Отзывы официальных оппонентов 1 (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы)
Описание файла
Файл "Отзывы официальных оппонентов 1" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официального оппонента о диссертации М.Ф. Фридмана «Глобальная научно-образовательная политика информационного общества: философско-антропологическая концепция новой культурно- исторической парадигмы», представленной на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.13 — Философская антропология, философия культуры Мир переживает глобальный цивилизационный кризис.
Он касается не отдельных сторон хозяйственной или культурной жизни человечества. Речь идет о радикальной смене векторов истории. Эти проблемы требуют, как подчеркивается в диссертации, изучения биосоциальной природы человека, его сознания и культуры. Актуальность диссертационного исследования обусловлена глобализацией и информатизацией общества, переходом к экономике знаний. Указывая на многочисленность работ по этой теме, соискатель полагает, что опыт философского осмысления интеллектуального потенциала человека изучен недостаточно. В диссертации дан глубокий и разносторонний анализ современной литературы по проблемам глобализации знания, особенно по проблемам культурно-исторической парадигмы информационного общества в условиях глобализации социального управления.
В представленном тексте диссертации ясно сформулированы задачи исследования, наиболее существенной из которых, на наш взгляд, является изучение характера воздействия глобализации на формирование нового человека и новой культуры. Заслуживают внимания теоретические построения соискателя, основанные на ряде положений и допущений философского конструктивизма и социологии знания. Значимость диссертации основана на изучении проблемы информационного общества, включающей в себя комплексное (философско- антропологическое и культурфилософское) обоснование новой культурно- исторической парадигмы. Тщательно продуманы положения, выносимые на защиту. Соискатель указывает, что структура информационного общества на этапе его становления крайне неоднородна. Рассматривая информационное пространство в качестве среды обитания сознания, он выделяет, по аналогии с экологической классификацией организмов, различные типы его участников.
М.Ф. Фридман подчеркивает, что человек является монополистом на изменения масштаба мышления. 100 тысяч лет назад на Земле жили шесть видов людей, сегодня остался только один — мы. Хомо сапиенс — хозяева этой планеты. Ныне человек участвует в обновлении картины мира, в приеме, преобразовании и передаче информации. Проблема человека как экзистенциального субъекта исследована в диссертации с разных сторон. М,Ф. Фридман показывает, что человек в информационном обществе — это не только объект познания (как в кочевом обществе), субъект познания (как в аграрном обществе) и средство познания (как в индустриальном обществе), это, прежде всего, аутентичный экзистенциальный метод познания (отличительная философско- антропологическая черта информационного общества).
Теоретические выводы исследования раскрывают сущность глобальной научно-образовательной политики как движущей силы и институциональной основы формирования информационного общества в философско- антропологическом и культурфилософском аспектах. Содержательно продумана и стройно выстроена структура работы. В первой главе «Становление и развитие информационного общества как философская проблема» раскрывается понятие информационного общества, анализируются различные подходы к дефиниции, выявляются и обосновываются признаки информационного общества как новой культурно- исторической парадигмы.
Большое место отводится рассмотрению проблемы выбора концептуальных основ формирования научно-образовательной политики как философской проблемы становления и развития информационного общества. Во второй главе «Роль и место глобальной научно-образовательной политики в становлении и развитии информационного общества: научно- исторический анализ концептуальных и методологических подходов» рассматриваются разработка, реализация и продвижение системы политических мер, направленных на развитие общества средствами образования и науки.
Умышленно не анализируя вопросы формирования новой научно-технической политики в условиях перехода к очередному типу общественной организации, М.Ф. Фридман концентрируется на значении научно-образовательной политики для развертывания информационного общества. Его интересует, прежде всего, новый контекст, в котором наука и образование должны найти свое общее место. В третьей главе «Теоретические основы глобальной научно- образовательной политики информационного общества» определяются возможности, участие и ответственность субъектов формирования и реализации научно-образовательной политики, предлагаются новые модели, механизмы и типы институтов научно-образовательной политики информационного общества. В четвертой главе «Проблемы и возможности модернизации университета как социального института глобальной научно- образовательной политики информационного общества: структура, функционирование, тенденции эволюции» большое значение уделяется анализу основных этапов развертывания нового университета, рассматриваются модели и механизмы модернизации научно- образовательной политики применительно к интенсивно изменяющимся политическим, экономическим, социальным, культурным, технологическим и экологическим условиям.
Таким образом, мы имеем дело с комплексным, разносторонним, развернутым диссертационным исследованием. В ходе работы М.Ф.Фридманом были уточнены и описаны основные методологические подходы к изучению проблемы становления и развития информационного общества, которые он условно подразделяет на политические, зкономические, социальные, культурные, технологические и экологические — в зависимости от того, с какой позиции исследователи рассматривают данный феномен, с преобразованиями в какой сфере связывают переход к новой культурно-исторической парадигме. Вместе с тем необходимо указать и на некоторые недостатки работы: 1. М.Ф.
Фридман ссылается на большой круг литературы, отражающей современное состояние проблемы. Однако при этом дело сводится к перечислению известных фамилий и трудов, Более дробный анализ отдельных научных публикаций отсутствует. Иет также новых постановок вопроса. Создается впечатление, что соискатель поражает своей эрудицией, но не стремится отметить новые штрихи и оттенки исследуемой темы. 2.
Автор диссертации не отдает должное также новейшим отечественным работам. В результате складывается ощущение, будто основные открытия сделаны в западной литературе. Между тем за последние годы в отечественной гуманитарной мысли появились весьма значимые и новые представления о технологическом развитии мира.
Указанные замечания не снижают достоинства представленной работы, Диссертация М.Ф. Фридмана «Глобальная научно-образовательная политика информационного общества: философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы», представленная на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.13— Философская антропология, философия культуры, является самостоятельным и профессионально выполненным научным исследованием и соответствует требованиям п.
9 — 14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени доктора наук. Ключевые положения работы изложены в публикациях диссертанта. Автореферат полностью отражает содержание диссертации. Автор диссертации, Фридман Михаил Феликсович, заслуживает присуждения ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00,13 — Философская антропология, философия культуры. Главный научный сотрудник сектора истории антропологических учений Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института философии Российской академии наук, доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор Ъ' Гуревич Павел Семенович 27.09.2018 г. ,.' 11ол~ н~ ь . ' '~~Ъ — -Д ~:1А11Е1 Янп '1пд.
ОпиЛ.' *;с н к,'.,'4 ~~'в фпср~;,~н. 1 ига ~уе~аисоЕзио г!И ~к~ ~~у.;~г:~„с„, р" Гуревич Павел Семенович Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук. 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, комн. 322. Тел.: +7(495) 697-89-96. Е-вта11: 8нгечсЬЗгавтйег.гн. .