Диссертация (Принципы правосудия как основа судебной деятельности), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принципы правосудия как основа судебной деятельности". PDF-файл из архива "Принципы правосудия как основа судебной деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Оно стремится дальше - от того, что есть, к тому,что должно быть». Значение правосудия действительно сложно переоценить,ведь судам удается видоизменить право, не отменяя формально нормы. Нолюбое толкование нормы возможно лишь в рамках существующихпринципов права, и в первую очередь принципов судопроизводства. Именноэтим обосновывается необходимость в том числе и научной разработкиданного вопроса с последующим нормативным закреплением научнообоснованных и подтвержденных принципов правосудия.19Безусловно возникновение принципов права неразрывно связано ссовокупностью моральных установок, многократно повторяющихся иукрепленных в сознании правоприменителя. В то же время действоватьморально, как отмечал русский философ В.С.Соловьев, значит «действоватьв соответствии с общими и универсальными принципами».
Таким образом,принципыправаявляютсяотражениемобщественнопризнанныхиприменяемых моральных норм. «Прямым произведением человека какметафизического существа являются все системы религии и философии,желающие дать человеческому разуму всеобщие истины, которые он ищет, ачеловеческой деятельности - ее высшие принципы и нормы».Значение эффективного правосудия для каждого государства сложнопереоценить.
Как указывали исследователи российского правосудия в началеХХ века «несовершенство судебного строя и дурные судебные порядкивызываютобыкновеннодружноенедовольствонарода,ближайшимпоследствием которого является отрицательное отношение не только кносителю государственной власти, но и к существующему политическомустрою».Важную роль в создании эффективной судебной системы играютпринципы, на которых основывается судебная деятельность.
Принципыправосудия не являются искусственно созданными, они обнаруживаются входе постепенного развития судебной системы. К таким принципамотносятся как давно признанные и реализуемые (как, например, гласностьсудопроизводства, принцип справедливости), так и сравнительно недавнопризнанные в качестве принципов выявленные относительно недавно висторическом масштабе (равноправие сторон, презумпция невиновности).Ксожалению,принциповобщепризнанныйправосудиянесистематизированныйсодержитсявавторитетныхпереченьнаучныхисследованиях.
Отсутствует он и в нормативно-правовых актах, хотя егонеобходимость представляется очевидной. Такой перечень мог бы содержатьследующие принципы правосудия: справедливость, гуманизм, законность,20презумпцияневиновности,независимостьсудей,осуществление правосудиягласность,равноправие,толькосудом,разумныйсроксудопроизводства, и другие.Становление каждого из принципов имеет свою историю. Одним изпризнанныхпринциповправосудия,можноправа,считатьтрансформировавшихсясправедливость,котораявпринциппомнениюП.Г.Виноградова является «… не только наиболее древней, но и наиболеесовременной формой судебной деятельности».Понятие справедливости безусловно является философской категорией,определить которую предпринимали попытки мыслители всех эпох развитияцивилизации.Так,например,впериодантичностисправедливостьопределялась как «постоянное и вечное стремление воздавать каждому свое»(Justitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi).Эпикуррассматривалдоговорныйхарактерсправедливости:«Справедливость – это договор о полезном с целью не вредить друг другу ине терпеть вреда».Теолог периода заката Римской империи Блаженный Августин (354–439 гг.) связывал падение империи с тем, что справедливость в Риме ненаходила должного признания, а там, где нет истинной справедливости, неможет быть и права.
Ибо что бывает по праву, то непременно бывает исправедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться и по праву.Мыслитель также связывал существование общества, отношения в которомрегулируются правом, с необходимостью соблюдения справедливости. Впротивном случае, считал Блаженный Августин, существование такогонарода невозможно: «Где нет справедливости, там нет республики».Последующее развитие подобных теологических идей отразилось вработах Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) в период средневековья. ФомаАквинский считал, что «любая совместная жизнь людей основана насправедливости».
Рабство, ростовщичество, завышение цены товаров и услуг(в первую очередь врачей и адвокатов) теолог считал несправедливым.21Справедливым же он полагал умеренность при распределении общих благ, атакже полноценную и своевременную оплату труда.СозданныйчеловекомзаконФомаАквинскийопределялкак«искусство направления либо регулирования жизни человека».
Целью жезакона (а также и правосудия) он считал общественное благо и утверждениесправедливости. Закон предписывает нормы поведения человека, а его силазависит от того, насколько он справедлив.Также справедливость рассматривалась как простое выражение общегопринципа правосудия, в то время как закон представлял этот же самыйпринцип в виде выражения авторитетной воли.ЛитературныеисточникисредневековойЕвропысохранилисвидетельства высокого уровня правосознания и содержали заключения отом, что «государство существует долго только тогда, когда его подданныеживут праведно, не поступаются справедливостью и подчиняются законамгосударства, когда правители не возводят свою волю в закон».В российском судопроизводстве развитие гуманистических началнашло уникальное отображение в учреждении Императрицей Екатериной II«совестных» судов.
К их юрисдикции относились некоторые гражданскиедела. К основам деятельности «совестных» судов относилось руководствоследующими принципами:- гуманности («человеколюбия»);- уважения чести и достоинства личности («почтение к особеближнего»);- общие начала справедливости («отказ от угнетения или притеснениячеловечества»).Необходимость урегулирования международных отношений и споровпривела к зарождению международного права, которое в свою очередь, какотмечал член английского парламента Ричард Кобден, должно покоиться наначалах справедливости».22Х.Перельманопределялнесколькооснованийдляопределениясправедливости: труд, потребности, заслуги, ранг, закон. Однако в качествепараметра могут также рассматриваться, например, время, возраст, уровеньзнаний и т.д.ФридрихВильгельмНицшевиделпервоначальныйхарактерсправедливости в обмене.
Возникла же справедливость как договор междуравными по могуществу субъектами в ситуации притязаний на одно и то жеблаго,посколькуборьбамеждунимизаэтоблагопривелабыразрушительным последствиям.Иван Александрович Ильин определял государство как правовой союз,наделенный правовой властью для поддержания права и служения ему. Еслигосударство выходит за пределы права и нарушает его, в таком случае оно неможет требовать от граждан повиновения праву и правопорядка.Таким образом, справедливость, возникшая между субъектами,наделенными равной силой, в то же время является гарантом сохранения«верховенства» такого субъекта в отношении иных субъектов.
В ином случаеэти иные субъекты имеют справедливое основание для деятельногооспаривания такого «верховенства».В Древнем Китае существовали различные подходы к определениюсправедливости(«и»).Так,согласноучениюКонфуция,понятиесправедливости неразрывно связано понятиями морального долга иполитической объективности. Мэн-цзы определял справедливость путемобъединениягуманностиинравственности.Даосизмрассматривалсправедливость в качестве условия, необходимого для достижения гармониивобществе.Такжесправедливостьрассматриваласькаккритерийопределения правды и лжи, добра и зла.В рамках юридической науки также рассматривались различныеаспекты справедливости.
В Очерках по теории права (1915 г.) русскийправовед П.Г. Виноградов рассматривает справедливость не как общийпринцип права, а как источник права наряду с законом, обычаем и23прецедентом: «Однако имеется четвертый источник права, в которомсозидающая мощь судов еще более заметна, ибо здесь ею пользуются взначительной степени вопреки признанным юридическим нормам. Этотисточник – справедливость».В ряде современных научных работ справедливость рассматривается втом числе и как основополагающее системообразующее свойство права.Такой подход предполагает, что справедливость включает в себя всеостальные принципы права, и нарушение любого из принципов праваприводит к нарушению «базового» принципа справедливости.Однаковтакомслучаенетолькосправедливостьявляетсяосновополагающим принципом.
Так, например, нарушение принципагуманизма ности или законности также приводит к нарушению остальныхпринципов.Этот принцип, в основу которого положены идеи гуманизма, такжеизвестен с античных времен.Исследователи отмечают, что еще «… в творениях греков идеальновоплощена и наглядно продемонстрирована человеческая природа во всембогатстве ее индивидуальных проявлений, поэтому, изучая их, человекполучает представление о человеческом вообще, «сживаясь» с греческимдухом, он становится гуманнее».Истиннаяопределенииценностьнаказанияизазначениесовершениегуманизмадеяния,проявляетсяприпосягающегонаобщественный порядок.Мишель Фуко в работе «Надзирать и наказывать.