Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 65
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 65 страницы из PDF
— М. : ИНФРА-М, 2013.23. Кюэн, Ш. — А. Социологи и одержимость пониманием.Неопозитивистское прочтение Макса Вебера / Ш. — А. Кюэн //Социс. — 2001. — № 12.24. Макс Вебер, прочитанный сегодня / под ред. Р. П. Шпаковой. —СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997.25. Смирнова, Н. М. Исторические типы рациональности в социальном познании / Н. М. Смирнова // Исторические типы рациональности.
Т. 1 / под ред. В. А. Лекторского. — М., 1995.26. Шпакова, Р. П. Макс Вебер о становлении демократиив России / Р. П. Шпакова // Социс. — 2003. — № 3.27. Bendix, R. Max Weber: An Intellectual Portrait / R. Bendix. —Garden City, N.Y. : Doubleday, 1960.28. Kalberg, S. Max Weber / S. Kalberg // The Blackwell Companionto Major Social Theorists. Edited by G. Ritzer.
— Blackwell PublishersLtd, 2000.29. Ritzer, G. Classical Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHigher Education, 2000.30. Swedberg, R. The Max Weber Dictionary: Key Words andConcepts / R. Swedberg. — Stanford: Stanford University Press, 2005.31. Weber, M. The Theory of Social and Economic Organization /M.
Weber. — N.Y. : Free Press, 1947.32. Whimster, S. Max Weber and Interpretation / S. Whimster //Handbook of Social Theory / edited by G. Ritzer and B. Smart. — London,2001.Ãëàâà 9.ÔÎÐÌÀËÜÍÎ-ÐÅËßÒÈÂÈÑÒÑÊÀßÑÎÖÈÎËÎÃÈß Ã. ÇÈÌÌÅËßГ. Зиммель — немецкий социолог, основоположникформальной социологии. Известный венгерский социологД. Лукач (см.
главу 7) охарактеризовал его творчество как«импрессионистское». Г. Зиммель обосновал новые теоретико-методологические принципы исследования форм взаимодействия людей, их социальных типов, внесший существенный вклад в институализацию социологии как наукии учебной дисциплины.Г. Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине в еврейской семье, главой которой был успешный бизнесмен, основатель шоколадной компании. Получил великолепное разностороннее образование, включая музыкальное. Пробовалсебя в литературном творчестве, писал стихи.По окончании философского факультета Берлинскогоуниверситета, занялся наукой, написав докторскую диссертацию на оригинальную тему «Психологические и этнографические изучения первопричин музыки».
Попытка еёзащиты оказалась неудачной: «Мы сделаем великое благо,если остановим его усилия в этом направлении», — заявилодин из профессоров.К счастью для социологии, Г. Зиммель продолжил заниматься наукой. Ему все же удалось защитить диссертацию, правда, на иную тему — посвященную этике и логикеИ. Канта. Однако более 30 лет он занимал не столь значительные должности в академической сфере: лишь через 4года после получения ученой степени он стал приват-доцентом, ещё через 15 лет — экстраординарным (внештатным)профессором Берлинского университета. Несмотря на всемерную поддержку, которую ему оказывал М. Вебер, Г. Зиммель занял должность полного профессора в Страсбургскомуниверситете лишь за 5 лет до своей кончины.
Современ298ные исследователи творчества социолога объясняют данныеобстоятельства антисемитизмом немецких чиновников тоговремени.Г. Зиммель вместе с М. Вебером и Ф. Тённисом основалНемецкую социологическую ассоциацию (1910 г.).Среди работ Г. Зиммеля: «Дарвинизм и теория познания»,«Проблемы философии истории», «Введение в моральныенауки: критика основных этических концепций», «Социальная дифференциация», «Конфликт современной культуры»,«Философия денег», «Социология исследования форм социаций», «Проблема социологии» и др.Труды Г. Зиммеля были известны российским социологам. Первые четыре из названных выше работ были переведены на русский и другие европейские языки ещё в концеXIX — начале ХХ в. Методология его трудов использоваласьи американскими социологами, особенно представителямиЧикагской социологической школы, которые стремилисьотойти от абстрактного теоретизирования при изучении конкретных проблем социальной окружающей среды.Умер Г.
Зиммель от рака 26 сентября 1918 года.Ныне интерес к творчеству Зиммеля возрастает — многиеего пласты наследия поражают оригинальностью. С 1989 г.в Германии стало выходить Полное собрание сочиненийЗиммеля.9.1. Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâàíèÿПредметная область, её развитиеНа характер творчества Г. Зиммеля оказал влияние широкий круг социальных теоретиков.В ранний период для него были характерны эволюционно-позитивистские позиции, навеянные работамиЧ. Дарвина и Г. Спенсера. В интерпретации влияния взаимоотношений индивидов на функциональность культуры и общества прослеживаются дюркгеймовские мотивы(«все определенным образом взаимодействует с чем-нибудьещё», — писал Г. Зиммель).
Следующий период в идейномразвитии, обычно называемый «неокантинианским», связанс обращением к трудам философа И. Канта, его подходамк различению формы и содержания, интерпретации ценностей. Г. Зиммель также использовал диалектику К. Маркса,его концепцию отчуждения, подход к анализу общественных299явлений через призму их внутренних противоречий. Вместес тем он не принял революционный оптимизм К. Маркса.Также Г. Зиммель испытал глубокое влияние идей своегодруга М. Вебера относительно рационализации общественной жизни. Последний этап его идейного развития связанс анализом нарастания иррациональных тенденций в культуре современного общества.Представления Г.
Зиммеля о предмете социологии какособой дисциплины менялись и уточнялись на протяжениивсего творчества. В итоге можно выделить три предметныесферы, соответствующие трем выше обозначенным периодам его идейного развития.Изначально ученый, как и многие его современники,стремился создать «чистую» теорию, которая бы строиласьна аналитическом основании, позволяющем объективноинтерпретировать общественную жизнь. Таким основанием для него были эволюционный позитивизм Ч.
Дарвинаи Г. Спенсера в сочетании с этнопсихологией, о чем свидетельствуют работы этого периода: «Дарвинизм и теорияпознания». Как заметил сам Г. Зиммель, ему потребовалосьдесять лет, чтобы перейти «от этнопсихологии к социологии», что сопровождалось развитием «формального» подхода.На втором этапе творчества предметом его изучения становятся формы социального взаимодействия, взятые внеконкретного содержания, находящегося, например, в такихформах, которые он исследовал, как господство, подчинение,соперничество, флирт, свободное общение и т.д.Заметим, что особенно важно для тех, кто решит обратиться к рекомендуемой литературе, что используемое здесьпонятие «социальное взаимодействие» довольно трудно перевести как на русский язык (используются, в частности, эквиваленты «общение», «социация» и «обобществление»), таки на английский (в работах американских социологов встречаются в качестве эквивалентов «association» и «sociation»,что, очевидно, и привело к появлению русской кальки —«социация»).В свой термин Г.
Зиммель вкладывал тот смысл, чтов процессе общения индивиды непрерывно порождаютобщество. Со своей стороны, общество, побуждая индивидов к конкретным формам взаимодействия, делает их «обобществленными».300Этот процесс мы и будем иметь в виду, прибегая к болеепростому и современному термину «социальное взаимодействие» как эквиваленту «социации» и «обобществления»,использованные при переводах, на которые даются отсылки.В статье «Проблема социологии» Г. Зиммель, подчеркивал,что его интересуют формы социального взаимодействия:«Особые причины и цели, без которых, конечно, никогдане происходит обобществление, образуют некоторым образом тело, материал социального процесса; но что действиеэтих, споспешествование целям вызывает среди их носителей именно взаимодействие, обобществление, — это форма,в которую облекаются эти содержания»1.Кроме форм социального взаимодействия Г.
Зиммельсчитал необходимым исследовать типы людей, вовлеченныхв это взаимодействие: бедняк, циник, кокетка, проститутка,аристократ и другие. Предметом его анализа были такжесоциальные и культурные продукты человеческой историив контексте того, как происходит образование общественнойформы2.Заметим, что социолог различал индивидуальную (субъективную) и объективную культуру, являющиеся такжепредметом социологического исследования.Наконец, на завершающем этапе своего творчества социолога интересуют проблемы философско-социологическоготолка, такие как: является ли общество целью человеческого существования или средством, каковы ненамеренныепоследствия развития интеллекта, денежного хозяйствования (социология, считал Г.
Зиммель, может их предвидеть),воздействие все увеличивающегося и усложняющегося культурного производства на индивида, появление новых формотчуждения, их влияние на перспективы развития культурыи человечества.МетодологияЦентральным принципом для Г. Зиммеля является методологический релятивизм, воззрение, согласно которому всезнания об индивидах и общественных структурах являютсяотносительно правильными. Они зависят от множества факторов и в частности: от ценностных ориентаций людей, их1История теоретической социологии. Т.
2. М. : Канон, 1998. С. 288—289.2Там же. С. 292.301внутреннего жизненного опыта, от положения, которое онизанимают в социальном пространстве, от количественныхи качественных параметров социальной группы и многогодругого.Вместе с тем ценности и нормы также существуют в интернализированной форме в сознании индивида, т.е.
усвоены ими выступают как внутренние импульсы, определяющие поведение и характер взаимодействия данного индивида с другими людьми. Благодаря этому действия индивида обретаютрелятивный характер: у него практически всегда есть возможность выбора деятельности.Постулат о релятивности ценностей и норм логическиприводит Г. Зиммеля к взгляду на социологию как на рефлексивную науку. Добытое её знание в конечном счете зависит от характера знания самих социологов, их видения мира.Г. Зиммель, так же как и К.