Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 65
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 65 страницы из PDF
Традиционно мужчины получали лучшие рабочие места, освобождались отрутинной и неблагодарной домашней работы, занимали высшие политические посты в государстве и пользовалисьправом инициативы в сексуальных отношениях. Расово-этническая и тендерная стратификации свойственны в тойили иной мере всем обществам – как традиционным, так и современным, и поэтому представляют собой важныйпредмет социологического изучения.§ 7.1. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯСТРАТИФИКАЦИЯРасы, этнические группы и меньшинстваОбщества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках,исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четковыраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповуюпринадлежность.
В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на базе своейпринадлежности к той или иной конкретной группе (см. гл. 2).Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цветкожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всехлюдей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия.
Но все же мы сразу отличим, кпримеру, норвежца от китайца и угандийца по их физическим параметрам. Это объясняется их расовойпринадлежностью. Расы – это группы населения, различающиеся наследственными чертами.Хотя мы с готовностью признаем, что народы различаются по своим физическим качествам, социологиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 130 of 247сталкиваются с значительными затруднениями при идентификации рас и классификации людей в соответствии срасовыми различиями. Человеческие существа невозможно с легкостью подогнать под застывшие и засушенные“расовые” классификации, и ученые пока не могут прийти к общему мнению по поводу разделения народов нарасы. Однако люди сами придают различным чертам социальную значимость.
В социальных дефинициях, даваемыхиндивидами, цвет кожи или какая-то другая черта превращается в “показатель” или “признак” социального статуса.Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народныхобычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являютсяевреи, якуты, буряты и т.д. Этнические группы часто обладают чувством “кровного родства” и в той или инойстепени многие из них считают себя нациями.Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинствасовременных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различныенароды под властью доминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническое многообразиедиаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попыткирешения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп.
Яркимипримерами таких решений являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны,изгнание мусульман и евреев из Испании XV в. или депортация арабов из нескольких получивших независимостьафриканских стран в 1960-1970-е гг.Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной.Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии.Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждалипринять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольнаяассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном была результатом необычайныхэкономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие отрасовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а незавоевания или рабства.
Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессеассимиляции иностранцев в американской социальной системе.Меньшинства. Социологи выделяют пять основных свойств в качестве характеристик групп, являющихсяменьшинствами:1. Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации,угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей. Меньшинстваявляются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людейдает привилегии и высокий статус членам другой группы.2. Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его отдоминирующей группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и созданиедля них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры.3. Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственной целостности.
Его членамприсуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Этосознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства.4. В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид ужерождается с таким статусом.5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственнойгруппы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов спредставителями меньшинств и обычно строго порицает “отступников”.
Меньшинство может поощрятьвнутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурным самосознанием, снаследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающуюся угнетениюсо стороны доминирующей группы национального государства.Предубеждения и дискриминацияПредубеждения и дискриминация так широко распространены в современной жизни, что нередко полагают, что они“в природе человека”.
Однако различные общества характеризуются очень разным уровнем предубеждений идискриминации. Например, в древности у белых было благоприятное отношение к чернокожим, резкоотличающееся от ситуации, характерной для современной истории. Отношение к евреям в современных странахразлично – от холокоста в нацистской Германии до равенства в США и других западных государствах.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 131 of 247Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только на том основании, что онипринадлежат к этой группе и априори наделяются предосудительными свойствами, приписываемыми этойгруппе. Предубеждение – это состояние сознания – чувство, мнение или склонность. Социолог Герберт Блумеротмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение,что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природеотличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий,власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы.
Вэтом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемымгруппой.Некоторые социологи обнаруживают появление в последние годы новой формы предубеждения против черныхамериканцев у состоятельных белых, населяющих пригородные районы. Они дали этому феномену определение“символический расизм”. Эта форма расизма не похожа на расизм Старого Юга с его доктринами расовойнеполноценности и законной сегрегации. Напротив, это совершенно новая форма расизма, в которой сплетаютсятри компонента.
Во-первых, у многих белых возникло чувство, что черные американцы стали слишкомтребовательными, слишком напористыми и злыми и что они получают больше, чем им полагается по праву. Вовторых, существует убеждение, что черные “играют не по правилам”, которые определяются традиционнымиамериканскими добродетелями – упорным трудом, индивидуализмом и терпеливым ожиданием вознаграждения. Втретьих, многие белые создают для себя стереотипы, касающиеся благосостояния чернокожего населения, уличнойпреступности и системы квот. Такие взгляды приводят к тому, что белые начинают голосовать противполитических кандидатов, поддерживающих программы борьбы с бедностью, переезжать в пригородные районы воизбежание десегрегации школ и рассматривать расизм как “чью-то другую” проблему.Дискриминация.
Если предубеждение – это мнение или предрассудок, то дискриминация – это необоснованныйотказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равнычленам доминирующей группы. Предубеждение не обязательно совпадает с дискриминацией – прямаявзаимозависимость между взглядами и враждебными действиями не всегда неизбежна. Социолог Роберт Мертонвыделяет четыре типа взаимосвязи между предубежденностью и дискриминацией и приводит следующиеопределения индивидов, относящихся к таким типам:“Убежденный либерал” – человек без предубеждений, никогда не участвующий в дискриминации.“Колеблющийся либерал” – человек без предубеждений, тем не менее участвующий в дискриминации подобщественным давлением.“Расист в душе” – человек с предубеждениями, который, тем не менее, не станет участвовать в дискриминации подобщественным давлением.“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует в соответствии со своимивзглядами.Мертон указывает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей, оказывает самоезначительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста в душе”.В годы после Второй мировой войны белые перешли от открытых и “воинствующих” проявлений дискриминации кболее скрытым формам.
Опросы общественного мнения, проведенные за последние 40 лет, выявляют неуклонный,хотя и постепенный сдвиг настроений белого населения в сторону либерализма в расовых вопросах.Институциональная дискриминация. Дискриминация не является делом только индивидов. В своейповседневной деятельности общественные институты также осуществляют систематическую дискриминациюпротив членов некоторых групп – институциональную дискриминацию.