Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 2 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 2.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 2.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУКНАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ФОНДНОВАЯФИЛОСОФСКАЯЭНЦИКЛОПЕДИЯВ ЧЕТЫРЕХ ТОМАХИздается по рекомендации Комиссии при Президенте Российской Федерациипо Государственным премиям в области науки и техники.Дополнено именным указателем.НОВАЯФИЛОСОФСКАЯЭНЦИКЛОПЕДИЯВ ЧЕТЫРЕХ ТОМАХНАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТАКАДЕМИК РАН В. С. СТЕПИН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТААКАДЕМИК РАН А.
А. ГУСЕЙНОВ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Г. Ю. СЕМИГИН - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯДОКТОР ФИЛОСОВСКИХ НАУК А. П. ОГУРЦОВ - УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬРУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТАВ. С. СТЕПИН, Г. Ю. СЕМИГИНЗа разработку научной концепции и создание Новой философскойэнциклопедии Указом Президента Российской Федерации от9 сентября 2004 г. № 11554 членам научно-редакционного советаB.C. Степину, А.А. Гусейнову, Г.Ю. Семигину, А.П. Огурцовуприсуждена Государственная премия и присвоено звание лауреатовГосударственной премии Российской Федерации в области наукии техники за 2003 год.НОВАЯФИЛОСОФСКАЯЭНЦИКЛОПЕДИЯТОМ ВТОРОЙЕ—М•мысльМОСКВА 2010УДК 1(031)ББК 87я2Н68Научные экспертыР.
Г. АПРЕСЯН, Д О К Т О Р Ф И Л О С . НАУК (ЭТИКА)В .В. БЫЧКОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ЭСТЕТИКА)П. П. ГАЙДЕНКО, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ОНТОЛОГИЯ)М. Н. ГРОМОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)Т. Б . ДЛУГАЧ, Д О К Т О Р Ф И Л О С . НАУК (ЗАПАДНАЯ Ф И Л О С О Ф И Я )A. А. КАРА-МУРЗА, Д О К Т О Р Ф И Л О С . НАУК ( П О Л И Т И Ч Е С К А Я Ф И Л О С О Ф И Я )B. А. ЛЕКТОРСКИЙ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)Л. Н. МИТРОХИН 1, АКАДЕМИК РАН (ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ)Н. В. МОТРОШИЛОВА, ДОКТОР ФИЛОС.
НАУК (ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ)A. С. ПАНАРИН), ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ)B. А. ПОДОРОГА, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)В. Н. ПОРУС, КАНДИДАТ ФИЛОС. НАУК (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)М. А. РОЗОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)A. М. РУТКЕВИЧ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВВ.)Е. Д . СМИРНОВА, Д О К Т О Р Ф И Л О С . НАУК (ЛОГИКА)М. Т. СТЕПАНЯНЦ, ДОКТОР ФИЛОС НАУК (ВОСТОЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ)B. И. ТОЛСТЫХ, ДОКТОР ФЙЛОС. НАУК (ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ)Б. Г. ЮДИН, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ)Научные редакторыМ. С. КОВАЛЕВА, Е.
И. ЛАКИРЕВА, Л. В. ЛИТВИНОВА,М. М. НОВОСЁЛОВ, Д О К Т О Р Ф И Л О С НАУК, А. П. ПОЛЯКОВ, Ю. Н. ПОПОВ,А. К. РЯБОВ, В. М. СМОЛКИННаучно-вспомогательная работаЛ. Н. АЛИСОВА, ДОКТОР ПОЛИТ. НАУК (РУКОВОДИТЕЛЬ), В. С. БАЕВ,Л. С. ДАВЫДОВА, КАНДИДАТ и с т . НАУК, В. Д . П О Б Е Р Е Ж Н Ы Й , КАНДИДАТ Ю Р И Д .
НАУК,Н . Н . РУМЯНЦЕВА, КАНДИДАТ Э К О Н . НАУКИ З Д А Н И Е О С У Щ Е С Т В Л Я Е Т С Я в Р Е Д А К Ц И И ИНСТИТУТА Ф И Л О С О Ф И И РАНИЗДАНО П Р И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ«КУЛЬТУРА Р О С С И И »ISBN 978-2-244-01115-9ISBN 978-2-244-01117-3© Национальный общественно-научныйфонд, 2009ков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские«несторианские» богословы Бабай, Исаак Ниневийский,Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский «монофизитский»богослов бар Эбрей и др.).Соч.: Traite pratique ou le Moine, ed. A.
Guillaumont, С Guillaumont, t.1-2. P., 1971 (Sources Chretiennes, t. 170-171); Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке); Les sixcenturies des «Kephalaia gnostica», ed. A. Guillaumont-Turnhout, 1985(Patrologia orientalis, t. XXVIII, fasc. 1); Le Gnostique ou a celui qui estdevenu digne de la science, ed. A. Guillaumont, С Guillaumont. P., 1989(Sources Chretiennes, t. 356); Scholies aux Proverbes, ed. par P.
Gehin.P., 1987 (Sources Chretiennes, t. 340); Scholies a L'Ecdesiaste, ed. Gehin.P., 1987 (Sources Chretiennes, t. 397); в рус. пер.: Творения аввы Евагрия:Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М., 1994.Лит.: Сидоров А. И. Евагрий Понтинский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия. — В кн.:Творения аввы Евагрия...
с. 5—75; Guillaumont A. Les «Kephalaia gnostica» d'Evagre le Pontique et I'histoire de 1'origenisme chez les Grecs etchez les Syriens. P., 1962; Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre desEvagrius Pontikos von Uberdruss. Koln, 1989; Guillaumont A., GuillamontC. Evagre le Pontique. — «Dictionnaire de Spiritualite» (P.), 1961, t. 4(2),p. 1731-1743.H. В. ШабуровЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Evaypioc, 6 Пота»;) (345Ивора Понт — 399, Келлии, Египет) — греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы.Был близок Василию Великому, который рукоположи его вчтеца в Каппадокни, и Григорию Богослову (рукоположен имв архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел жизнь монаха в Египте— сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским иМакарием Александрийским.
Непосредственным ученикомЕвагрия был Палладий Еленопольский, автор известногосборника монашеских жизнеописаний «Лавсаик». В своихмногочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения — «Послание о вере», «Словоо духовном делании, или Практик», «Гностик», «Гностические главы», «Зеркало иноков и инокинь», «Слово о молитве»,«Опровергатель» и др.), Евагрий осуществил оригинальныйсинтез мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрийразвил своеобразную систему христианского гносиса.
Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (Хяушп, voeq,), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами,отличающимися друг от друга по степени удаленности отБога. Бог совершает второй акт творения, дав каждой душетело, поместив души в соответствии с состоянием каждойиз них в один из трех миров — ангельский, человеческий ибесовский и дав им возможность совершенствоваться. Приэтом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший единство с Богом.
Цель каждой твари — пройти путьдуховной эволюции и воссоединиться в первоначальномединстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).Систематизируя духовный опыт монашества, Евагрийразделил духовную жизнь на два этапа — практическую(7грактлкт|) и гностическую (yvoariKf|). «Практическая» жизньвключает очищение души от страстей и помыслов, которыхЕвагрий насчитывает 8; чревоугодие (yacrcpuxapyia), блуд(jropveia), сребролюбие (cpiXapyvpia), печаль (ХЬщ), гнев('РТП)> уныние (aKT|5ia), тщеславие (Kevo5o^ia), гордость(wtEpncpavta), — и достижение в результате бесстрастногосостояния (сшаЭею). «Гностическая» жизнь предусматриваетпереход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение.Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553.Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние напоследующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник,Симеон Новый Богослов, Фаласснй, один из главных теоретиЕВБУЛИД (Ev>PovAi8r|c,) из Милета (4 в.
до н. э.) — греческий философ, представительл*ег«рскоишколы, получил известность благодаря формулировке ряда логических парадоксов («диалектических задач», бюйектшн Wryoi): «Лжец»,«Куча», «Спрятанный», «Накрытый покрывалом», «Электра»,«Рогатый» и «Лысый» (Diog. L. II 108); сочинял также комедии. Наиболее знаменит парадокс «Лжец» ("EUSOJIEVOV),связанный с проблемой самоотнесения понятий: истинноили ложно высказывание «я лгу»? Если «я лгу» ложно, то,поскольку это и утверждается, то высказывание должнобыть истинно; если «я лгу» истинно, то, поскольку1 в нем утверждается его ложность, то—ложно (ср.
вариант парадоксав понимании Аристотеля, De Soph. El., 25, 180b2—7, а такжеCic. Acad. Pr. II 96). Этот парадокс нашел свое разрешениетолько в логике 20 в. {А. Тарский) благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты «истинно»либо «ложно» (термины метаязыка) к языку, на которомформулируется высказывание. К серии логических парадоксов относятся также рассуждения «Куча» и «Лысый»: добавляя к зернышку по зернышку, когда мы можем сказать, чтообразовалась куча? теряя по одному волосу, с какого момента человек становится лысым? Остальные известные рассуждения Евбулида вернее отнести к разряду софизмов: «Что тыне потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял.
Следовательно,ты рогат» («Рогатый», Diog. L. VII187); перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата,но не знает, кто под покрывалом, — она его знает и не знает(«Электра», с видоизменениями того же сюжета — «Спря-5ЕВГЕМЕРтайный» и «Накрытый покрывалом»). Вероятно, у ЕвбулиРазличают негативную и позитивную евгенику.
Негативнаяда было некое сочинение, посвященное суду над Сократом:евгеника предполагает лишение неполноценных гражданДиоген Лаэртий ссылается на него, упоминая о сумме выкувозможности продолжения рода и передачи по наследствупа в 100, а не 25 драхм, названную Сократом в качестве воз«субнормальных» генов. Позитивная евгеника ставит своейможного наказания (Diog. L. II42).задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) длявоспроизводства наиболее физически или интеллектуальСреди учеников Евбулида — Алексин из Эл;щы и Аполлонийно одаренных.
Исторически в качестве основного объектаКрон, учитель Диодора Крона. См. также Мегарская школа.Лит.: During К. Die Megariker: Konimentierte Sammlung der Testimo- негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, угоnien. Amst., 1972.ловные преступники, «половые извращенцы» и др.M.
А. СолоповаПервый закон о принудительной стерилизации был принятЕВГЕМЕР (Ei3f|uepo?) из Мессены (ок. 340—260 до н. э.) —в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешаласьгреческий философ, воззрения которого считаются близкипо генетическим основаниям. Позднее подобные закоными кругу киренской школы.
В книге «Священная запись», до были приняты почти в тридцати штатах США. Всего вшедшей до нас в извлечениях и пересказах, излагал свою верСША до 2-й мировой войны было зарегистрировано околосию происхождения веры в богов, согласно которой все боги50 000 случаев принудительной стерилизации. В то времябыли когда-то людьми, учредившими свой культ или обомногие американские штаты ввели законы, запрещающиеготворенными за свои добродетели и благодеяния. Евгемермежрасовые браки по евгеническим основаниям.