Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 83
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 83 страницы из PDF
Она должна иметь свободу говорить государствуправду, даже если эта правда горька. Она должна иметь независимое мнение по всем вопросам.5. Священнослужители должны воздерживаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты, а такжеот членства в политических партиях, движениях, союзах, блоках и иных организациях, ведущихпредвыборную борьбу. Это не относится к мирянам, которые могут принимать участие в политическихорганизациях. Священнослужители, в том числе представляющие канонические церковные структуры ицерковное священноначалие, могут участвовать только в отдельных мероприятиях политическойорганизации, а также сотрудничать с ними в делах, полезных для церкви и общества.6.
Отделение Церкви от государства не означает отделения ее от общества и его проблем. Церковь считаетполезным взаимодействие и свободное сотрудничество церковных институтов с центральными и местнымиорганами государственной власти при невмешательстве их во внутренние дела друг друга и если такоесотрудничество не носит характера политической поддержки. Это касается сфер просвещения,миротворчества, науки и культуры, охраны и восстановления исторических памятников, заботы обобщественной нравственности7. В условиях, когда большинство населения России страдает от голода, нищеты, социальной незащищенности,Церковь видит свою социальную миссию в том, чтобы быть на стороне бедных и обездоленных, и считаетсвоим долгом выступать в своей исконной роли – заступницы за людей перед сильными мира сего.Эти принципы, касающиеся взаимоотношений церкви с государством и обществом, являются основополагающими.Ими церковь руководствуется в своей повседневной практике.
Общественная миротворческая и объединяющаяпозиция Русской Православной Церкви особенно проявилась в событиях августа 1991 г., сентября-октября 1993 г., вконфликтах в Молдавии, между Северной Осетией и Ингушетией, Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией,в Таджикистане и Чечне.Русская Православная Церковь остается одной из самых влиятельных общественных и политических сил всовременной России.(Религии народов современной России: Словарь. С. 438-440.)НазадСодержаниеВперед§ 9.2.
ОБРАЗОВАНИЕОбучение и образованиеМного дискуссий разворачивается также вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучениеявляется фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающейдействительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненнымиобстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям.Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении илиспособностях, являющееся следствием опыта.
Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, какправило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды,знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием.Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивидприобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляетсобой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующиеэтим статусам роли.Функционалистский подход к образованиюfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 167 of 247Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных дляограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школыстали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению,письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и в бюрократическихорганизациях.
Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современныхобществ.Завершение социализации. Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализациямолодежи осуществляется в них тем же “естественным” путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.Приведем рассказ антрополога Даймонда Дженнесса об эскимосах племени коппер:“Матери учат дочерей мастерить кукол, чинить собственную одежду и резать шкуры.
И мальчики и девочки учатсяподстерегать дичь, участвуя вместе со старшими в охоте; отцы делают детям луки и стрелы, подходящие для ихвозраста и сил. Одно из любимых развлечений – исполнение в упрощенном варианте некоторых обязанностей, скоторыми им придется столкнуться, став взрослыми. Для девочек в чумах часто ставят маленькие плошки сгорящим маслом, над которыми они готовят кусочки мяса для своих маленьких друзей... У детей много игр, вкоторых они имитируют действия взрослых... И мальчики и девочки строят игрушечные дома из снега. Летом, имеяпод рукой только голыши, они просто размечают план постройки, а зимой берут у родителей ножи для снега исооружают миниатюрные жилища”.Содержание культуры эскимосов коппер практически одинаково для всех, и люди приобретают ее в основномбессознательно в обыденной жизни. В отличие от эскимосов коппер взрослые люди в современных обществах немогут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию.
Очень часто навыки родителей устаревают, иони сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые всовременной жизни, нельзя получить автоматически и “естественно”. Для этого требуется специальнаяобразовательная структура, которая будет прививать молодым людям образ мыслей, мироощущения и моделиповедения, диктуемые быстро меняющимся урбанизованном и ориентированном на технические достиженияобществом.Социальная интеграция. Представители функционализма считают, что система образования предназначена дляусвоения превалирующих в обществе ценностей и формирования единого национального сознания. Учащиесяузнают, что значит принадлежать к той или иной нации, грамотно владеть родным языком, иметь общее наследие идействовать в соответствии с установленными стандартами и правилами.
Таким образом молодые люди из разныхэтнических, религиозных и расовых групп погружаются в единую культуру и подготавливаются к “ответственному”гражданству (см. гл. 7). Деятельность школ направлена также на то, чтобы интегрировать бедных и малоимущих вструктуру господствующих институтов.
Насколько хорошо система образования выполняет эти функции – вопросспорный. Но конфликтологи считают, что образовательная деятельность, преследующая эти цели, служитинтересам элитных классов и групп.Отбор. Все общества придают индивидам независимо от их качеств и возможностей определенные статусы. Другиестатусы достигаются путем выбора и конкуренции.
Ни одно общество не может полностью игнорироватьиндивидуальные различия или недооценивать успехи или неудачи отдельных людей. Современные обществадолжны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институтобразования, как правило, выполняет эту функцию, выступая посредником в отборе индивидов для определенныхтипов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, ктоименно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школывыполняют роль “эскалаторов”, позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице.Но конфликтологи оспаривают это утверждение и полагают, что школы служат для того, чтобы отпрыскиэлитарных родителей, имея “нужные” удостоверения, могли гарантированно получить лучшие места.Научные исследования и разработки.
По большей части школы предназначены для того, чтобы воспитать людей,“вписывающихся” в общество, а не тех, кто будет выступать за его изменение. Однако учебные заведения, особенноуниверситеты, могут не только передавать культуру последующим поколениям – они способны приумножатькультурное наследие. Современное общество придает большое значение приобретению новых знаний, особенно вобласти экономики, физики, биологии, медицины и техники. За последние десятилетия ведущие университетызападных стран во все большей степени становятся исследовательскими центрами.Конфликтология об образованииКонфликтологи рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующих существующийсоциальный порядок и, таким образом, действующих во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.Воспроизводство социальных отношений в сфере производства.
Некоторые конфликтологи изображают школыкак учреждения, служащие интересам капиталистического производства, и как социальные инструменты убеждениянаселения в том, что частная собственность и прибыль – это благо для общества в целом. Социологи Сэмюэл Боулзи Герберт Гинтис выдвигают принцип соответствия, заключающийся в том, что социальные отношения в трудовойfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 168 of 247деятельности находят выражение в социальных отношениях в школе. Система оценок для мотивации студентованалогична системе мотивации рабочих. Коротко говоря, школы рассматриваются как учреждения, готовящиеподатливую рабочую силу для капиталистической экономики.Скрытый процесс обучения.
С точки зрения конфликтологов в школах существует скрытый процесс обучения; онсостоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподвольвоспитывают детей в соответствии с представлениями доминирующих институтов. Учителя формируют ипоощряют качества, воплощающие нормы среднего класса,– трудолюбие, ответственность, добросовестность,надежность, прилежность, самоконтроль, эффективность. Дети учатся быть спокойными, пунктуальными,терпеливыми, уважительными к учителям, восприимчивыми к требованиям группы. Таким образом, школывыступают в роли связующих звеньев между ценностями семьи (доверительность и близость) и болеетребовательными и обезличенными нормами технократического общества, где царит дух конкуренции.Органы управления. Конфликтологи согласны с функционалистами в том, что школы выступают в ролипосредников для привлечения меньшинств и людей, находящихся на нижних ступенях общества, в доминирующуюкультуру.