Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 59

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 59 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 59 страницы из PDF

Распространялись листки с воспроизведениями икон,например, «Изображение 148 явлений Богородицы чудотворных икон».308306Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль С. 441.307[Свешников Г.] Описание явлений чудотворных икон Пресвятыя Богородицы,с показанием времени, когда оныя случились, и мест, где сии святые иконы находятся,в какия числа бывает празднество им, и по какому случаю оное установлено.Собранное из разных исторических книг Г. С. М., 1838. (Бусева-Давыдова И. Л.Богоматерь Седмиезерная: К вопросу о сложении иконографического типа //Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

С. 373).308Шевцова В. Православие в России накануне 1917 г. СПб., 2010. С. 405. –(воспроизведение по РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 26. Л. 1). О брошюрах об иконахБогородицы – см. Там же. С. 353, со ссылкой на издание Свешникова 1838 г. и накомпиляции: Казанский П. Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

М.,1845; Снессорева С. Земная жизнь… Поселянин Е. Богоматерь, а также на изд. Изд.:Собрание гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. СПб.,1878.292Вообще, поздняя традиция знает достаточно много листовых икнижных изданий, посвященных святыням, и отчасти их сведения восходятк компиляциям XVIII в.309Своды икон создавались и в рукописном варианте, с текстами (РГБ,Ф. 738 № 57 Краткие сведения о явлениях икон Богородицы,расположенные в порядке месяцеслова. 3-я четв. 19 в., или РГБ, ф. 738, №64, сведения о явлениях икон Богородицы (л. 20-38), сер.

19 в.) или срисунками (примером может служить рукопись с изображением 135 иконакварелью, в четверку, датируемая началом XIX в. и происходящая изВалаамскогомонастыря,хранитсявнастоящеевремявмузееправославного искусства в Куопио (Финляндия).Наряду со сводами, включающими иконографический рядитекстовых росписей, с XVIII в. получают распространение и подборкисказаний о богородичных иконах, и текстовые описания явленийчудотворных икон, как например в рукописи РНБ, НСРК Q 484 сер. XVIIIв., л.

346-394 об. – Сборник сказаний об иконах Богоматери 18 в. «Разныеявления пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии»,нач.: «По вознесении Господа нашего Иисуса Христа еже на небеса…» (всочинении упоминаются, наряду с византийскими святынями, такиеявленные иконы как Печерская, на Валдае, Владимирская, Федоровская,Казанская – на Романове, в соборной старой церкви, Шуйская,Седмиозерская, о Грузинской иконе, купленной в Персидской земле, на309Многие из них известны только по поздним описаниям: «писана сия молитвас печатнаго листу, какова напечатана на целом листу у оного образа, что в лицах, принем» (цит. по: Савельева Н. В.

Очерк истории формирования пинежской книжнорукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб., 2003. С. 620), однако внекоторых подборках такого рода печатная продукция бережно сохранялась (РНБ,собр. Александро-Невской лавры, А-9, Патерик новгородских чудотворцев ПаисияКривоборского).293Колоче, Донская, Казанская, «Возбранной воеводе», Страшная, Сербская, вУглече недалеко от Рыбной слободы, Владимирская в Вологде, Галич,Казанская в Юрьевце Повольском (Жары) и др.) Источниками текстСказания называет, в частности, Минеи Четьи, и «Мысленный рай».Отдельно следует упомянуть о таком важном источнике почитаниясвятых, как иконописные подлинники – подавляющая часть списков,содержащих подробные описания русских святых, также датируется XVIIIв.310Рассмотренные памятники почитания святых и икон показывают,насколько разнообразен круг источников, посвященных святыням.

Особоевнимание привлекает, на наш взгляд, тот факт, что в начале XVIII в. врусскойкнижностисложилсянекий«пантеон»русскихсвятых,отраженный в «Книге глаголемой Описание о российских святых» иперечень чудотворных икон, среди которых значительную часть занималиявленные в России образы. Данные этих сводов содержали немало ошибок,но благодаря им сохранилась память о многих местночтимых святынях.Значительная часть перечисляемых в сводных списков святых и икон четкооформленного статуса не имели.310Библиография и исследование: Маркелов Г.

В. Святые Древней Руси.Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). В 2 т.СПб., 1998.294Глава 5. Социальные и социально-экономические аспектыпочитания святыньФеномен почитания может рассматриваться в различных аспектах:объект почитания, цели и суть почитания, практика почитания, аспектыпочитания.5.1.

Объектами почитания наиболее часто становились местапогребения и мощи представителей иночества: прежде всего, основателеймонастырей. В литературе отмечалось также, что мощи святогопредпочтительнее иконы (святой – храм божий)1Иконы, с другой стороны, имеют больше функций: в храме, вкрестных ходах, приносились на дом к больным, передавались в другиегорода в связи с бедствиями. Чтились списки с почитаемых икон – копиинаделялись чертами архетипа2, либо фиксировались чудеса от списка.На практике далеко не все почитаемые святые были прославленыбольшим количеством чудес, по крайней мере, зафиксированныхписьменно. Прославление некоторых святых (если имело место) моглопроисходить благодаря одному чуду (Лаврентий Калужский) или последвух чудес (Гликерия Новгородская3).Вряд ли кто-то оспорит факт существования почитания на уровнегосударственном и почитания в пределах той или иной местности.

Однаконе подлежит сомнению, что большинство святынь, чтущихся в масштабахгосударства, были недоступны массе православного населения. Это, еслиучесть особую роль в почитании тактильного общения, прикосновения,12Шевцова В. Православие в России накануне 1917 г. СПб., 2010.О некоторых случаях, например о Богоматери Богородицко-Уфимской, см.:Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотворныхобразов // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С.

392–399.3Голубинский Е. Е. История канонизации… С. 114.возможностифизическогоконтактасосвятыней,–фактор,стимулирующий поиск святыни в пределах досягаемости. С другойстороны, следует отметить несомненное покровительство, котороеоказывалось явленным на периферии святыням первыми представителямидинастии Романовых и патриархами Филаретом, Иосифом и Иоасафом.Исследователи практик почитания, в последнее время это преждевсего А. Г. Мельник, выделяют ряд важных характеристик, свойственныхпоклонению особо чтимым святым.4 Исследователь перечисляет их напримере Сергия Радонежского.

Среди них: непосредственный контакт смощами(желательно,прикосновение),поклонениегробнице,пожертвования покрова, свеч, организация праздничного стола в памятныедни, богомолье и милостыня со стороны государя и ряд других.5 Крометого, исследована также и практика организации места почитания святого:размещение гроба (как правило, справа, на южной стороне), изготовлениераки из камня или дерева (а по особому заказу, как правило исходящему отцаря, также и из драгоценных металлов), помещение на крышке святогоизображения, над гробницей – большой свечи или лампы, а сбоку – кружекдля подаяния.6 А. Г.

Мельник отмечает также, что традиция помещать4Мельник А.Г. Социальные функции ростовских святых в XII–XVII вв. //Исторические записки. М., 2008. Вып. 11 (129). С. 75–93.5Мельник А. Г. Практики почитания св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре в XV–XVI вв. // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2014.Вып. 20. С. 8–9, 17–18.6Деньги, как отмечает А. Г. Мельник на основании наблюдений над описямиСоловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, собирались не только из кружек, нои с гроба святого (Мельник А.

Г. Монастырские приходо-расходные книги XVI векакак источник по истории почитания русских святых // Проблемы источниковедения.М., 2010. Вып. 2 (13). Отв. ред. С. М. Каштанов. С. 225–227).296реликвии, связанные со святым, у гроба, известна в XVII–XIX в., в XVII в.также получает распространение поставление над раками сени.7А.

Л. Баталов обратил внимание на следующую важную черту « ВРоссии не было традиции устройства престолов на гробах подвижников.Положение частиц мощей в основание престола адекватно заменялодревнюю традицию и несло в себе всю полноту ее смысла как единствавидимой и невидимой Церкви, сопогребения святых со Спасителем исопрославления с Ним.

Его мощи в смысловом отношении объединялись счастицамимощей,лежащиминепосредственноподпрестолом,иполагались в основание всей Церкви. Погребенный в храме подвижникучаствовал в Евхаристии, свидетельствуя о полноте Церкви. Неслучайнона Великом Входе выносились и плащаницы, поднятые с рак почивающихв храме святых. Мощи святых воспринимались не отстраненно,символически, а как непосредственные свидетели обетования Воскресения,как ходатаи за живых».8Почитаниеподвижниканачиналосьсособогооформлениягробницы: установки раки, поверх которой могла быть помещена икона,или часовни.

Можно привести характерное описание оформлениягробницы почитаемого святого (РГАДА, ф. 188, оп. 1, № 1199, «Книгаглаголемая Описание о российских святых…», л. 65): «Святый праведныйтрудник пустынник и верижник Михаил новый чудотворец в монастыреПресвятыя Богородицы иже на Клязме реке от града Вязников 10 поприщот Оки реки 30поприщ, подобием старообразен, возрастом велик, чиномбелец, ходил в свитке власяной, был в лето 6930 (?), на гробе его положен7Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI–началаXVII века // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост.

А. М. Лидов. М., 2003. С.536–546.8Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя ФедораИоанновича // Архив архитектуры. М., 1995. Вып. 5. Заказчик в истории русскойархитектуры. Ч. 1. С. 117.297камень и крест вырезан на дске и летопись и образ старой штилистовой».Подобныепризнакипочитанияслужилиоснованиемдляначаларазбирательства «несвидетельствованных тел» в синодальный период, всоответствии с указом от 15 марта 1722 г.9Более всего дают возможность изучения почитания подвижника илииконы ситуации, в которых прибегают к заступничеству того или иногосвятого.В случае с почитанием основателя монастыря особо привлекаютвнимание вклады книг, икон и т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5057
Авторов
на СтудИзбе
455
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее