С.В. Орлов - История философии
Описание файла
PDF-файл из архива "С.В. Орлов - История философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ББК 87.3я7УДК 1(091)(075)О-66Орлов С. В.О-66 История философии. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с. — (Серия «Краткий курс»).ISBN 978-5-49807-317-0В учебном пособии, охватывающем основные этапы развития мировой философии, кратко прослеживается развитие философских идей и концепций от античности до сегодняшнего дня. Особое внимание уделяется связи традиционныхфилософских проблем с задачами современной науки и общественной жизни.
Пособие, написанное в точном соответствии с Государственным образовательнымстандартом по курсу философии (раздел — история философии), предназначенодля студентов всех специальностей высших учебных заведений, преподавателей,а также для читателей, интересующихся историей мировой философской мысли.ББК 87.3я7УДК 1(091)(075)Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой быто ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.ISBN 978-5-49807-317-0© ООО «Лидер», 2009ÎãëàâëåíèåВведение.
Что такое философия и для чего ее изучают? ............... 5Глава 1. Главные направления в философии.Основной вопрос философии ........................................ 8Вопросы для повторения к главе 1 ...............................................20Глава 2. Возникновение философии в античном обществе .......... 21§ 1. Философия и мировоззрение.Философия и мифология .....................................................21§ 2. Возникновение древнегреческой философии.Милетская школа .....................................................................25§ 3. Возникновение диалектики.
Гераклит Эфесский .......28§ 4. Возникновение метафизического стиля мышления.Элейская школа ........................................................................31§ 5. Формирование философского материализма.Атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура ...................35§ 6. Философские предпосылки формированияидеализма.
Пифагорейцы, Анаксагор, софисты,Сократ ..........................................................................................38§ 7. Возникновение идеалистической философии.Платон ..........................................................................................44§ 8. Философия Аристотеля ........................................................48§ 9. Основные школы поздней греческойи римской философии ...........................................................56Вопросы для повторения к главе 2 ...............................................62Глава 3.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения ......... 63§ 1. Предпосылки средневековой философии.Неоплатонизм ...........................................................................63§ 2. Патристика .................................................................................65§ 3. Схоластика .................................................................................67§ 4. Философия эпохи Возрождения .......................................73Вопросы для повторения к главе 3 ...............................................794ОглавлениеГлава 4.
Европейская философия XVII–XVIII вв. ...................... 80Вопросы для повторения к главе 4 ...............................................98Глава 5. Классическая немецкая философияXVIII—начала XIX в. ................................................... 99Вопросы для повторения к главе 5 ............................................ 116Глава 6. Европейская философия ХIХ–ХХ вв. ......................... 118§ 1. Рационализм и иррационализм ...................................... 118§ 2. Позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм ............... 121§ 3. Философия марксизма .......................................................
131§ 4. Иррационалистическое направление в философии.А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше,Н. А. Бердяев .......................................................................... 141Артур Шопенгауэр ........................................................................... 141Сёрен Кьеркегор ............................................................................... 144Фридрих Ницше ............................................................................... 145Николай Александрович Бердяев .............................................
148§ 5. Фрейдизм и неофрейдизм ................................................. 150§ 6. Экзистенциализм .................................................................. 155§ 7. Современная религиозная философия ........................ 162§ 8. Философская герменевтика ............................................. 168Вопросы для повторения к главе 6 ............................................
176Глава 7. Основные особенности русской философии ................ 177Вопросы для повторения к главе 7 ............................................ 183Заключение ............................................................................ 184Литература ............................................................................. 186ÂÂÅÄÅÍÈÅ×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÔÈËÎÑÎÔÈß È ÄËß ×ÅÃÎÅÅ ÈÇÓ×ÀÞÒ?В первом приближении можно сказать: философия — это наиболее об?щее учение о мире и человеке, теоретическая основа мировоззрения.С глубокой древности человек поддерживал свое существованиетолько благодаря никогда не прекращавшемуся исследованию, позна?нию окружающего мира. Познание действительности позволяло преоб?разовывать природу, чтобы удовлетворять человеческие потребности.Существует закономерность, которую в экономике называют закономвозрастания, или возвышения, потребностей: удовлетворение одних по?требностей ведет к возникновению других, более сложных и утончен?ных.
В иносказательном, даже карикатурном виде быстрое возрастаниечеловеческих потребностей описано А. С. Пушкиным в «Сказке о рыба?ке и рыбке». В своей реальной истории общество не может, как пушкин?ская старуха, ждать от кого?то всевозможных благ. Оно вынуждено самонакапливать знания и использовать их для создания предметов, увели?чивающих власть человека над природой. Так, за несколько тысяч летчеловечество прошло путь от каменного топора до атомной бомбы, ком?пьютера и космического корабля.Что включает в себя массив знаний о мире, накопленных обще?ством за эти тысячелетия? Во?первых, в него входят знания о част?ных, конкретных свойствах вещей, позволяющие решать многочис?ленные повседневные задачи: строить дома, выращивать хлеб, белитьхолсты, изготовлять оружие и т.
п. Представители одного из круп?ных философских направлений — позитивизма — считали, что наукадолжна только накапливать знания о свойствах вещей, конкретныхповседневных делах и описывать простейшие закономерности обще?ства и природы. Однако в истории цивилизации ни один народ несмог ограничиться частными знаниями об обыденных вещах и событи?ях.
Уже в первобытную эпоху возникает второй уровень познания —предпринимаются попытки понять всеобщие закономерности действи?тельности, создать целостное мировоззрение.Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом и насвое место в этом мире. Повседневная практика людей с необходимо?6Введение. Что такое философия и для чего ее изучают?стью вновь и вновь приводила их к выводу: общество не может суще?ствовать, ограничиваясь узко практическими, сиюминутными знания?ми и навыками — как белить холсты, строить дом или выращивать хлеб.Чтобы осваивать природу, понять смысл и цель своего собственного су?ществования, разумно построить отношения с другими людьми, необхо?димо решить для себя вопросы об общей природе мира, т. е.
вопросы ми?ровоззренческие. Мировоззренческие вопросы по?разному решались вразные эпохи и в разных философских школах, но формулируются онив течение многих веков примерно одинаково: Как возник человек? Каквозник окружающий мир, создан ли он богом или существует вечно? Покаким законам живет и изменяется общество и природа? Может ли че?ловек понять сущность окружающего мира или она вечно будет скрытаот него? В чем смысл и цель человеческого существования, каково месточеловека в мире? Какое будущее ожидает человечество и можем ли мыцеленаправленно формировать это будущее? Знаменитый французскийхудожник Поль Гоген сформулировал основные мировоззренческиепроблемы, стоящие перед человеком, очень кратко: «Откуда мы? Ктомы? Куда мы идем?» Великий немецкий философ Иммануил Кант так?же сводил главные философские и мировоззренческие проблемы к тремузловым вопросам: «Что мы можем знать, что мы должны делать и начто мы можем надеяться?» Более систематизированный, научный видэти проблемы принимают в рамках так называемого основного вопросафилософии, который мы рассмотрим немного позже.Итак, философия — это теоретическая основа научного мировоззре?ния, опирающаяся на всю совокупность знаний своей эпохи и даю?щая ответы на фундаментальные мировоззренческие вопросы о приро?де мира и человека.
В этом смысле великие философы XVIII–XIX вв.Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс называли философию квинтэссенцией своейэпохи. Ее можно также определить как науку о наиболее общих законахприроды, общества и мышления. Существует, наконец, совсем краткоеопределение: философия — это наука о всеобщем. В самом деле, каждаячастная наука — физика, химия, геология, психология, экономика и т. п. —изучает какой?то свой, ограниченный круг вещей и явлений. Но уже древ?ние мудрецы стали замечать, что существуют некие всеобщие закономер?ности, действующие везде — и в природе, и в обществе, и в человеческомпознании.
Эти всеобщие закономерности в их единстве изучаются фило?софией как наукой о всеобщем.Каждый человек — особенно в современном обществе с его высокимуровнем образования — ставит и решает для себя мировоззренческиевопросы об отношении к религии, целях и смысле своей деятельности,Введение. Что такое философия и для чего ее изучают?7возможностях человеческого познания, принципах отношения челове?ка к природе и к другим людям и т. п.