Ответы к экзамену, страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Т.е.биологические особенности тела ч-ка, на к-ой развивается личность. Если обратиться к антропологическимисследованиям, можно выяснить, что по строению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нацииразличаются. Уровень индивидности – анализ биологии и физиологии ч-ка, к-ый становится тем субстратом, на ком развивается личность ч-ка.2. Индивидуальность.Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка,отличающие одного ч-ка от другого (напр., различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память,восприятие, внимание и воля).
Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых этиф-ции были бы развиты одинаково. Эйдетическая память – способность мгновенно запечатлевать образ (картинку)до мельчайших подробностей. Высшие психические ф-ции человека: мышление, речь, восприятие, память и воля.Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей,к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга.Плюс к этому существуют особенности характера.20Т.е. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально.3.
Личность. Современные представления о личности сущестенно различаются. Это связано с философскимивзглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность кактаковая ещё не родилась): Иисус Христос, Будда и т.д. (ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигливершин понимания морали, нравственности и т.д.). Большая часть психологов придерживается более умеренныхвзглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся.Формула: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».Личность – это системное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности.
Личность – явлениесоциальное (без других людей личности нет: она застывает на уровне индивидуальности). Не возникает "самости",что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники: авторы большей частьюпишут, используя местоимение "мы". Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в историич-чества отсутствовало.
Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. оэтого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, к-ое имело время и способности кразмышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка. В научной литературе можно встретить термин"личность ребёнка", с точки зрения общей психологии это грубая ошибка.
На вопрос "Когда возникаетличность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис Эльконин считал, что личность уребёнка начинается в 7-8 лет, когда заканчивается "игровое детство". Личность, раз сформировавшись, являетсянеотъемлемой частью индивида. Личность формируется на базе физиологического субстрата (тела), асуществует в отрыве от этого субстрата. То членение, к-ое мы имеем, позволяет ч-ку компенсироватьмножество ограничений и недостатков, связанных с его индивидуальными и индивидными особенностями.Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки.
Пример Эйнштейна:был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый,эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда былоогромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления.Личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людей без физического присутствия.Вопрос: "Всегда ли у человека возникает личность?" Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме.С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности недостаточно.
(Дети, к-ых воспитывали животные – пример отсутствия личности). Сенситивный период в развитииличности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в этот период непроизошло, то дальше личность не сформируется.Индивидом человек рождается. Может ли человек быть индивидом, но не стать индивидуальностью? да, может:человек был зачат, но не развился в личность (т.е. умер в раннем детстве)."Какие же характеристики ч-ка являются индивидными (читай врождёнными)?""Эмоциональная сфера и её особенности являются ли врождённой характеристикой человека?"Ответы на эти вопросы очень важны, т.к. если это кач-ва врождённые, значит на них повлиять (их изменить)нельзя. Если же это кач-ва приобретаемые под действием внешней среды, то можно сознательно создать такиеусловия, чтобы ч-к развился с заранее заданными параметрами (процесс воспитания).Индивидуальность.
Как только рождается живой организм, обладающий способностью к научению испособностью формирования собственной картины мира, развивается (и меняется) его индивидуальность. Такимобразом, в процессе онтогенеза меняется его индивидуальность.Самой последней у человека возникает личность. Понятие "личность" характеризует только человека, т.к.:- Она подразумевает сознание. Хотя одного сознания не достаточно (примеры с детьми);- Социальное взаимодействие с окружающим миром (доступ к культуре). У древнего ч-ка личность не развивалась,т.к. не было доступа к культуре. Личность замещалась родовыми правилами и нормами поведения (в частностиродовым сознанием).При этом нельзя говорить, что стержнем личности является самооценка, т.к.
это только одна из составных частей"Я".Необходимо также заметить, что со смертью человека его личность не умирает: она продолжает существовать ивлиять на поступки живых людей. Таким образом, личность "обычного" человека в тот или иной момент умирает,т.к. умирают все, кто так или иначе была связана данная личность.Получается, что биологически личность отсутствует, а социально ещё живёт (и, возможно, долго ещё будет).Трихотомия: индивид - индивидуальность - личность.215.
Психологическая теория деятельности. Структура деятельности.6. Основные принципы теории деятельности. Принцип реактивности и активности.«Психологическая теория деятельности» была создана в советской психологии и развивается уже на протяженииболее 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других.Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К.Маркса,и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а,наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н.
Леонтьева, в частности в его последней книге«Деятельность. Сознание. Личность».Характеристика строения, или макроструктура, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и неисчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней.Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видовдеятельности); затем уровень действий, следующий - уровень операций, наконец, самый низкий - уровеньпсихофизиологических функций.Действие - это основная единица анализа деятельности.
По определению деиствие - это процесс, направленныйна реализацию цели.Цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнениядействия. Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последнийудерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» неимеет особого смысла: цель всегда сознательна. Бесцельная активность человека скорее артефакт егожизнедеятельности, чем типичное ее проявление.Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие четыре момента:1) действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Ноданный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а«раскрывается» в действии.2) действие - это одновременно и акт поведения.
Следовательно, теория деятельности сохраняет такжедостижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако вотличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведьдвижение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят впризнании неразрывного единства сознания и поведения.