Глава 7 (Учебник в PDF), страница 2
Описание файла
Файл "Глава 7" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Социолог РобертМертон выделяет четыре типа взаимосвязи между предубежденностью и дискриминациейи приводит следующие определения индивидов, относящихся к таким типам:“Убежденный либерал” – человек без предубеждений, никогда не участвующий вдискриминации.“Колеблющийся либерал” – человек без предубеждений, тем не менее участвующий вдискриминации под общественным давлением.“Расист в душе” – человек с предубеждениями, который, тем не менее, не станетучаствовать в дискриминации под общественным давлением.“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует всоответствии со своими взглядами.Мертон указывает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей,оказывает самое значительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста вдуше”.В годы после Второй мировой войны белые перешли от открытых и “воинствующих”проявлений дискриминации к более скрытым формам.
Опросы общественного мнения,проведенные за последние 40 лет, выявляют неуклонный, хотя и постепенный сдвигнастроений белого населения в сторону либерализма в расовых вопросах.Институциональная дискриминация. Дискриминация не является делом толькоиндивидов. В своей повседневной деятельности общественные институты такжеосуществляют систематическую дискриминацию против членов некоторых групп –институциональную дискриминацию.
Так, работодатели часто конкретизируютпрофессиональные требования к кандидатам, желающим устроиться на какую-тоопределенную работу. Обычно профессиональные требования связаны с прошлымопытом работы и некоторым уровнем формального образования. Стандарты, которымируководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими,поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения ит.п. Но коль скоро у членов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные спрочими членами общества возможности по приобретению профессионального опыта иполучению университетских и прочих профессиональных степеней, их положение нарынке рабочей силы изначально оказывается невыгодным.Политика доминирующей группыДоминирующая группа всегда использует ряд стратегий в отношении к меньшинствам.
Вкакой-то период эта политика может отвечать чаяниям меньшинства; в другие периодыполитика доминирующей группы идет вразрез с ними. Американские социологи ДжорджЭ. Симпсон и Дж. Мильтон Йингер выделяют шесть основных типов стратегийдоминирующей группы: ассимиляция, плюрализм, правовая защита меньшинств,перемещение населения, постоянное угнетение и уничтожение.Ассимиляция. Один из способов, с помощью которых доминирующая группа старается“решить” “проблему” меньшинства, заключается в том, чтобы “избавиться” отменьшинства путем его ассимиляции. Ассимиляция – это процесс смешения в культурноми социальном плане разного рода меньшинств с остальными членами общества.Меньшинства также могут рассматривать этот метод как предпочтительный.
Однакодоминирующие группы и меньшинства часто по-разному подходят к ассимиляции.Исторически сложились два подхода к ассимиляции. Первый подход – традиция “котладля переплавки” – рассматривает ассимиляцию как процесс, в результате которого группыи культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новуюцивилизацию. Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы какпревосходящей, которая должна вытеснить полностью собственную культуруассимилирующегося меньшинства.Плюрализм. Некоторые меньшинства не проявляют желания ассимилироваться.
Онивысоко ценят свои индивидуальные культурные особенности и традиции и предпочитаютполитику плюрализма – ситуацию, когда различные группы сосуществуют бок о бок ивзаимно приспосабливаются к особенностям друг друга. Группы сотрудничают, когда этопредставляется необходимым для их общего благополучия, особенно в политических иэкономических вопросах.Проиллюстрировать принцип плюрализма можно на примере Швейцарии. Историческишвейцарская нация сложилась благодаря стремлению разнородных общин к сохранениюсвоей локальной независимости с помощью общих оборонительных союзов.Швейцарского языка не существует.
Швейцарцы говорят на немецком, французском илиитальянском языке, причем все федеральные документы подлежат переводу на три“официальных языка”. Разные кантоны, дополнительно к языковым различиям, такжесохраняют некоторое культурное своеобразие. Хотя большинство швейцарцев –протестанты, существенная часть населения принадлежит к католическомувероисповеданию. Нельзя сказать, что в Швейцарии отсутствуют религиозные иэтническиепредубеждения,однакошвейцарцынаучилисьгармоничномусосуществованию.С плюрализмом тесно связан принцип правовой защиты меньшинств с помощьюконституционных и дипломатических средств. В некоторых странах значительные группынаселения отрицают возможность сосуществования с меньшинствами на равныхусловиях. В таких обстоятельствах государство может применить правовые меры защитыинтересов и прав всех членов общества.Перемещение населения.
Иногда доминирующие группы используют перемещениенаселения для уменьшения численности меньшинств. Такой подход совпадает ссепаратистскими целями некоторых меньшинств – и в том и в другом случае делаетсяпопытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения. Нередкочасть населения вынуждают мигрировать. Например, отделение Пакистана от Индиипосле Второй мировой войны сопровождалось миграцией более 12 млн. мусульман ииндусов. Такая миграция была частично вызвана терроризмом, а частичноспровоцирована правительством.
Население может также мигрировать перед вторжениемз их страну захватчиков. Не так давно афганцы бежали в Пакистан, а кампучийцы – вТаиланд, опасаясь советского и вьетнамского нашествия. В России в период культаличности проблемы национальных меньшинств часто решались путем депортациименьшинства целиком в отдаленные регионы страны. Депортации подверглись крымскиетатары, греки, немцы, чеченцы, прибалтийцы и другие народы.Постоянное угнетение. Часто доминирующая группа предпочитает сохранитьменьшинства в своем составе, но при этом дать им понять, какое “их место” в обществе –подчиненное и эксплуатируемое.
Такой подход нередко называют “внутреннийколониализм”. Например, белое население Южной Африки создало систему апартеида –политического и экономического угнетения чернокожих и прочих представителейнеевропейских меньшинств. Аналогично, введение законов, ограничивающих миграциюмексиканцев в Соединенные Штаты, столкнулось с большими трудностями, посколькувластные деловые круги на юго-западе США и в других районах страны нуждались вналичии меньшинств, которые можно было бы эксплуатировать.Уничтожение.
Межгрупповые конфликты могут приобретать такую напряженность,которая способна повлечь за собой физическое уничтожение одной группы другой.История изобилует примерами геноцида – направленного и систематическогоуничтожения расовой или этнической группы. Так, белые жители североамериканскихштатов уничтожили более 2/3 коренных американцев; в 1890 г. американские солдаты,вооруженные пулеметами, убили почти 300 индейцев сиу в местечке Вундед Ни (штатЮжная Дакота). Буры в Южной Африке смотрели на готтентотов как на диких зверей ибезжалостно их истребляли. Нацисты в 1933-1945 гг.
уничтожили 6 млн. евреев и 500 тыс.цыган. Следует подчеркнуть, что описанные выше подходы не являютсявзаимоисключающими и некоторые из них могут применяться одновременно.Функционалистскаяконфликтологическая теориииФункционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов кпроблеме расовой и этнической стратификации. Тем не менее эти теории дополняют другдруга.Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии сживым организмом, в котором различные части вносят свой вклад в выживание целого.
Сточки зрения целого они анализируют и конкретные социальные функции, и дисфункции.Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые и этнические конфликты оказываютразрушительное действие на социальную солидарность и стабильность, сторонникифункционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, игратьпозитивную роль в обществе.
Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, агруппы являются строительными блоками общества. Конфликт способствует развитиюсамосознания – осознания меньшинством общности взглядов и ценностей. Разграничениемежду “нами”, или родственной нам группой, и “ими”, или чуждой нам группой,устанавливается именно в условиях конфликта и через конфликт (см. гл. 4).Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой и установитьее границы, он также способствует сплочению группы, делая ее членов болеечувствительными к групповым связям. Некоторые социологи указывают, чтоантисемитизм или неприязнь к черным могут оказаться функциональными в том смысле,что дают членам доминирующей группы, у которых чувство сплоченности отсутствует,точку опоры – ощущение групповой принадлежности.