Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Справедливый правитель должен обладать такими свойствамихарактера, как: 1) здоровье, 2) понимать мысли других, 3) хорошая память,4) дальновидность, 5) правильная речь, 6) любовь к знаниям и культуре,7) воздержание от пищи и питья, 8) правдолюбие, 9) обладать авторитетом,10) быть благородным, 11) отвращение к деньгам, 12) справедливоеотношение к человеку122.В учении аль-Фараби заложено четкое правило: если такой человекпоявится, именно он может руководить городом, и, если он обладает всемиперечисленными свойствами, это позволит благоприятному развитиюнаселения, может обеспечивать равноправие и справедливость – основныеэлементы прав и свобод человека, которые могут быть реализованы.Величайший мыслитель и поэт Востока Абулькасим Фирдоуси (934–1020) в своем незабвенном произведении «Шахнаме» («Книга царей»)провозгласил великие идеи человеколюбия и прочной системы правления121Там же.
С. 172.См.: Аль-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о взглядах жителей добродетельногогорода / пер. с араб. И.О. Мухаммеда и А.В. Сагадеева // Философские трактаты. АлмаАта, 1972. С. 317–318.12259царей Пешдода и Каяна Великого. В поэтической форме он выразилпоучительныемыслиоравенствеибратстве,справедливостиизаконопослушании, суверенитете наций и народов.В литературном памятнике Востока «Шахнаме» доминирует мысль отом, что во все времена в общественных отношениях люди были равными,потому как они сотворены единым Богом.
Понимание людьми своегоединства благоприятствует укреплению добрых нравов и расцветугуманистических ценностей 123. В теории Фирдоуси равенство людейначинается с равенства их перед Создателем. И царь, и бедняк одинаковоравны перед Создателем. На взгляд поэта, все страны и государства,богатые и бедные, цари и дервиши (бедняки), герои и побежденные,находясь под защитой Создателя, ответственны перед ним. Наравне с этим,по мнению Фирдоуси, Создатель, признав людей равными, призываетцарей к доброте, любви и справедливости:Все в мире покроется пылью забвенья,Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:Лишь дело героя да речь мудрецаПроходят столетия, не зная конца 124.Абуали ибн Сина (Авиценна) (980–1037) – выдающийся ученый, врач,представитель восточного аристотелизма, мыслитель мирового масштаба.В своем произведении «Китоб уль-инсоф» («Книга справедливости»)Авиценна обратил внимание на необходимость установления социальнойсправедливостивобществеиоднимизпервыхуказалнаиндивидуализацию полномочий государственных деятелей.
Как следует изучения Авиценны, один человек не может одновременно управлять игородом и деревней, поскольку в этом случае нарушаются права человека:как город постоянно требует развития, так и деревня имеет свои123Цит. по: Курбанмамадов Мирзо Улугбек Акназар. Эстетические взгляды АбулькасимаФирдоуси // URL: Moscow.icro.ir (дата обращения: 22.06.2017).124Слова-алмазы Абулькасима Фирдоуси / пер.
с фарси Ц. Бану-Лахути. Ташкент, 1971. С. 29.60потребности. Это значит, что один человек, используя должностныеполномочия в своих интересах, будет ущемлять права простого народа.Следовательно, в городах и деревнях должны управлять разные люди,знающие территорию, социальное положение и менталитет подвластныхнародов.ВвопросахзаконодательстваАвиценнабылсторонникомправомочности одного законодательного органа принимать законы и дляуправления городом, и для управления деревней. Как сердце человекаможет пропорционально определить и «направить кровь через венныеартерии по всему организму», так и закон также распространяется на всетерритории государства одновременно (равномерно).Абуали Хасан ибн Алии Туси, более известный как Низам аль-Мулькиз Туса (1017–1092), в политической, литературной и культурной жизнинародов Востока занимал видное место.
Будучи по должности министром,он по поручению правителей Сельджуков написал книгу об управлениигосударством под названием «Сиесатнамэ» («Политический трактат») 125.Низамаль-Мулькгосударствуив«Сиесатнамэ»государствоведению,уделилпристальноеразработалтеориювниманиевосточногоуправления для близлежащих стран, взяв за модельный вариант практикупрежних царей исламской эпохи, где счастье народа, защита прав человекаи праведности занимает центральное место.Низам аль-Мульк в теоретических трактатах проводит различиемежду божественными установлениями и властными предписаниями.Божественныеправоустановленияпредписаний:приказанияионподразделяетзапрещения.Первыйнадвавидаподразумеваетвозложенные на мусульманина обязанности по совершению четко125См.: Сативалдыев Р.Ш. История политических и правовых ученый (на тадж.
языке).Душанбе, 2011. С. 192.61очертанных в священных текстах поступков, второй – по воздержанию отпротивоисламских поступков.Властные предписания также включают два вида нормативныхустановлений: 1) «царские приказы»; 2) «указы, что пишут со двора».Однако дело не только в классификации, а в том, чтобы, отличив «царскиеприказы» от иных «посланий двора», придать им главенствующееположение во всей системе властных правоустановлений (но не всейправовой системе, ибо основополагающим ее источником был Коран).
Вэтих целях они именуются «высочайшими приказами», а также «приказамиего величества»126. Этим можно подчеркнуть, что Низам аль-Мульк несмешивал нормы религии с государственно-правовыми догмами, а в силуразных обстоятельств пропорционально определял права, обязанности иполномочия государственных должностей. Он восстановил функцииосновных диванов, существующих при правлении династии Саманидов:диван амид аль-мулк занимался важными государственными бумагами;диван мухтасиб наблюдал за рынком, правильностью употреблявшихсявесов и мер, продажей товаров крестьянами и ремесленниками.
К тому жемусульманское право, которое предусматривало права и обязанностикаждого верующего человека, исходило только из норм шариата, что непротиворечило Корану и Сунне.Низам аль-Мульк при исполнении должности визира открыл школумедресе, ставшую известной как «Низамия» – первое высшее учебноезаведение в мусульманском мире, в котором наряду с изучением Корана ихадисов также могли обучаться как естественным, так и гуманитарнымнаукам (истории, мусульманскому праву, арабскому языку, литературе).Такие учебные заведения были открыты во многих городах, в том числе в126См.: Сиасет-намэ.
Книга о правлении вазира XI столетия Низам аль-Мулька / пер.,введ. и прим. Б.Н. Заходера. М.; Л., 1949. С. 74.62Багдаде, Нишапуре, Герате, Балхе, Мерве и др. 127 С одной стороны, этоповышало уровень знания населения, а с другой – обогащало казнугосударства Сельджуков. Но нужно подчеркнуть, что без наличияграмотных людей все это было бы невозможно реализовать.Один из выдающийся мыслителей и поэтов, оставивших глубокийслед не только в восточной, но и мировой науке, – Шейх МуслхиддинСаадиШирази(«Цветочный(1181–1291).сад»)иВсвоих«Бустан»(«Садпроизведенияхроз»)«Гулистан»затронулвопросысправедливости и равенства 128.
По мнению И.С. Брагинского, важнейшиедостоинства поэзии Саади проявились в смелом изречении правды,безжалостном вскрытии острых социальных противоречий, пониманиитого, что тяжелое положение трудящихся людей вызвано режимомпроизвола, формулировании народного восприятия идеи «справедливогоцаря», активной пропаганде принципов гуманизма 129.«Сам Саади говорил, что человеку нужно прожить две жизни: водной искать и ошибаться, накопить опыт, а во второй применять его стем, чтобы безошибочно поведать о жизненных уроках» 130.Это жизненное кредо Саади глубоко отражено в его жизни итворчестве: прожив более века, он словно прошел через две жизни. Перваяжизнь – бурные молодые годы: искал, боролся, странствовал. Втораяжизнь – удалился на покой, где провел свою жизнь в размышлениях,созерцании, осмыслении и описании всего пережитого.Ученый пропагандировал рациональные мысли о равенстве людей,гуманизме, поддержке сирот, инвалидов и прикованных к постели127См.: Гафуров Б.Г.
Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга II.Душанбе, 1989. С. 117.128См.: Диноршоев А.М. Права человека в истории общественной мысли. Душанбе, 2013.С. 172.129См.: Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. Элементы народнопоэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. М., 1956.С. 346–347.130Там же. С. 344.63больных.
Люди по своей природе едины, поэтому они не могут бытьбезразличными к горю и радости друг друга, а должны проявлять милостьподневольным, уважать сирот и беспризорных:«Все племя Адамово – тело одно,Из праха единого сотворено.Коль тела одна только ранена часть,То телу всему в трепетание впасть.Над горем людским ты не плакал вовек, –Так скажут ли люди, что ты человек?» 131Висторииобщественно-политическойифилософскоймыслитаджикского народа второй половины XIX в. выдающая роль принадлежитвыразителю прогрессивных идей и крупнейшему просветителю Ахмад ибнМир-Насиру Донишу (1827–1897).
Он по праву считается родоначальникомпросветительскогопроизведения,движениянаписанныеввСреднейАзии.Егоисторическиехудожественно-философскомжанре,адресованы широкому кругу читателей. В трудах «Наводир-ул-вакоеъ»(«Редкостные происшествия»), «Рисола дар назми тамаддун ва таовун»(«Политический трактат») и других изложены взгляды мыслителя.С. Айни назвал А. Дониша «лучезарной утренней звездой на мрачномнебе Бухарского эмирата»132. Свою известность он приобрел как ученый илитератор, его взгляды были направлены на справедливое формированиегосударственной власти и правовых норм шариата, образование, улучшениежизненных потребностей таджикского народа и выход из отсталогополитико-социального положения Бухарского эмирата.
Изучение жизни итворчества А. Дониша содержит много поучительного для таджикскогонарода не только в XIX в., но и сегодня.131Диноршоев А.М. Указ. соч. С. 173. (Это стихотворение, написанное на шестиофициальных языках, в том числе и на русском, высечено при входе в здание ГенеральнойАссамблеи ООН, находящееся в г. Нью-Йорке).132Айни С. История Бухарской революции (на тадж. языке). Душанбе, 1987. С.