И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века (для иностранных студентов)
Описание файла
PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века (для иностранных студентов)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Кафедра истории русской литературы и журналистикиИ. В. ТолоконниковаИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАУчебно-методическое пособиедля иностранных студентов(2 курс, 2 семестр)Москва 2016Факультет журналистикиМосковского государственного университетаимени М. В. ЛомоносоваББК-76Т52Толоконникова И. В.ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА.
Учебно-методическое пособие для иностранных студентов (2 курс, 2 семестр). – М.: Факультет журналистики МГУимени М. В. Ломоносова, 2016. – 30 с.Курс «История русской литературы второй половины XIX века» предназначен для того, чтобы сформировать у будущих журналистов систематизированное представление о литературномпроцессе этих десятилетий.«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смыслнастоящего и цели будущего» (М. Горький). Изучение курса русской литературы второй половины XIX века поможет студенту нетолько лучше понять смысл отдельных художественных произведений данной эпохи, но и особенности и закономерности исторического и литературного процесса.Знакомство с историей отечественной литературы крайневажно для повышения общего культурного уровня студентов.Филологическая подготовка является важнейшей частью фундаментального журналистского образования.© Толоконникова И.
В., 2016© Факультет журналистики МГУ, 2016ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАЦель курса:Курс «История русской литературы второй половиныXIX века» предназначен для того, чтобы сформировать у будущих журналистов систематизированное представление олитературном процессе этих десятилетий, помочь студентулучше понять не только смысл отдельных художественныхпроизведений данной эпохи, но и особенности и закономерности исторического и литературного процесса. Знакомствос историей отечественной литературы крайне важно для повышения общего культурного уровня студентов, развития вних чувства языка и умения работать со словом.Курс включает в себя 32 часа.
Рассчитан на иностранныхстудентов очной формы обучения. Вид отчётности – зачёт.Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.Краткое содержание разделов дисциплины1860-е годы – эпоха общественного подъёма и развитиярусской науки и культуры. Успешно развивались театр, музыка, журналистика, литература, живопись – все сферы общественной, научной и культурной жизни. Это также период расцвета публицистической деятельности А. И. Герцена,Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, вобласти литературы – творчества И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.1870-е годы – период возникновения революционного народничества, начало массового «хождения в народ»(1874), которое не увенчалось успехом.Основные моменты идеологической программы революционного народничества.1. Главная революционная сила – крестьянство, т.к.
онов то время составляло основную массу населения. Крестьянин – социалист по натуре, а крестьянская община – зародыш социализма.32. Капитализм – чуждое России явление и развиватьсяне будет.(Заметим в скобках, что эти два положения характерныне только для народников-революционеров, но для народничества вообще).3. Революционные народники делали ставку на крестьянскую революцию.
С этой целью революционно настроеннаямолодёжь двинулась в деревню, «в народ» (отсюда и название «народничество»), чтобы вести пропаганду среди крестьянства, звать его «к топору».В 1870-е годы продолжают творить такие корифеи русской литературы, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,Н. С. Лесков. Вторая половина XIX в. – эпоха расцвета русского критического реализма. И основным жанром в прозетого времени был роман, так как именно эта жанровая форма могла отразить сложные проблемы того времени.В прозе представлены романы социальные, философские,психологические, семейные, исторические. Часто в одномпроизведении сочеталось несколько жанровых разновидностей, например, в романах И.С. Тургенева или Ф. М. Достоевского, и особенно – в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.Период с 1845 г.
– выхода в свет литературного сборника«Физиология Петербурга» (под редакцией Н. А. Некрасова) –и до 1880 г., когда Ф. М. Достоевский опубликовал свой последний роман «Братья Карамазовы», а Л. Н. Толстой переживал идейный перелом, – считается периодом социальногореализма.Период назван так, потому что относящиеся к нему произведения ставили главным образом социальные проблемы:крепостного права (в 1861 году его отменили), эмансипацииженщины, революции, социализма. Для писателей социального реализма прогресс был главным предметом размышления и верой, придававшей смысл и жизни, и творчеству.Социальный реализм представлен произведениями раннего Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева,А. Н. Островского.Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883)запечатлело жизнь России в течение длительного периода времени (1830-е –1870-е годы).
Его произведения всег4да были теснейшим образом связаны с современностью, снасущными вопросами российской действительности. Неслучайно Тургенева называли хроникёром общественно-политического движения. В его романах встречаются и славянофилы, и западники, и либералы, и консерваторы, и революционеры, и реакционеры.Художественные особенности повестей и романовТургенева:1. В них, как правило, указано место и точная дата начала действия (например, роман «Отцы и дети» начинается 20мая 1859 года).2. Герои Тургенева – носители общественно-политических идей. Отдельные его персонажи (Рудин, Базаров) –люди с высокоразвитым интеллектом.3. Герои тургеневских произведений не могут преодолетьпротиворечия между стремлением к счастью, заложенным вчеловеке самой природой, и невозможностью его осуществления. Им хотелось бы остановить прекрасное мгновение,сделать его вечным, но это невозможно.
Итог всегда трагичен, что бы человек ни выбрал (счастье или долг). Дажеесли кажется, что счастье достигнуто, то оно оказываетсяпошлостью, обманом. И поиски счастья для тургеневскихгероев оказываются погоней за призраком.4. Тургеневский герой – не творец собственного счастья,не устроитель своей судьбы. Но он не сразу понимает это.Человек должен пройти долгий путь поисков и разочарований, чтобы понять, что счастье недостижимо, поэтому нужно жить, исходя из нравственного или гражданского долга.Только на этом пути можно найти хотя бы удовлетворение,пусть даже и горькое, от сознания выполненного долга и завершённого труда. Особенно ясно мысли о невозможностисоединения счастья и долга выражены в повести «Фауст»(1856).«У счастья нет завтрашнего дня», а любовь – не подвластная человеку стихия. Этому посвящена повесть «Ася»(1858).Ведущим жанром в творчестве Тургенева был роман.Главным героем романа «Дворянское гнездо» (1858) является так называемый «лишний человек».
Кстати говоря,5само это словосочетание вошло во всеобщее употребление после опубликования тургеневской повести «Дневниклишнего человека» (1850), хотя такой тип героя сложилсяраньше (романы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», А.И. Герцена «Ктовиноват?»).В 1862 г. был написан роман «Отцы и дети», с которымв русскую литературу и русское общественное сознание вошло понятие «нигилист».«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружёнэтот принцип», – так объясняет значение этого слова одиниз персонажей романа – Аркадий.Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) –наиболее яркий представитель социального реализма.«Что делать?» – это полемический ответ Чернышевского на роман «Отцы и дети» (1862), отклик на тургеневскую трактовку образа «нового человека», спор с Тургеневым.Чернышевский представил в романе теорию «разумногоэгоизма» и вывел образы «новых людей», которые ей следовали.
Очень важен был для своего времени образ «особенного человека» Рахметова. В романе герои пространноизлагают свои идеи. Значительное место занимают беседыавтора с читателем.Роман был более популярен, чем произведения Толстогои Достоевского.Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) – одиниз наиболее загадочных писателей в русской и в мировойлитературе. Его творческий путь сложен. Ранний Достоевский (до каторги) – типичный представитель социальногореализма. Зрелый Достоевский (после каторги) – писательфилософско-религиозного реализма.Творческий путь писателя начался с повести «Бедныелюди» (1846).
Она вошла в состав «Петербургского сборника», изданного Некрасовым в январе 1846 года. Сборник со6брал лучших писателей, уже известных в ту пору. Их фамилии были написаны на титульном листе издания. Это были:В. Г. Белинский, Искандер (псевдоним Герцена), Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, В. Ф. Одоевский и другие.