Отзывы официальных оппонентов 1 (От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ)
Описание файла
Файл "Отзывы официальных оппонентов 1" внутри архива находится в папке "От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ". PDF-файл из архива "От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официального оппонента на диссертацию Рахманиновой Марии Дмитриевны «От эпистемологии власти к онтологии тела: социально- философский анализ», представлеинунэ в Диссертационный совет Д 504.001.35 на базе Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации на соискание учбной степени доктора философских наук по специальности 09.00.11. — социальнаи философии. Проблема соопнцнения кисти и телесности без преувеличения может быль )названа одной из центральных проблем современного социально-философско))э анализа. В течение 20 века в философской, социол)э) ичсской и шире ) сорстичсской литературе, носвяньешнэй анализу проблематики в)гости в се взаимосвязи накспглсн существенный архив различных цоз)ходе)в.
от формально-энистемолоп)ческо)о ло бихсвиористсксэ-поведенческого, Все эти подходы безусловно должны у н!) ьн)аться, в том случае. ко) ла мы хотим носгавить проблему более конкретно и ))ета)лизованно и исследовать, как это делает автор работы. практики субъективации. как вмененные дискурсом власа и, а также стратегии противостояния процедурам и эффек)ам власти в цолс социальной рефлексии 1ц.3.3). Диссертантка ожидаемо использует этот но суги разноплановый теоретический мгпсриал для того, чтобы продемонстрировать, как в современных условиях можс) быть проявле)эа оннозиция индивида и социума.
и как исходя нз этого типа оппннсний знэ)кс) бьггь цо-новому вычерчен сам контур социальносги. От репрессивных нроцсдур и контроля мы )к)стене)шо смещаемся вначале к нроцсдураы самонолагания, а зшсм и самоцрсвосхожления. Обнаружение индивидуализирующих черт происходит бэл)))о„*)))ря четком э к)э)!)Ичсскох)т о!слеживани)о )))н)ара)а Влас) !)-зван))я. постоя!и!о нах)эдяц)е)хэся в работе. Лс) и) ия)изируюн)ие и эмансинаторныс техники классическсэго обживания социума )ьа новом этапе сошгально-фи;)ософских исследований (Л.
Негрии М, Ха1) )т) дьчот соон, носк)эл).ку оказы)га)о)ся в свою очередь анргэн~э!)ир)зван),) нроцслурамн власик)го лискурса и диснозитива. Диссертация МД. Рахманиновой интересна попыткой перейти в рамках современной критической гсории Ог Йбстрйк! Иой негативной критики сун!сству)ои!Их социальных порядков и !Н)ститугов, и цо>ц!Ср)кива!Он!Их их лиги(урсов к позитивному онтолого-шпропологическому и социально-энистемологичсскому учению о власти. и ужс через нс10 анализировать '!ралиционе1ыс д:)я социальной и!)уки феномены.
!) рамках соответству)ощего апгрейда критической методологии совремснцого !умани'гарного знания совершенно но-новому нрсдстгаот традиционныс темы левой критической теории. и прея(дс всего проблематика тела. Попьггка говорить о власти нс на сс языке предпринимались в облас)и ~)илософии нсо>ц!()кратно. Нссх!огря !Ка то, что сама залйча цара)!Окса;н.на. сс,!и считап само философское знание продуктом поэта>ик> произведенного социальными и!!Огитугами «)слй» - «субьекгй» - «вщ!Сги-знания». !1о,!Иссср)а!ггкй цоц),г!.Й))ас), занять исс))с)!Ов!!тельску!о позицию не сводящуюся к позиции жертвы, которая, как правило, оказывается перевернутой позицией господской власги, и говорить из позиции неангажировгцшоп> рефлектирующего художника-теоретика, способноп> >юмьюлить мир без Лопущсния власти как некоей неотменимой и не))роблсмно!1 социалын)й субе ганции.
нужда!Оц)сйся только в некотором рги!иональном осмьюлении и юридическом оформлении. Формулируя отличие своего подхода к проблемагикс влйсп> от тралициоцных Рахманинова справедливо замечает: "Коивенционйлы)ое академическое црелсганленис о власти размыго и смсп!с!ю в сферу управления. соци(кн>гии, )кономики, политологии или менеджмента„описания власти на с!рук!урном уровне и !На уровне (е механики в Об!Нссц)е — крайне мй)!о~!Ис)!Снн>1 и скудны..." (с.
1О). 'Ракже верно подмечено дисссрганкой. что рассмотрение власти в '1солого-метафизичсском кл)О'1с приводит к нодцержанкио практикам сакра;!!г!Йции власти и абстрйк-гнои дескринтивности в теории, не касаясь сс' соц)!Йльио-фи)!Осо~)ского и. тем более, )пистемологического аспектов. Рахманинова о!'всргйсг )ссенциалисгскую и обьсктивистскую улиновки в исслеловании власти.
но и не асрегся на манер М. Фуко !)!уси(ги>>лицировать власгь. рассеять ес, распредслип >га и!южество це)г>ров сил и акгоров. чтобы в конечноъ! итоге «оправдать» в концецтах «нравиге.'(ьности». «Йабсцы о себе» и тьь !!О словам Рахя!апиповой. ОоъсктиВизация шгасти и ес.:)сссициа))изация ис учи!ыВаст момс)п' уэкс,'10 тп010 совсрц!с)п!оп) исслсЛОвагс'!см Выоора !Оворип О! имсцп власти. Характерпая цитата; 1сЬолее то!о.
власть как объскг исследования сама формируется одной из тгих 11срспекгив: то, что будет исслсловаться в качестве власги. и то, какие вопросы возникая)т по поводу тгого объе!сга исслсловаиия — опрслслястся тем. из критической или из апологетической псрспекгивы производится исследование. И в этом смысле власти как абстракпн)го. свободного от интересов субъс!сга и обьскта, явления рег яе - цс существует (что служ!и главной причиной бесконечности !юяитичсскои полемики между Г11к назь!Ваемыми правым и лсВВ!м лиску рсами!». Симпатии) вызывает попытка диссертантки выйти за пределы бинарной оппозиции левого-правою (с.
32 и сл.) в социально-философских исследованиях, хотя и пс все!да ! юслеловатсльиая. !!сучет априорной идеологической рамки сопи!)л! и! )х исслеловаиий и необходимости анализа своего рода исторического бессозпагелын)го ученого велст к пскажсшио самой эпистсмы . набора метолологичсских правил и способов выражения видимого в научном языке. Однако выйти из цамечанице!ося злссь кру)а автор предлагает ис путем академического эскейпа, а путем осозиашюго и рсфлсксивиого смешения к оптикс «угнетенных» .— предполагаю!пего лискурсивнопрактический трек переустройства, изменения реального. !) этом состоит суть ислюльзусмого диссертанткой метода. который мо)кио было бы в точном смьнгле назвать анархистским.
Но в прииципиалыюм плане лисссртштгка претендует па возвращение в ноле исслеловаиий власти социально- философскою. )Иистемо:югического подхода. !) части посвященной метололо!.ии ясно памсчсиа позиция близкая Мишелю Фуко — смотрсп. Иа власть из вцеиахолимой перспективы, использую стру)сгуралистский ысгол лишь как ииструме)г) анализа. Олиако перекос в сторону археоло! ического исслеловапия проблемы тела и власти, и забвения генеалогии этой пары понятий в ницшеанско-фуколлианском смысле. приводит лиссертаптку к ряду неточностей. о которых будет сказано пс)зже. Ав!ор разме)цасг исследование в трехчастной структуре. !) первой чаеги рабогы исслслун)тся хронологически и тематически упорялочсциыс полхолы к исследовгципо соопнппеция процедур власти и телесности, образу)оп)ие общее исслеловательскт)с иолс, конвенциональио закрепленное как современное.
К концу 20 Вскы ск)!ачывастс)! основной набор процедур для исслстоваиия этого соо!Ношения. С олной стороны. к)гыссичсска51 марксис[ская исрсискгпвы. В '[ом чис;ы и 0(счествснныс исс)!с)[оваиия. н)В1ииая от сопиа'1-лемокр;пов и к совсгской[ марксистской школе, )5 ) гом клк)'!с 1[Оно,'ий10 СО)[сржат~".1ьных! и значим!э[м В ходс исс)!с,'.[Ования в!Н)(я,'[г!1 Об1)(ицеиис ((вп)ра к фи1(ре 1хазимира Мылсвича, рев(хиоциоии!!й ава!Нвр,'1 с()вершенно харакгсриым лля иоследуюшсго развития кульгуриого контексга всего 20 века образом берст соотношение тела и влас!и. лслая его перспск[ивой своих эстетических устремлений и практических перспскгив, С дру!Ой стороны, сузцсствснное меси) в первой шаве )ле:!Сно и западным социально-теоретическим концепциям.
исиьпашпим влияние марксизма: от Франкфуртской школы ло фраш[узской !н)вой философской во)и(ы, ио суги дела сформировавших повестку исслслований влас).и в сс совреме!Нк)м виде. В отлсльный блок вылелеп набор современных критических теорий власти от Ж. Рансьсра и Д, Агамбена до 11. Хоыского и 11. Фейерабенда. Здесь шггор фокусируется на позиционировании критичсгл(ого по[[ходы к исследованиям власти, ее приролы и струк(ур, взягых через их иацслсниосп иа работу с телом, а ио суви с присутствием индивида в пасто)ицсм моменте социальности. Хорошая подборка немецкоязычной литсргггуры позволяет более полно!!редставить проблему в критической теории. С од!И)й стороны.
мы видим ориентацию на постсоврсме!шосты постояшюс забегание вперед, а с другой сп)роны -- полчсркнугую через телесность фокусировку иа индивиде. данном злссь и сейчас (и. г) 1;[аве в!Орой. в холе,[альнсйи[сго углублсии)1 «смычки» в;[асти и тела, сгаиовится явным. с одной с(проны, их знаковый характер, а с другой ускользание оз означивания: оощсе свойство, собствешп) и предопределяю!цес смыкание. через эго свойство предметное поле исследования выявляется более очевидным образом.
Автор последовательно прослеживает структуры ро;[ства власти и ге.ш с тем, чтобы иродсмоистрировыт!ч каким образом фигуры соиричыс! ные телу, через метафизику рола (материнство, родство, зрадиция) воспроизводятся во власгн[*[х отношениях через сверх-установления г(атриотизыа. религиошой веры и клерикальной власти. разворачива!!Ия цепи гендерных стереопи[изаиий.
Метафизичность и тотальность власти с одной стороны. 1грслоп1чслсляк!г бйзовыс фигу1!ы 1Осполс1вй, й с л1!у!ОЙ, стйв!и вопрось! прелелах метафизики как таковой, ес тупиках и ограничениях. Обзор наиболее знйчимых полхолов к исслсловгп1ию лиспозиции обпцес1ва„власч и и тслй 1гриволит автора к уточнешпо места и классификации образов те.и, и через их закрепление, ус1йновлсни!О и проработке мехйнизмов Влйс1И. Кйтсго)чия «ф)чсймироВйния» кйк наибО!!сс кОИВешчи01гйльно соврсх!СИ11йя,'!ля Описш1ия этих Взаимотно!псний.
позволяет лекодиргпгйть пропедуры становления и размещения власти непосрслс1вс1ню на теле. 1с;!О и собирается властью и является ее вторичным субъектоъ1, позволянпцим мыслить властное огьн>шсние предельно широко и в го же время в точном соотвегс!Вии с тематикой и предметом размышлений в диссертации. В то же время и само реальное со всеми условиями производства высказываний. собирается вокруг гела и представляет собой по сути неразрывное единство тела и Влас!'и: (<Власт1з 1чспгчсзснгйтивна л!!я анализа !ела в той !Кс мсрс.
В какОЙ тсло репрезентативна лля ана:шза власти» с. 2Ь3.11роцслуры кодирования и декодирования тела в рамках !того ролствй лслакл невозможным сепарагное разбирательство по поводу телесности. либо гю поводу власти. Оущесгвенным лля вторичной мсгйфизации кйгсгсэрии влас!и. через се неоправланнос распшрснис, оказывается как раз «та привязка к телу и собирание тслеглюсти как условия разговора. ! Слесность нс .!Олько даег пам чувство рсальносги в разговоре о власти, но и обеспечивает сс !коцомику.