентскихвыборах 2008 года обозначила своеобразный ценностный рубеж, разделив две главныепартии не только по политическим и экономическим принципам, но и по взглядам нарелигию и глобальную роль Соединенных Штатов. Фундаменталисты и консервативныекруги ушли в оппозицию Обаме, еще больше усилив воздействие на Республиканскуюпартию.