Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 34
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 34 страницы из PDF
Для промышленного прогресса, каки для всякого иного завоевания в области природы, взаимнаяпомощь и тесные сношения несомненно являются и являлись болеевыгодными, чем взаимная борьба.Великое значение начала взаимной помощи выясняется, однако,в особенности в области этики, или учения о нравственности. Чтовзаимная помощь лежит в основе всех наших этических понятий,достаточно очевидно.
Но каких бы мнений мы ни держались относительно первоначального происхождения чувства или инстинктавзаимной помощи — будем ли мы приписывать его биологическимили сверхъестественным причинам, — мы должны признать, чтообнаружить его существование возможно уже на низших ступеняхживотного мира, а от этих стадий мы можем проследить непрерывную его эволюцию через все классы животного мира и, несмотряна значительное количество противодействующих ему влияний,через все ступени человеческого развития, вплоть до настоящеговремени.
Даже новые религии, рождающиеся от времени до времени — всегда в эпохи, когда принцип взаимопомощи приходилв упадок, в теократиях и деспотических государствах Востока илипри падении Римской империи, — даже новые религии всегда являлись только подтверждением того же самого начала. Они находилисвоих первых последователей среди смиренных, низших, попираемых слоев общества, где принцип взаимной помощи является необходимым основанием всей повседневной жизни; и новые формы154единения, которые были введены в древнейших буддийских и христианских общинах, в общинах моравских братьев и т.д., принялихарактер возврата к лучшим видам взаимной помощи, практиковавшимся в древнем родовом периоде.Каждый раз, однако, когда делалась попытка возвратитьсяк этому старому принципу, его основная идея расширялась.
От родаона распространилась на племя, от федерации племен она расширилась до нации, и наконец, по крайней мере в идеале, до всегочеловечества. В то же самое время она постепенно принимала всеболее возвышенный характер. В первоначальном христианстве,в произведениях некоторых мусульманских вероучителей, в ранних движениях реформационного периода и в особенности в этических и философских движениях XVIII века и нашего времени всеболее и более настойчиво отметается идея мести или «достодолжного воздаяния» — добром за добро и злом за зло. Высшее понимание: «Никакого мщения за обиду» и принцип: «Давай ближнемуне считая — больше, чем ожидаешь от него получить» — провозглашаются как действительные принципы нравственности, какпринципы, стоящие выше простой «равноценности», беспристрастия и холодной справедливости, — как принципы, скорее и вернееведущие к счастью.
И человека призывают руководиться в своихдействиях не только любовью, которая всегда имеет личный или,в лучших случаях, родовой характер, но понятием о своем единствесо всяким человеческим существом.В практике взаимной помощи, которую мы можем проследитьдо самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом,находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную рольв этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба.
В широком распространении принципа взаимнойпомощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток дальнейшей еще более возвышенной эволюции человеческогорода.4.6. À. Ñ. Çâîíèöêàÿ: èññëåäîâàíèå ñîöèàëüíûõ ñâÿçåéАгнесса Соломоновна Звоницкая, первая женщина-социолог в России, родилась в 1897 году.Основной труд — «Опыт теоретической социологии(Социальная связь)» был издан в Киеве в 1914 году. Положительно отнеслась к советской власти, занималась преподавательской работой.Умерла А. С. Звоницкая в 1942 году.А. С.
Звоницкая стояла у истоков создания неопозитивистской социологической школы. Критически отнеслась155к механистическим и эволюционистским теориям. Акцентсделала на изучении социального поведения людей, которое,по ее мнению, определяет характер существующих социальных структур.Позитивисты и неопозитивисты руководствовалисьобщим принципом натурализма, суть которого в том, чтоявления природы, социальной и культурной жизни подчиняются общим законам. Однако в отличие от позитивистов,для которых были характерны также такие принципы какэволюционизм и механицизм, неопозитивисты сосредоточились на исследовании субъективных аспектов человеческогоповедения, полагая, что их суть можно установить с помощью эмпирических процедур и выразить через количественные показатели.А.
С. Звоницкая конкретно сосредоточилась на исследовании социальных связей, прибегая к бихевиористской методологии, рассматривавшей поведение человека в контекстеформулы: стимул — реакция. Как правило, под стимуламипонимались условия жизни людей, а под реакциям и — поведение в виде определенных социальных связей.Исходя из того, что условия жизни (стимулы) разныхсоциальных групп различны, по мнению ученого, можноопределить характерные групповые связи. Взятые в совокупности они представляют собой суть общества.
«Задачаисследователя состоит, прежде всего, в том, — писала она, —чтобы найти то отличие группировки, тот особый характергрупповой связи, который составляет видовой признак понятия общества. Теоретическое учение о социальной связисоставляет необходимый краеугольный камень всякой теоретической социологии»1.Как считает А. С. Звоницкая, социальная связь проявляется в передаче содержание одного индивидуального сознания в другое сознание в итоге ведет к образованию особыхсоциальных групп: «Передача содержания одного сознания другому сознанию, — то…, что мы назвали “общением”составляет таким образом центральный факт группировкииндивидуумов»2.Иными словами, поведение конкретного человека всегдасоциально, оно отражает характеристики социальной1 Новикова, С.
С. История развития социологии в России : учеб. пособие. М. — Воронеж, 1996. С. 89.2 Там же. С. 89.156группы, к которой принадлежит индивид. В этой связи, по еемнению, развитие личности взаимно детерминировано развитием общества. От общества человек постоянно получает«социальное наследство».
Со своей стороны, переработав этонаследство, человек вступает в социальную связь, на основекоторой уже формируются нормы, ценности, институтыобщества.Как видно, творчество первых российских социологови социальных теоретиков весьма многогранно, что проявилось в существенных различиях в предметной областиисследования социокультурных реалий, методах их анализа,а также специфики социологического мышления и социологического воображения.При этом нельзя не сказать и о том, что для российскихсоциологов была характерна идейная и политическая пристрастность.
Чтобы они не писали и говорили они о своейнаучной объективности, их критическая оппозиционностьпо отношению к существовавшему в России общественномустрою была очевидной. Это выражалось сначала в принятиии выражении идей народничества, либерализма, христианства, а затем и революционного марксизма.Вместе с тем, в противоположность идеям о неизбежности классовой борьбы, которые получали все большое распространение в Европе, российские социологи М. М. Ковалевский и П.
А. Кропоткин отстаивали принципы социальнойзамиренности и взаимопомощи, рассматривая их как важнейшие факторы социального прогресса. По существу, ими былисформулированы подходы к изучению социальных практиктолерантности во взаимодействии между людьми, принадлежащих к разным социальным и культурным общностям,что сегодня представляется весьма актуальным.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿВождь — leader — по Н.
К. Михайловскому — личность, умеющаяне только учесть и выразить настроения масс, но и сознательно управляющая ими по заранее намеченному плану, что может привестик изменению направления развития общества.Герой — hero — по Н. К. Михайловскому — личность, способнаявызывать автоматическое подражание и поклонение у толпы, вестиеё за собой на «хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее,разумное или бессмысленное дело».Евразийство — Еuraziystvo — общественно-политическое течение,возникшее в 1920-х гг. в среде русской эмиграции, которое акценти157ровало своеобразие российской культуры, вытекающее из её расположения на европейском и азиатском континентах, а также синтезазападных и восточных культурных традиций.Западничество — Occidentophilism — 1) ориентация на западныеценности; 2) течение в русской общественно-политической мыслиXIX в., представители которого ратовали за преодоление исторической отсталости России в контексте развития западной цивилизации.Нелинейность — unlinearity — методологический подход, у истоков которого стоял Н.
А. Бердяев, предполагающий отказ от идейэволюционного прогресса, заменяя их прерывистым видением социального развития.Неопозитивизм — neopositivism — направление социальной мысли,ориентированное на решение методологических проблем, выявлениеотношения теоретического аппарата с эмпирическим базисом науки,на анализ роли знаково-символических средств научного мышления,математизации и формализации знания.Позитивное право — positive law — 1) право, установленноегосударственной властью; противоположно естественному праву;2) по Л. И. Петражицкому — признаваемые государством господствующие в обществе нормы, связанные с представлениями об обязанностях, закрепленные в сознании индивида в виде непреложныхимперативов.Позитивный анархизм — positive anarchism — концепцияП.
А. Кропоткина, предполагавшая утверждение общественногоустройства в виде анархо-коммунистической федерации, основанной на функционировании свободных производственных коммуни различных автономных ассоциаций неполитического типа, какантипод государству.Правовое государство — law-based state — государство, в которомнаделенные властными полномочиями, могут использовать властьлишь для осуществления законных решений, но не для сохраненияили воспроизводства самой власти или решения собственных какихлибо проблем.Славянофильство — Slavophilia — течение в общественной и философской мысли России середины XIX в., обосновывающее самобытность пути исторического развития России в противоположностьзападноевропейскому развитию.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Н. К. Михайловский в качестве основного критерия общественного прогресса выделяет личное счастье человека, его гармоничноеумственное и физическое развитие.