Запад - Россия - Восток. Том 2 (Запад - Россия - Восток. Том 2.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 2.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ:ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОКкнига вторая:Философия XV-XIX вв.Под редакцией проф. Н. В. МотрошиловойУчебник для студентоввысших учебных заведений«Греко-латинский кабинет»®Ю. А. ШичалинаМосква 1996Издание осуществлено при поддержкеМеждународного фонда "Культурная инициатива"Редакторы В. С. Егорова, В. Н. ШеманинаКорректор В. Н. ШеманинаОформление, ответственный за выпуск А. В. ПахомоваПодбор иллюстраций В. Е. СуслекковПодписано в печать 10.02.96. Формат 60x90 VieГарнитура Кудряшевская.
Печать офсетная.Усл. печ. л. 35,0, Тираж 8000 экз.Заказ № 631АО "Астра-семь"121019, Москва, Филипповский пер., 13И75История философии: Запад-Россия-Восток (книгавторая: Философия XV-XIX вв.). — М.: «Греко-латинский кабинет»-® Ю. А. Шичалина, 1996. — 557 с.ISBN 5-87245-025-7На обложке: Рембрандт Харменс ван Рейн.
Фауст. Офорт.ISBN 5-87245-025-7© «Греко-латинский кабинет»®Ю. А. Шичалина. Оформление, 1996© А. Б. Баллаев, 1996О В. М. Богуславский, 1996© М. Н. Громов, 1996©©©©©Т. Б. Длугач, 1996В. А. Жучков, 1996Н. В. Мотрошилова, 1996В. В. Соколов, 1996Э. Ю. Соловьев, 1996РАЗДЕЛ IФилософия эпохи ВозрожденияГлава 1. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV-XV вв.1. У ИСТОКОВ ГУМАНИЗМАВ странах Западной Европы огромный прогресс культуры вэпоху, давно именуемую эпохой Возрождения, или Ренессанса(от фр. Renaissance), приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XV-XVI вв.
Однако развитие культуры невозможно заключить в какие-то точные хронологические рамки.То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началосьуже в XIV в., а в XV в. достигло расцвета. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским — прежде всегозападноевропейским — явлением.Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма.Примерно с XIX в. и до наших дней гуманизм — один из наиболеераспространенных терминов, применяемых для обозначения различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и главные явления, им обобщаемые, восходят опятьже к этой эпохе (итал. слова "humanista", "umanista" впервыезафиксированы в документах конца XV в.).
Причем итальянскиегуманисты слово "humanitas" (человечность) заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время стремился подчеркнуть,что понятие человечность как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римскойпочве.Ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие изних жили на доходы, получаемые от собственной профессиональной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом.У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическоеотношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим ифилософским основам, к авторитарности, вне и без которой она немогла существовать.
Показателем светского, антисакральногохарактера гуманистического движения служит такой факт огромной исторической важности, как возникновение различных кружков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетами совсем не связанных с интересами церкви.Степень знания античныхлитературных, философских инаучных произведений, их схоластическая интерпретация совершенно не могли удовлетворить гуманистов. В частности,глубокое отвращение им внушала "варварская" латынь, накоторой говорили в церкви иуниверситетах. В XIV-XV вв.,после появления книгопечатных изданий они активно искали и популяризировали произведения античных писателей,поэтов, философов.
Большаячасть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была найденаи введена в научный оборотименно гуманистами.Однако сама повседневнаяжизнь выявляла значение и того языка, на котором говорилоподавляющее большинство на- Данте и его наставник Б. Латинирода, т. е. итальянского языка.И гуманисты сделали очень много для его литературногостановления и развития, ибо многие из них писали не только налатинском, но и на родном языке.
В XIV в. гуманисты еще почтине знали греческого языка, который многие понимали в Сицилии ина юге Италии, где влияние Византии оставалось значительным. Вцелом же воздействие древнегреческой литературы и философиипреломленное сквозь творчество некоторых византийских мыслителей, составило, наряду с более ранним воздействием арабо-мусульманскои культуры, то "влияние Востока", которое послужило первостепенным стимулом в развитии ренессансной культуры сначалав Италии, а затем и во всей Европе.Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса.
Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель ДантеАлигьери (1265-1321). Многие гуманисты видели в его произведениях источник своих настроений и идей. В наше время историкиренессансисты тоже усматривают в произведениях Данте - в егобессмертной «Божественной комедии», важнейшем памятникеитальянского литературного языка, и в философском сочиненииf 1Ч1П-10*303-1308), и в его политическом трактате «О монархии»UJ1Ü 1J11, на лат. яз.) — первоисток важнейших идей гуманистического мировоззрения. «Божественная комедия», с однойстороны, представляет собой как бы энциклопедию христианскогомировоззрения средневековья. С другой же стороны, во многихэпизодах «Комедии» (как и в названных собственно философскихсочинениях) четко ощутим начавшийся кризис этого мировоззрения.
Он выражается и в значительной дани, отдаваемой Дантестоль неприемлемому для католической ортодоксии философскомуучению, как латинский аверроизм (Сигер Брабантский наряду сФомой Аквинским и Альбертом Болынтедтским помещены в«Раю»), и в той роли, какую играет здесь идея двоякой доли человека, предназначенного не только к блаженству "вечной", посмертной жизни. Другую, не меньшую ценность представляет собой егореальная, земная жизнь. Полная независимость монарха от верховного духовного владыки — необходимое условие, обеспечивающеелюдям мир и благополучие, без чего невозможна реализация земного назначения человека.Для направленности формирования ренессансной культурыпоказательно, что при изображении посмертного существованияперсонажей «Комедии» (особенно в «Аду») их земные черты резкопреобладают над небесными.
В целом ее автору чуждо прославление аскетических идеалов официального христианства. С большойхудожественной силой он изображает нового человека. Очень большое место в «Комедии» отведено античным поэтам и философам —начиная с "учителя" Данте Вергилия, олицетворявшего земнойразум и руководившего поэтом в его странствиях по аду и чистилищу, и кончая всеми крупнейшими античными философами (в ихчисле и "философ знаменитый Демокрит", как затем и Авиценна сАверроэсом, которые в качестве нехристиан помещены в самый легкий, первый круг ада).
Поэма полна античных образов, теснящихобразы христианские и порой причудливо переплетающихся с ними. Но главное, что делает ее исходным документом гуманистической мысли, — это интерес Данте к человеку, ибо "из всех проявле1ний божественной мудрости человек — величайшее чудо" . Причемэтот интерес глубоко социален, ибо судьба "благородного человека" отнюдь не предопределена условностью рождения в том илиином сословном звании и должна складываться не на основе его"животной доли", а на основе неустанного стремления "к доблестии знанию" [«Ад», XXVI, 119-120].Если Данте — вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии — поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374).
Онслужит ярким примером ^творчески многогранной личности эпохиВозрождения. Петрарка — один из величайших лирических поэтовИРгалии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре, стихов, где в противоречии между средневеково-аскетическимвосприятием жизни ("небесное") и весьма заинтересованным, чувственно окрашенным отношением к красоте женщины и природыпобеждает второе, т. е. "земное".Петрарка — верующий христианин, но он решительно и бескомпромиссно отвергает схоластическую ученость как "болтовнюдиалектиков", совершенно бесполезную, по его убеждению, для активного человека того времени. В этом отношении показателен егопамфлет «О невежестве собственном и многих других» (13671370).
В нем, как и в предшествующих ему трактатах, Петраркадемонстрирует, как накопившийся у него огромный морально-социальный опыт ломает формализованные рамки схоластической учености, по отношению к которой он охотно признается в своем"невежестве", ибо считает такую ученость тщетной и иллюзорной.Он далек от отрицания логики, в которой схоластики столь искусны, ибо философию, познающую реального человека, невозможнопостичь в каких-то упрощенных и надуманных (так казалось идругим гуманистам) формулах. Итальянский гуманист едва ли непервый, кто свою вражду к схоластике перенес и на Аристотелякак ее главного вдохновителя, хотя и ценил ученость и глубинуэтого древнегреческого мыслителя.Флорентийцем по происхождению, тесно связанным, однако, сримской курией, был и выдающийся гуманист Леон Батиста Альберти (1404-1472).
Его деятельность — ярчайший пример универсальных стремлений гуманистов, которые в принципе обращаютсяко всему человеку, стремясь постичь его во всей его сложности.Альберти — видный архитектор раннего Возрождения, он был также живописцем, поэтом, музыкантом. Вместе с тем он не толькопрактик, но и теоретик искусства, автор трактатов «Десять книг озодчестве» (1452), «Три книги о живописи» (1435-1436).
Обобщаяопыт античной и современной ему архитектуры, углубляясь впроблемы искусства, он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет красота, созданная самой природой. Учиться унее — первая задача художника. В отличие от названных вышегуманистов Альберти интересовался и естественными науками, вособенности математикой, ибо хорошо видел ее необходимость дляархитектора, скульптора, живописца.Важной чертой гуманистического мировоззрения следует признать антиклерикализм, выражавшийся в резко критическом отношении к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленному ее корпусу.