Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 94
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 94 страницы из PDF
Стало быть, если осуществитьзеркальную рефлексивность, сама постмодернистская социология должна радикально отказаться от традиционного теоретико-методологического инструментария классическихи модернистских социологических парадигм.Хотя З. Бауман признает относительную справедливостьданного постулата, ученый, по возможности, выступаетза преемственность, сохранение постмодернистской социологией всего того, что уже наработано мировой социологической мыслью. При этом в постмодернистской социологиинаучность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.«Призвание социологии заключается в наши дни в сохранении и расширении той части человеческого универсума,которая является предметом дискурсивного изучения,1Bauman, Z.
Consuming Life. Cambridge : Polity Press, 2007.Bauman, Z. Modernity and Ambivalence. Ithaca : Cornell UniversityPress, 1991. P. 272.2427и тем самым в спасении ее от закостенения, от превращения в состояние, когда выбирать становится не из чего… —пишет З.
Бауман. — Социология сама по себе есть рассказ,но смысл этого рассказа в том, что имеется гораздо большевариантов рассказывания историй, чем это можно себе представить с позиций наших повседневных повествований, чтосуществует больше вариантов жизни, чем предлагается рассказываемыми нам историями, теми историями, в которыемы верим, полагая представленное в них единственнымиз возможного»1.Вместе с тем З. Бауман выступает за то, чтобы ужесегодня пересмотреть понимание полипарадигмальной сущности социологии.
Пока в современной социологии представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из них не оставляют попыток добитьсятого, чтобы их теории была бы своего рода гегемоном в социологии.По мнению З. Баумана, полипарадигмальная сущностьсоциологии должна сохраниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них,по существу, могла дополнять полученные результаты всехдругих теорий.
Заметим, что подобный взгляд еще в началевосьмидесятых годов высказывал Дж. Ритцер2.В силу высказанных соображений З. Бауман особые усилия прилагает к созданию социологической теории постмодернистского толка. Такой подход предполагает определенную преемственность с социологией классическойи социологией модерна и радикального/рефлексивногомодерна.Принципиальные положения, высказанные З. Бауманомо социологической рефлексии общества постмодерна, следующие. Нельзя постмодерн рассматривать через призму ценностей ранее существовавших обществ.
Постмодерн — этообщество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюдаследует, что постмодерн не болезненная форма и не аномиясовременного общества.«Постмодернистское общество есть система со своимсобственным правом»3, — заключает З. Бауман. И социоло1 Бауман, З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002.С. 16—17.2 Ritzer, G. Toward an Integrated Sociological Paradigm: The Search for anExemplar and an Image of the Subject Matter. Boston : Allyn and Bacon, 1981.3 Bauman, Z.
Intimations of Postmodernity. London : Routledge, 1992.Р. 65.428гия постмодерна должна принять «специфику постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматриватьеё как больную или деградированную форму современногообщества»1.Социологическая теория постмодерна должна освоитьнеодетерминистский характер новых социальных реалий.У них весьма слабые связи с прошлым историческим развитием, и они не обладают способностью детерминироватьбудущее. Словом, у социологии постмодерна должен бытьсвой новый предмет исследования.В самых общих чертах социология постмодерна включаетв себя следующее:— её предметом является сложная непредсказуемаяобщественная система, прежде всего, в виде потребительского общества;— изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от друга и в целях достижения своих,свободно выбираемых целей, стремятся преодолеть централизованный контроль;— она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность, состояние беспокойства, в которомоказываются интеллектуалы интерпретаторы;— изучение идентичности агентов, которая постоянноизменяется, но не развивается в определенно ясном направлении;— она изучает то, как люди относятся к своему телу, имеяв виду как воздействие внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы;— с учетом этого, разнообразные агенты практическине зависят друг от друга, тем не менее, исследуются их временные выборы, объединения, распады связей, о чем свидетельствуют символические признаки, которые и могут бытьпредметом изучения;— она исследует символические признаки, которыев условиях неопределенности выражают определенную значимость для определенных категорий агентов;— особую значимость приобретает исследование знания,которое в условиях постмодерна знаменует свободу доступак жизненным ресурсам и возможность их выбора.
Знаниетакже становится одним из основных источников конфликта,нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов;1Bauman, Z. Intimations of Postmodernity. London : Routledge, 1992. P.27.429— она изучает новые соотношения между свободой и безопасностью. З. Бауман, в частности, замечает: «Бессилие,несостоятельность — вот названия позднемодернистской,постмодернистской болезни. И это не боязнь приспособления, но неспособность приспособиться. Не ужас, вызываемый нарушением запретов, а террор полной свободы…Жизнь в условиях небезопасности — это жизнь в условияхриска, и человек, принимающий решения, должен сам платить за риски, на которые он идет»1.Социолог формулирует следующую задачу постмодернистской социологической теории: «Призвание социологиизаключается в наши дни в сохранении и расширении тойчасти человеческого универсума, которая является предметом дискурсивного изучения, и тем самым в спасении ееот закостенения, от превращения в состояние, когда выбирать становится не из чего»2.15.3.
Óâåëè÷èâàþùàÿñÿ îòêðûòîñòü îòêðûòîãî îáùåñòâà:íîâûå ðèñêè è îïàñíîñòèОткрытое общество дает его членам новые, невиданные ранее преимущества для жизнедеятельности3. Многиенароды, включая россиян, стремятся жить в открытом обществе. Однако не все так просто. Наряду с очевидными благамиоткрытое общество несет в себе новые риски и имманентныеопасности, которые специально исследуются З.
Бауманом.Отметим некоторые из них.Границы стран перестают быть охранительными рубежами в отношении иных культурных ценностей. Делоне в простом увеличении культурных артефактов, приходящих в страну по каналам глобализации, и не в возникшемразнообразии конкурирующих идей.Важнейшей рискогенной проблемой становится усложняющееся изменение само по себе, в котором содержится значительный компонент неупорядоченного хаоса, который порождает невиданные ранее, парадоксальные амбивалентности(В России их исследованиями занимается Ж. Т. Тощенко4).1Бауман, З.
Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002.С. 55—56.2 Бауман, З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002. С. 16.3 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.4 Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек: монография. М.: ЮНИТИДАНА, 2008.430«Беспрецедентная свобода, которую наше общество предлагает своим членам, пришла… вместе с беспрецедентнымбессилием»1.Это не какое-то отдельное изменение, но сам по себеутверждающийся рискогенный образ жизни в условиях всеобщих перемен, когда нормой или, по крайней мере, обыденностью становится экспансия самых разных субкультури контркультур, резкое увеличение неконтролируемой эмиграции и иммиграции, что проявилось в появлении новыхформ девиантного и криминального поведения.«”Открытость”, — пишет З. Бауман, — в наши дниассоциируется главным образом с незапланированнымии ненамеренными побочными эффектами “негативнойглобализации”»2.К ним, в частности, социолог относит:— растущую обеспокоенность населения своей безопасностью;— рынки без границ ведут к несправедливости и мировому беспорядку;— возникают страхи незащищенности (в России даннаяпроблематика также стала предметом изучения3);— дерегуляции социальной жизни оборачивается планетарным беззаконием и вооруженным насилием4.Как результат этих последствий возникло «сообществоза вратами» — по З.
Бауману — в современном обществеопределенная часть людей «платит всевозможные деньги,чтобы освободить себя от нежелательной компании: бытьнаедине. За стенами и вратами жизнь замыкается людьмитолератными к “сообществу”, которое они хотят в данный момент». Главный мотив этих людей — оградить себяот чужаков, ибо «каждый чужак представляет потенциальную опасность».