Для студентов МГУ им. Ломоносова по предмету Культура и искусствоДинамические аспекты формы в современном книжном дизайнеДинамические аспекты формы в современном книжном дизайне
2019-03-132019-03-13СтудИзба
Диссертация: Динамические аспекты формы в современном книжном дизайне
Описание
Введение
Последние два десятилетия место книги в жизни общества радикально изменилось. Цифровая революция привела к тотальному распространению электронных СМИ, в результате чего книга перестала быть основным средством хранения и передачи информации. Трансформировалась визуальная среда, оказав значительное влияние на восприятие книги читателем. Эволюционировали нелинейные способы представления текстовой и изобразительной информации. Вышли на принципиально новый уровень технологии производства печатных изданий. В связи с этим возникает необходимость определения статуса существования бумажной книги как объекта современной культуры, базовых свойств и тенденций развития ее художественой формы. Современный книжный дизайн аккумулировал все разнообразие подходов и направлений ХХ века, однако внимание к динамическим аспектам формы является важнейшей общей направленностью, обусловленной как особенностями положения печатной книги в мире мультимедийных технологий, так и внутренней логикой развития книжного искусства. Вопрос динамики представляется ключевым в рассмотрении проблем книжной формы как имеющий первостепенное значение для организации ее пространственно-временной структуры, – основного предмета деятельности книжного дизайна. Прежде всего необходимо уточнить понятие «книжный дизайн», так как этот термин до сих пор не устоялся в отечественном словоупотреблении. Давно ставшее привычным в отношении автомобилей, интерьера и одежды, а также в сфере периодических изданий и рекламы, – слово «дизайн» у многих до сих пор вызывает отторжение по отношению к книге. Однако в настоящее время «книжный дизайн» обозначает определенное направление в искусстве книги, основанное прежде всего на ее понимании как цельной, функциональной художественной формы. Антиподом этого направления можно считать традицию, которая основную ценность книжного искусства видит в иллюстрации и декоре, а функцию книжной формы сводит к механическому хранению и экспонированию изображений и текста. При этом работа с текстом рассматривается как вопрос вторичный и технический. В центре внимания книжного дизайна – выразительные возможности книжной формы, в которой все без исключения элементы (текст, иллюстрации, пагинация, технические данные и т. д.), воспринимаются как равноправные составные части единого художественного пространства издания. Книжный дизайн – преемник исторического искусства книги, которому более двух тысяч лет; в то же время он представляет собой особую область достаточно молодого искусства – графического дизайна – и не может рассматриваться вне его контекста. Единой основой для всех областей графического дизайна, в том числе – книжного, служит типографика. Этот термин не имеет однозначной трактовки: существует множество определений типографики, выражающих ту или иную позицию в отношении к этой деятельности: от «подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению» до «вида изобразительного искусства <…>, чей художественный язык строится на применении типографского наборного материала»
Нам наиболее близко определение современной типографики как «графического оформления печатного текста посредством набора и верстки (монтажа), проектирования или непосредственного моделирования облика произведения печати», а также ее понимание в качестве «архитектонического компонента графической деятельности». В этом аспекте понятия графический дизайн и типографика имеют «тенденцию к сближению, вплоть до отождествления». Важно отметить принципиальное различие между всевозможными электронными видами представления информации и печатной книгой. Быстрота, удобство, расширенные возможности электронного поиска, компактность хранения данных электронных СМИ (интернет, диски, электронные книги) решительно вытесняют печатную книгу из областей, в которых утилитарная передача информации имеет первостепенное значение, – таким образом печатная книга сегодня освобождается от одной из своих основных традиционных функций и переходит в новую фазу существования. Необходимость печатной книги в современном мире определяется теми свойствами, которые делают ее уникальным и незаменимым объектом человеческой культуры. Их основой служит сама листающаяся форма, тело книги, конструкция которой (так называемый «кодекс») – стопка листов, скрепленных по одной стороне, – существует уже около двух тысяч лет. Она имеет особую, образно наполненную пространственную структуру. Внешнее и внутреннее, начало и конец, верх и низ, плоскость и глубина, лицо и оборот, сокрытое и открытое, движение и остановка, – лишь часть вечных понятий-образов, с которыми мы соприкасаемся благодаря книжной форме. Книга обладает специфичнескими тактильными и кинестетическими свойствами; она особым образом соотнесена с человеческим телом, что позволяет держать ее в руках, раскрывать и закрывать, листать, читать, носить с собой. Книжный дизайн сегодня относится с повышенным вниманием к «телесности» книги, ее выразительным возможностям как физического предмета, с помощью которого происходит освоение пластически-смыслового пространства издания. Художественное пространство книги в своих основных качествах отвечает общим принципам организации пространства в изобразительном искусстве. Особое значение в данном исследовании придается теории, основанной на понимании зрения как «восприятия действия». Изобразительная поверхность не инертна: центр, края, диагонали, вертикаль и горизонталь создают особую «конфигурацию сил». Любой графический элемент, оказавшийся в этом поле, испытывает на себе его воздействие, и сам мобилизует его...
Последние два десятилетия место книги в жизни общества радикально изменилось. Цифровая революция привела к тотальному распространению электронных СМИ, в результате чего книга перестала быть основным средством хранения и передачи информации. Трансформировалась визуальная среда, оказав значительное влияние на восприятие книги читателем. Эволюционировали нелинейные способы представления текстовой и изобразительной информации. Вышли на принципиально новый уровень технологии производства печатных изданий. В связи с этим возникает необходимость определения статуса существования бумажной книги как объекта современной культуры, базовых свойств и тенденций развития ее художественой формы. Современный книжный дизайн аккумулировал все разнообразие подходов и направлений ХХ века, однако внимание к динамическим аспектам формы является важнейшей общей направленностью, обусловленной как особенностями положения печатной книги в мире мультимедийных технологий, так и внутренней логикой развития книжного искусства. Вопрос динамики представляется ключевым в рассмотрении проблем книжной формы как имеющий первостепенное значение для организации ее пространственно-временной структуры, – основного предмета деятельности книжного дизайна. Прежде всего необходимо уточнить понятие «книжный дизайн», так как этот термин до сих пор не устоялся в отечественном словоупотреблении. Давно ставшее привычным в отношении автомобилей, интерьера и одежды, а также в сфере периодических изданий и рекламы, – слово «дизайн» у многих до сих пор вызывает отторжение по отношению к книге. Однако в настоящее время «книжный дизайн» обозначает определенное направление в искусстве книги, основанное прежде всего на ее понимании как цельной, функциональной художественной формы. Антиподом этого направления можно считать традицию, которая основную ценность книжного искусства видит в иллюстрации и декоре, а функцию книжной формы сводит к механическому хранению и экспонированию изображений и текста. При этом работа с текстом рассматривается как вопрос вторичный и технический. В центре внимания книжного дизайна – выразительные возможности книжной формы, в которой все без исключения элементы (текст, иллюстрации, пагинация, технические данные и т. д.), воспринимаются как равноправные составные части единого художественного пространства издания. Книжный дизайн – преемник исторического искусства книги, которому более двух тысяч лет; в то же время он представляет собой особую область достаточно молодого искусства – графического дизайна – и не может рассматриваться вне его контекста. Единой основой для всех областей графического дизайна, в том числе – книжного, служит типографика. Этот термин не имеет однозначной трактовки: существует множество определений типографики, выражающих ту или иную позицию в отношении к этой деятельности: от «подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению» до «вида изобразительного искусства <…>, чей художественный язык строится на применении типографского наборного материала»
Нам наиболее близко определение современной типографики как «графического оформления печатного текста посредством набора и верстки (монтажа), проектирования или непосредственного моделирования облика произведения печати», а также ее понимание в качестве «архитектонического компонента графической деятельности». В этом аспекте понятия графический дизайн и типографика имеют «тенденцию к сближению, вплоть до отождествления». Важно отметить принципиальное различие между всевозможными электронными видами представления информации и печатной книгой. Быстрота, удобство, расширенные возможности электронного поиска, компактность хранения данных электронных СМИ (интернет, диски, электронные книги) решительно вытесняют печатную книгу из областей, в которых утилитарная передача информации имеет первостепенное значение, – таким образом печатная книга сегодня освобождается от одной из своих основных традиционных функций и переходит в новую фазу существования. Необходимость печатной книги в современном мире определяется теми свойствами, которые делают ее уникальным и незаменимым объектом человеческой культуры. Их основой служит сама листающаяся форма, тело книги, конструкция которой (так называемый «кодекс») – стопка листов, скрепленных по одной стороне, – существует уже около двух тысяч лет. Она имеет особую, образно наполненную пространственную структуру. Внешнее и внутреннее, начало и конец, верх и низ, плоскость и глубина, лицо и оборот, сокрытое и открытое, движение и остановка, – лишь часть вечных понятий-образов, с которыми мы соприкасаемся благодаря книжной форме. Книга обладает специфичнескими тактильными и кинестетическими свойствами; она особым образом соотнесена с человеческим телом, что позволяет держать ее в руках, раскрывать и закрывать, листать, читать, носить с собой. Книжный дизайн сегодня относится с повышенным вниманием к «телесности» книги, ее выразительным возможностям как физического предмета, с помощью которого происходит освоение пластически-смыслового пространства издания. Художественное пространство книги в своих основных качествах отвечает общим принципам организации пространства в изобразительном искусстве. Особое значение в данном исследовании придается теории, основанной на понимании зрения как «восприятия действия». Изобразительная поверхность не инертна: центр, края, диагонали, вертикаль и горизонталь создают особую «конфигурацию сил». Любой графический элемент, оказавшийся в этом поле, испытывает на себе его воздействие, и сам мобилизует его...
Характеристики диссертации
Тип
Предмет
Учебное заведение
Семестр
Просмотров
229
Покупок
0
Размер
7,04 Mb
Список файлов
Хочешь зарабатывать на СтудИзбе больше 10к рублей в месяц? Научу бесплатно!
Начать зарабатывать
Начать зарабатывать