Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 29
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
09.12.2010Page 62 of 247предполагает наличие сильного биологического компонента. Но в каждой культуре существуют собственные“правила выражения чувств”, определяющие, каким образом и когда подобает выражать те или иные эмоции и ккаким последствиям это приведет.Определение ситуацииЧеловеческие существа живут как в символическом, так и в физическом окружении. Люди не реагируютнепосредственно на те стимулы, которые они получают от своих органов чувств, но организуют свои действия набазе этих значений, которые они предварительно приписывают этим стимулам.
Например, “ручка” – это не просторяд зрительных, слуховых и осязательных стимулов. Мы придаем этому слову значение: “предмет, с помощьюкоторого можно писать”. По качеству и внешнему виду ручки можно сделать вывод об общественном положении еевладельца. Мы также можем приписать своей ручке какие-то волшебные свойства, например, талисмана, с которымне страшны даже самые трудные экзамены.Из сказанного следует: в повседневной жизни нам свойственно интерпретировать окружающий мир.Символическое окружение является посредником физического окружения, так что мы не просто испытываемвоздействие символов, а скорее даем определение ситуации.
Определение ситуации – это интерпретация илизначение, придаваемое нами непосредственно переживаемым обстоятельствам. Это “реальность” в восприятиилюдей, пересечение времени и пространства, в рамках которых мы живем и действуем. Следовательно, факты немогут иметь самостоятельного существования в отрыве от тех людей, которые эти факты наблюдают и придают имконкретные значения. “Реальные” факты – это способы, с помощью которых человек определяет различныеситуации.Люди различаются также по своему восприятию разных ситуаций и по реакции на них. Например, такой предмет,как ружье, для солдата означает одно, для вооруженного грабителя – другое, для жертвы, которую держат наприцеле,– третье, для охотника – четвертое, а для сторонника контроля за ношением оружия – пятое.
О человеке,подстригающем газон, можно подумать, что он или приводит в порядок свой двор, или прячется от жены, илизанимается физическими упражнениями, или поддерживает местные культурные ценности, или действует на нервысоседу, пытающемуся заснуть, или зарабатывает стрижкой газонов на жизнь.Определения ситуаций могут различаться, и общего понимания можно достигнуть лишь тогда, когда человекоказывается в состоянии сочетать свои действия с действиями других людей. Что бы мы ни делали – играли вфутбол, болтали с приятелем по телефону, грабили магазин, занимались любовью, читали лекцию, пересекалишумный перекресток или покупали книгу, мы должны придавать ситуации одинаковое с другими значение, еслистремимся достичь осуществления совместного с другими людьми действия.
При этом определение ситуации,сделанное в одном случае, может переноситься на последующие случаи, в связи с чем культуру можнорассматривать как систему согласованных мнений – совместных определений ситуаций, приобретенныхиндивидами как членами общества. Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизнисоциальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.Социологи отмечают, что наши определения сказываются на той реальности, которую мы творим сами для себя.Уильям И. Томас взял это мнение за основу и сформулировал известную теорему: “Если люди определяютситуации как реальные, эти ситуации будут реальными в своих последствиях”. Теорема Томаса обращает нашевнимание на тот факт, что люди реагируют не только на объективные характеристики ситуации, но и на то, какоезначение они лично придают этой ситуации.
Присвоенное ситуации значение служит и для определения того, чтолюди сделали или не сделали, и для определения последствий поведения людей в подобной ситуации.Например, многие поколения американцев считали негров расово второсортными людьми. Посколькугосударственное управление находилось в руках белых, они ограничили права и общественные возможностичернокожего населения. Действуя в соответствии со своими расовыми определениями, белые американцыпостроили свои социальные структуры – институты, в которых на долю чернокожих приходилось гораздо меньшепреимуществ, чем на долю жителей с белой кожей.
Чернокожее население менее образовано, занимается болеегрязной и невыгодной работой, живет в менее благоустроенных кварталах, у черных американцев не такое хорошеездоровье, как у белых. Вышло так, что белое население США создало социальный порядок, для которого характернаинституциональная дискриминация.НазадСодержаниеВперед§ 3.2. ЛИЧНОСТЬХарактеристики личностиВ повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”,“личность”.
Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего этиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 63 of 247слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенныесмысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретныйчеловек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат.
individ – неделимый,конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого,причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом,социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”,социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное еговключенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых,как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид.
Индивидом называется человек какпредставитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человекдолжен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические,генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребеноквзаимодействует.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения еевзаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.В табл.
3.1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влиянияна их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей иотношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множестворазличных моделей, образов человека в современной социологии.Таблица 3.1.
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):Краткое названиеподструктурыК данной структуре относятсяСоотношение биологического исоциальногоПодструктуранаправленностиУбеждения, мировоззрения,личностные смыслы, интересыСоциальный уровень(биологического почти нет)Подструктура опытаУмения, знания, навыки, привычкиСоциально-биологическийуровень (значительно большесоциального, чембиологического)Подструктура формотраженияОсобенности познавательныхпроцессов (мышления, памяти,восприятия, ощущения, внимания);особенности эмоциональныхпроцессов (эмоции, чувства)Биосоциальный уровень(биологического больше, чемсоциального)Подструктурабиологических,конституциональныхсвойствСкорость протекания нервныхпроцессов, баланс процессоввозбуждения и торможения и т.п.;половые, возрастные свойстваБиологический уровень(социальное практическиотсутствует)СамостьМы не только составляем для себя определения ситуации; отвечая на вопрос “Кто я такой?”, мы также даемсамоопределения.
Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным Я или самостью,т.е. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляетсобой центральную часть процесса социализации. Самость – не биологическая данность, она развивается в процессевзаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет:file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 64 of 247“Самость формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результатеотождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этих других. Оглядываясь назад, выможете спросить себя: “Кто я такой?” Но на деле ответ известен еще до того, как вопрос был задан.
Ответ этотсоставился из всех определений наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться у нас подвлиянием окружающих с момента нашего рождения. “Ты – мальчик; ты – мой сын; ты – француз”; “Ты – хорошиймальчик и составляешь истинную часть этой группы” (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающимислова); или “Ты – дурной мальчик” (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощьюсоответствующих, по их мнению, санкций)”.Самость – это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения.