Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 39
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 39 страницы из PDF
Во-вторых, близкие контактыпозволяют оценить людей по достоинству. Если люди ежедневно видят друг друга и общаются один на один, междуними могут возникнуть утонченные близкие отношения, делающие возможным доверительный обмен идеями ичувствами. В-третьих, вероятность налаживания отношений, характерных для первичной группы, возрастает, еслиимеют место частые и регулярные контакты. Часто наши связи с людьми углубляются с течением времени, иподобное постоянное общение постепенно приводит к появлению общих привычек и интересов.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 82 of 247Термин “первичный” используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущнонеобходимыми. Несомненно, это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основувзаимоотношений между людьми в обществе. Во-первых, первичные группы играют решающую роль в процессесоциализации индивида. В рамках таких первичных групп младенцы и маленькие дети постигают основы общества,в котором они родились и живут. Такие группы – своего рода учебные площадки, на которых мы приобретаемнормы и принципы, необходимые в дальнейшей общественной жизни.
Социологи рассматривают первичныегруппы как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом в целом, поскольку первичные группыпередают и интерпретируют культурные модели общества и способствуют развитию в индивиде чувства общности,столь необходимого для социальной солидарности.Во-вторых, первичные группы имеют фундаментальное значение, потому что обеспечивают ту среду, в которойудовлетворяется большая часть наших личных потребностей. В рамках этих групп мы испытываем такие чувства,как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом. Неудивительно, что прочностьпервичных групповых связей оказывает воздействие на функционирование групп.
К примеру, чем прочнеепервичные групповые связи войсковых частей, тем большего успеха они добиваются в бою.Во время Второй мировой войны успех немецких боевых подразделений объяснялся не нацистской идеологией, а вбольшей степени способностью германского военного руководства воспроизвести в пехотных частях те близкиетоварищеские связи, которые характерны для гражданских первичных групп. Вермахт являл собою грозную силу,потому что в отличие от американской армии немецкие солдаты, проходившие вместе боевую подготовку, воевалитоже вместе. Кроме того, американские боевые единицы постоянно пополнялись по мере того, как отдельныесолдаты выбывали из строя, а германские подразделения сражались одним составом едва ли не “до последнего”, азатем отводились в тылы для переформирования в качестве новых боевых единиц. А командование израильскойармии обнаружило, что боевые подразделения, сразу брошенные в бой до того, как в них успели завязаться тесныедружеские связи, хуже воюют и менее устойчивы психически, чем подразделения с прочными товарищескимисвязями.В-третьих, первичные группы имеют фундаментальное значение, поскольку являются мощными инструментамисоциального контроля.
Члены этих групп держат в руках и распределяют многие жизненно необходимые блага,придающие смысл нашей жизни. В том случае, когда поощрения не достигают своей цели, члены первичных группзачастую способны добиться послушания путем порицания или угрозы подвергнуть остракизму тех, кто уклоняетсяот общепринятых норм. К примеру, в некоторых религиозных культах применяется “бойкот” в отношенииослушников (нарушитель не изгоняется из общины, но прочим членам запрещено общаться с ним) как средствовоздействия на индивидов, чье поведение выходит за рамки групповых норм. Еще более важным представляется то,что первичные группы определяют социальную реальность, “организуя” наш опыт.
Предлагая определения дляразличных ситуаций, они добиваются от членов группы поведения, соответствующего представлениям,выработанным в группе. Следовательно, первичные группы выполняют роль носителей социальных норм иодновременно их проводников.Внутренние и внешние группыМощное влияние на нас оказывают не только группы, которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, вкоторые мы не входим.
В • соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними ивнешними группами. Внутренняя группа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой онпринадлежит. Внешняя группа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он непринадлежит. Мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений “мы” и“они”. Следовательно, внутренние группы можно определить как “наши группы”, а внешние – как “их группы”.Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаркационных линий,указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическимибарьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия.
Некоторые границы основываются натерриториальных принципах, например квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальнымиразличиями, например этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственныегруппы, социально-экономический класс. Границы не дают “чужакам” проникать в сферу группы и одновременноудерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия сгруппами-соперниками.Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается нашесознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп в ситуациях, вкоторых присутствует элемент соперничества. Объектами исследования Шерифа были мальчики 11-12 лет,здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса.Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработалинеписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли.
В течение второй неделиэкспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе:турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружескогоfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 83 of 247спортивного настроя, добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемойфазы интеграции, Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместныетрапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность междугруппами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний повод для соперничества, ссор ииздевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций,в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (при аварийном ремонтелагерного водопровода).
Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах,работа для достижения общей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладиламежгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.Референтные группыМы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными вгрупповом контексте.
Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых вопределенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мыпользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группы – этосоциальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств идействий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравниваютили идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действиявоспринимаются ими как достойные подражания.Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами.
Мы можем рассматриватьреферентную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогаетобъяснить кажущиеся противоречия в поведении, например: революционер – выходец из аристократических кругов;католик – вероотступник; профсоюзный деятель – реакционер; потрепанный джентльмен; предатель,сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высшихсоциальных кругов.
Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе,отличной от той, членами которой они являются.Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бывидеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мыпринимаем групповые стандарты и принципы. Мы “культивируем в себе” соответствующие жизненные принципы,политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение купотреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе.
Мы такжеиспользуем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мыоцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень.Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнутьощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем(обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению,должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы).