Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 93
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 93 страницы из PDF
Его мнение, являющееся общественным мнением в нынешним понимании, получает всебольшее социальное одобрение в ущерб информированномумнению и поэтому навязывается как релевантное болееинформированным членам общества»2.1 Шютц, А. Хорошо информированный гражданин. Очерк о социальном распределении знания // Шютц. А. Смысловая структура повседневного мира. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С.
236.2 Там же. С. 237.423Естественно, это положение дел, считает А. Шютц, является свидетельством неверной интерпретации демократиикак политического института. Полагаем, и в современномроссийском обществе имеет место абсолютизация результатов опросов людей с улицы.Сказанное, отнюдь не означает, что можно вообще игнорировать мнение человека с улицы. Это мнение надо изучать,но в контексте того, как справедливо замечает А.
Шютц, что«долг и привилегия хорошо информированного гражданинав демократическом обществе состоят в том, чтобы сделатьсвое мнение превалирующим над общественным мнениемчеловека с улицы»1.12.3. Êîíöåïöèÿ äîìàЧто А. Шютц понимает под «домом»?«Мы будем понимать под домом нулевую точку системыкоординат, которую мы приписываем миру, чтобы найтисвое место в нем… Символическая характеристика понятия“дом” эмоционально окрашена и трудна для описания. Домозначает различные вещи для разных людей. Он означает,конечно, отцовский дом и родной язык, семью, друзей, любимый пейзаж и песни, что пела нам мать, определенным образом приготовленную пищу, привычные повседневные вещи,фольклор и личные привычки, — короче, особый способжизни, составленный из маленьких и привычных элементов,дорогих нам»2.
При этом социолог подчеркивает, что «домозначает одно для человека, который никогда не покидаетего, другое — для того, кто обитает вдали от него, и третье —для тех, кто в него возвращается»3.Особый интерес для А. Шютца представляет проблемареадаптации индивидов к своей «домашней» группе послетого, как они её покинули, какое–то время жили в иныхсоциальных группах, неизбежно усваивая новые знанияи новые измерительные линейки ценностей, типичные дляэтих групп.1Шютц, А. Хорошо информированный гражданин. Очерк о социальном распределении знания // Шютц.
А. Смысловая структура повседневного мира. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 237.2 Шютц, А. Возвращающийся домой // Социс, 1995. № 2. С. 139.3 Там же. С. 139.424Как складываются интеракции возвращающихся индивидов в свою родную «домашнюю» группу с самыми близкимиим прежде людьми?Проблема отнюдь не надуманная. Достаточно вспомнить нашумевший американский сериал «Рембо».
Молодой,здравомыслящий американец, отмеченный всевозможнымизнаками отличия во время боевых действий во Вьетнаме,в социокультурном плане не может вернуться в свой прежний родной «дом»: по совершенно новым меркам знания(с позиций иных конструктов первого порядка) он оценивает прежние социальные реалии и потому вступает в бесконечные конфликты с властями.Сам А. Шютц столкнулся с этой проблемой ещё в молодые годы.
Он принимал участие в боевых действиях в годыпервой мировой войны и на себе испытал тяготы взаимонепонимания, трудности налаживания диалога с близкимилюдьми по возвращении домой. Возможно, именно этот личный опыт побудил его к серьезным научным исследованиямданной темы.Прежде всего, А. Шютц отмечает, что положение возвращающегося отлично от положения чужестранца — последний готов к тому, что этот мир организован иначе, по сравнению с тем, из которого он прибыл.
Возвращающийся жеожидает встретить то, что ему хорошо знакомо — людей,которые жили с ним в одном пространстве и времени. Ихинтересы и цели были понятны.«Жить дома — это значит воспринимать другого какуникальную личность в живом настоящем, разделять с неюантиципации будущего в качестве планов, надежд и желаний, наконец, это означает шанс восстановить отношения,если они прерваны. Для каждого из партнеров чужая жизньстановится частью его автобиографии, элементом личнойистории»1.Интерпретация объектов является общей для всех членов«домашней» группы: каждый индивид уверен, что он поймет других, а они — его. Даже какие–то инновации (болезнь,смерть) в условиях дома разрешаются рутинными способами.Однако ситуация полностью меняется для покинувшегодом индивида. Солдат, ушедших на службу, нередко удивляют письма из дома — сказывается разрыв пространства1Шютц, А.
Возвращающийся домой // Социс, 1995. № 2. С. 140.425и времени со своей группой, что отражается на интерпретациях объектов и явлений, которые уже рассматриваютсячерез призму новой «домашней» группы, её иных конструктов первого порядка, а также уникальной биографическойситуации солдата. С другой стороны, когда возвращающийсядомой будет говорить о своей жизни на фронте, может оказаться, что его поступки покажутся близким людям величайшим героизмом, в то время как сам он их представляетборьбой за выживание или выполнением долга.
И напротив:героизм может вовсе игнорироваться людьми дома.Биографическая ситуация военной службы детерминирует особое восприятие социального мира солдатом.А. Шютц замечает, что в гражданском обществе солдатвынужден выбирать свои цели и средства, но не может, какв армии, следовать авторитету или руководству. Поэтому онзачастую чувствует себя «как ребенок без матери». Для всехвозвращающихся справедливо, что вернувшийся человекуже не тот, что был, ни для себя, ни для тех, кто ждал еговозвращения.«Здесь, — пишет А.
Шютц, — оказывается под вопросомни много, ни мало, как обратимость внутреннего времени.Эта та самая проблема, которую Гераклит выразил афоризмом о невозможности войти в одну и ту же реку дважды…Даже если мы возвращаемся домой после короткого перерыва, мы обнаруживаем, что старое, привычное окружение приобретает дополнительное значение, возникающееиз нашего опыта в период отсутствия: вещи и люди, по крайней мере в начале, имеют другие облики. И требуется определенное усилие, чтобы трансформировать нашу деятельность в рутинное русло и реактивировать наши прежниеотношения с людьми и вещами»1.В этом суть эффекта «прерывания постепенности»в социальной реальности, в основе которого лежат возникшие различия социальных смыслов, латентно порождающиесоциальную маргинальность.Из сказанного социолог приходит к практическомувыводу о том, что следует всех готовить к возвращению ветеранов в домашнюю группу.«Через прессу и радио следует разъяснять домочадцам,что человек, которого они ждут, уже не тот, другой, и дажене такой, каким его воображают.
Повернуть пропагандист-скую машину в противоположном направлении, разрушитьпсевдотипы батальной жизни и жизни солдата вообщеи заменить его на правду — не простая задача. Но необходимо уничтожить прославление сомнительного голливудского героизма и нарисовать реалистическую картину того,как эти люди думают и чувствуют, — картину не менеедостойную и взывающую к памяти. Поначалу не толькородина покажет возвращающемуся домой незнакомое лицо,но и он покажется странным тем, кто его ждет»1.Из работы: А. Шютц. Возвращающийся домой2Возвращающемуся домой дом показывает — по крайней меревначале — непривычное лицо.
Человек думает, что попадаетв незнакомую страну, пока не рассеиваются облака. Но положениевозвращающегося отлично от ситуации чужестранца. Последнийдолжен присоединиться к группе, которая не является и никогдане была его собственной. Этот мир организован иначе, чем тот, из,которого он прибыл. Возвращающийся, однако, ожидает вернутьсяв окружение, где он уже был, о котором он имеет знание, которое,как он думает, сумеет использовать, чтобы войти с ним в контакт.У чужестранца нет этого знания, — возвращающийся домой надеется найти его в памяти.
Так он чувствует и испытывает типичныйшок возвращающегося Одиссея, описанный Гомером.… Возвращающиеся с войны ветераны — крайний случай, и онхорошо описан в литературе. Мы можем ссылаться и на опыт путешественников, возвращающихся из зарубежных стран, и на эмигрантов, возвращающихся в родные края. Все они — примеры возвращающихся домой, и не на время, как солдат на побывку илистудент на каникулы.Что мы, однако, понимаем под домом? Дом — это то, с чего мыначинаем, сказал бы поэт.
Дом — это место, куда каждый намеренвернуться, когда он не там, — сказал бы юрист. Мы будем пониматьпод домом нулевую точку системы координат, которую мы приписываем миру, чтобы найти свое место в нем. Географически этоопределенное место на поверхности земли. Но дом — это не толькопристанище: мой дом, моя комната, мой сад, моя крепость. Символическая характеристика понятия «дом» эмоционально окрашенаи трудна для описания. Дом означает различные вещи для разныхлюдей. Он означает, конечно, отцовский дом и родной язык, семью,друзей, любимый пейзаж и песни, что пела нам мать, определеннымобразом приготовленную пищу, привычные повседневные вещи,фольклор и личные привычки, — короче, особый способ жизни,составленный из маленьких и привычных элементов, дорогих нам…11426Шютц, А. Возвращающийся домой // Социс, 1995.
№ 2. С. 141.2Шютц, А. Возвращающийся домой // Социс, 1995. № 2. С. 142.Там же.427Таков аспект социальной структуры домашнего мира для тех,кто в нем живет. Она полностью изменяется для того, кто покинулдом.Он вступил в иное социальное измерение, не покрываемоесистемой координат, используемых как схема референции у себядома.