Модель учебного творческого процесса и метод вариантного моделирования
Лекция № 3
Модель учебного творческого процесса и метод вариантного моделирования
Методика придает учебному проектированию характер единого творческого процесса, соответствующего специфике деятельности архитектора. Всякий раз, когда требуется перейти от одного состояния к другому, возникает проектная задача. Большинство проектных задач имеет огромное число решений. На этом основано обучение студентов в группе и курсе – одна программа получает столько индивидуальных решений, сколько студентов. Одно и то же задание «на входе» дает различные ответы «на выходе». Проектные задачи обычно формулируются в виде общих требований, которые должны найти решение в процессе творческого поиска проектной модели.
Поскольку учебная архитектурно-проектная задача нечто большее, чем нахождение одного решения, то возникает необходимость найти предпочтительный метод достижения желаемого результата. Таким методом является метод моделирования в различных формах.
Графическое моделирование заключается в создании набросков, рисунков, схем, эскизов и чертежей, отражающих состояние объекта на графических моделях в процессе проектирования по отдельным стадиям.
Предметное моделирование или макетирование состоит в объемно-пространственном выражении наших представлений об оригинале в материале макета и служит уточнению, развитию и проверке этих представлений.
Логико-математическое моделирование служит созданию количественных моделей, предполагает измерение компонентов объекта и наличие критериев оценки, отображает зависимости между компонентами в виде формул, уравнений и логических условий с целью оптимизации проектных решений.
В соответствии с динамикой и закономерностями творческого процесса методикой предлагается структурная модель учебного проектного моделирования, которая отражает процедуру моделирования, механизм развития проектной модели и временные отношения последовательного поэтапного решения проектной задачи.
В замкнутом цикле проектного моделирования вычленяются три основных, качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: подготовительный, или предпроектный этап; этап творческого поиска и этап творческой разработки[1] (схема 3).
Рекомендуемые материалы
Схема 3.
Каждому этапу разработки учебного проекта соответствует определенный структурный уровень организации модели и ее упорядоченности: предпроектному этапу соответствует фаза формулирования целевой установки; этап творческого поиска содержит три структурных уровня – клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизиро-вания; этап творческой разработки – фазу упрочения эскиза и его разработки. Между этапами установлены временные границы. Заключительный этап учебного процесса состоит в оценке работ, подведении итогов и обсуждении результатов.
Фазы подразделяются на ступени, локальные и относительно самостоятельные операции, каждая из которых представляет собой дидактическую единицу процедуры проектного моделирования. Если для составления рабочего графика проектирования достаточно определения сроков исполнения этапов и фаз, то для программирования и управления проектной деятельностью следует определить цель каждого занятия в соответствии с разделением процесса на ступени (схема 4) или операции, логически и структурно связанные между собой.
Схема 4. Схематическая сеть операций проектирования
3.1. Метод вариантного моделирования
как творческий процесс
Архитектор осуществляет свою цель создания проектной модели методом вариантного моделирования. Сущность архитектурного проектирования заключается в воспроизведении характеристики будущего архитектурного объекта на специально создаваемой проектной модели в соответствии с общественной, социально-культурной, утилитарно-практической, градостроительно-экологической и эстетической функциями и закономерностями формообразования.
В начальной стадии архитектурного моделирования складывается предположение о проектируемом объекте. Эта гипотеза с известной степенью вероятности предвосхищает результаты преобразований, осуществляющихся в творческом акте проектного моделирования. Архитектурное моделирование включает постановку творческой задачи, перевод ее в проблемную ситуацию, отбор вариантов ее решения, оптимизацию результатов, отвечающих основной цели создания проектной модели. Моделирование проводится в графической форме, предметно-наглядном виде или в форме мыслительного эксперимента и логико-математических описаний.
В отличие от модели как теоретического эквивалента анализируемого объекта с характерным для научного знания стремлением к точности . и строгой аргументированности разработка проектной модели с повышенной требовательностью к наглядности и образности опирается на собственные принципы, определяемые решением творческих, т. е. неформализуемых, задач и особенностями творческого метода архитектора, включающего элементы интуитивного мышления, композиторской, художественной и научно-исследовательской деятельности. Моделирование охватывает манипуляции архитектора от первичного наброска и эскизного проекта до составления окончательного проекта как материала, достаточного для его реализации в натуре. Моделирование формирует профессиональные действия, когда преобразуется в метод вариантного моделирования, раскрывающий механизм творческого процесса и динамику создания проектной модели во времени. Вариантное архитектурное моделирование имеет своей целью поиск наиболее адекватной замыслу архитектурной композиции.
Вариантное моделирование – это экспериментирование с проектной моделью, способ развертывания во времени архитектурного замысла, присутствующего в представлении архитектора «идеально» в начале творческого процесса, когда в моделировании происходит перекодирование информации из идеальной формы в материальную. Архитектор, моделируя, руководствуется определенной целью, которой подчинены все его варианты.
Вариантное моделирование как учебный метод программируется планом проектирования ориентированным на исследовательские действия, сопутствует предпроектному этапу, когда изучаются заданные условия, привлекается внимание к пространственно-временной характеристике организуемых в объекте социальных процессов, устанавливаются определенные ограничения и требования. Вариантное моделирование – процесс «поиска», представляющий собой процедуру принятия решения в условиях неопределенности, отсюда – непредвиденные повороты, озарения, меняющие намеченный замысел. Многократное объемно-пространственное моделирование постепенно способствует сближению проектной модели и воображаемого объекта. Моделирование – активный процесс, позволяющий студенту дифференцированно подходить к получаемой информации, отбирать определенные свойства модели, проникать в ситуацию, пересматривать отношение к исходным предпосылкам и следствиям, углублять представление о проектируемом объекте в широком градостроительном контексте, переформулировать проблему. В процессе разработки вариантов первоначальной операционной модели выделяются различные содержательные слои, отражающие признаки искомого объекта: усо-
вершенствуются внешние связи, геометрические и пространственные свойства задуманного трехмерного «оригинала»: тождество внутренней и внешней структуры и формы, адекватной композиционному замыслу и художественной идее; сходство предполагаемого сценария функционирования, «поведения» модели и несуществующего объекта; формируется целостное отражение «оригинала» в архитектурном образе модели. Любой вариант проекта в учебном процессе предназначается для его анализа, «прочтения».
Вариантное моделирование как творческое «проигрывание» композиционных вариантов содержит процедуру сравнения и сопоставления вариантов, при этом акты наблюдения и конструирования часто идут одновременно, тем самым происходят двусторонний процесс созидания и прирост знания. В процессе вариантных модификаций производится сличение предварительных гипотез с реальными результатами проб, Гипотезы корректируются, уточняются и оцениваются. Сравнение альтернативных вариантов – важная промежуточная цель созидательного и познавательного процесса: каждый вариант представляет собой нечто новое или видоизмененное повторение, дает материал для анализа и оценки, предшествующих принятию решения. Трансформация вариантов наиболее существенных свойств моделируемого объекта направлена на решение поставленных задач. Вариантное моделирование служит овладению навыками критического сопоставления вариантов с точки зрения множества неуловимых и часто противоречивых критериев к способности выделять относительно лучший, внутренне непротиворечивый вариант или принять компромиссное решение, более или менее удовлетворяющее требованиям. Студент-архитектор от варианта к варианту совершенствует замысел модели за счет обогащения пространственной композиции, прогнозирует последующие действия. Как метод самовыражения вариантное моделирование вырабатывает важные для архитектора взаимопроникающие навыки эстетического восприятия, эскизирования, логико-диалектического мышления, способности самостоятельного поиска нешаблонного решения и его критического
осмысления. Механизм сличения вариантов с ожидаемым – основа регуляции мыслительной деятельности.
Вариантный метод приобретает различный смысл на разных этапах продвижения к цели – творческий поиск и разработка проходят ряд ступеней развития, связанных друг с другом. Между отдельными этапами существуют обратные связи. Методика стремится к такой организации творческой процедуры, чтобы взаимодействие и взаимопроникновение «понятийного» и «образного» происходило постоянно. В учебном процессе лишь условно можно вычленить: на этапе предпроектного анализа направляющим служит мысль – «понятийное», в стадии клаузуры превалирует интуитивный поиск образа. В процессе вариантного моделирования эскиза-идеи предварительные наброски решения носят импровизационный, свободный характер, питаются ассоциативными представлениями в широкой зоне поиска сюжета. Этап содержит перебор произвольных и случайных вариантов компоновки темы по методу «проб и ошибок». При этом желательно, чтобы варианты были контрастны и обладали «взаимоисключающими» различиями. Предварительный фильтр – оценка вариантов типа «в этом что-то есть» – проводится с позиций потребности новизны и ощущения красоты. Дальнейший поиск комбинаций осуществляется с целью снятия рассогласований и достижения соответствия модели условиям и требованиям. После -принятия эскиза-идеи, по эвристическим правилам, варианты разрабатываются в ограниченной области поиска избранной проблемы. Пространство путей решения проектной модели на этапе эскизирования сужается, ставятся промежуточные подцели, привлекаются новые ассоциации, открываются ранее не замеченные стороны, грани модели, сменяются одни качественные варианты другими. В моделировании обнаруживается направленность, возникает доминанта, «руководящая идея», благодаря которой в композиционных вариантах отбираются решения, наиболее соответствующие основной художественной идее.
Варианты первичного эскизирования – отправной пункт для следую
щего этапа развития принципов организации объемно-пространственной структуры, удовлетворяющих внутренним и внешним связям решения внешней оболочки, обладающим повышенной метафоричностью и субъективностью. В это время варианты представляют собой своеобразное «наследование» решения достигнутого на предшествующих этапах – один вариант порождает другой, побочный или параллельный, который видоизменяет предыдущие графические или макетные изложения замысла.
В вариантном моделировании проявляется механизм сцепления образных ассоциаций. Происходят «пересечение» и взаимное согласование старых и новых вариантов. «Наследование» последующими стадиями известных характеристик, повторяющих некоторые особенности предшествующих вариантов, определяет поступательность развития, когда возникает альтернатива – необходимость выбора между двумя или несколькими возможными решениями, накладываются ограничения, привлекаются главные критерии и прежде всего эстетический.
После принятия эскиза вариантное моделирование становится процедурой углубления разработки темы, Структура вариантов сохраняется и вытекает из конкретизации художественного замысла эскиза, происходит преемственное обогащение обладающего устойчивостью эскиза – раскрываются художественные возможности темы и ее выразительных элементов. Пространственная концепция закрепляется выбором системы конструкций, решетки опор. Моделирование осуществляется методом «последовательных уступок и приближений». Вспомогательные планировочные эскизы сочетают вариантные и инвариантные элементы, происходит поиск промежуточных звеньев между ними – модификаций, обладающих количественными различиями в рамках качественной однородности. Возникает потребность в дополнительной научной и технической информации, в том числе области материально-технических средств реализации замысла. Затем наступает фаза вариантного моделирования в рамках исполнения эскизов в масштабах проекта, происходит уточнение художественного образа и детализация –
уменьшение или увеличение отдельных частей, изменение ритмического рисунка, пропорций и графическое исполнение.
Итак, учебное вариантное моделирование – один из важнейших и неотъемлемых методов проектирования; процедура, целенаправленная на разрешение проблемной ситуации, сопутствует всему ходу проектирования во времени; имеет своим визуальным результатом наброски, кроки, эскизы, рабочие макеты, фиксирующие динамику творческого формирования и развития первоначального композиционного замысла; представляет собой процесс, включающий личный и внешний опыт и интуитивный поиск студента, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно получаемой информации. Вариантное моделирование представляет собой не просто прямолинейное изменение, а поступательное движение с определенными «возвратами» со своеобразным восстановлением некоторых черт исходной стадии в составе более сложно организованного, качественно иного целого, т, е. на более высокой основе. Вариантное моделирование – своего рода спиралевидный процесс. Учитывая сложность и противоречивость вариантного моделирования, необходимо на каждом «витке» производить оценку по критериям с учетом весомости их в зависимости от стадии структурного развития модели вначале преимущественно качественных определенностей – свойств объекта, а затем количественных параметров объекта (по М. Савченко). Анализ вариантов композиции и выбор наиболее авторитетного из них, полнее всего выражающего замысел и относительно оптимального, – задача диалога между педагогом, наблюдающим и направляющим процесс моделирования, и студентом-автором.
В вариантном моделировании последовательно происходят усложнение сопряжения и координация отдельных разработок пространственных решений объекта в среде, выстраивание его объемно-пространственной структуры, сцепление компонентов через морфологические связи в целостную композицию, разработка архитектурной темы и достижение художественной выразительности, архитектурного
формообразования, художественного образа. Анализ вариантного модели-
рования показывает, во-первых, что существует не одно-единственное решение, а многообразие конкретных вариантов решения проектной модели; во-вторых, внутри общих этапов эвристического поиска наблюдаются индивидуальные вариации в подходе, характере и динамике решения в «стиле умственной деятельности» или интуитивного озарения; в-третьих, построение гипотез, их проверка и разработка весьма подвижны у различных студентов; в-четвертых, ход моделирования зависит от конкретных обстоятельств, времени, отведенного на проектирование, и субъективных факторов – интуиции, опыта студента, творческого импульса, умений координировать различные уровни решений, творческой активности студента, его интеллектуального развития. В результате вариантного моделирования у студента формируется в первую очередь готовность воспринять новое, необычное. В-пятых, процесс вариантного моделирования включает исследования познавательной информации и в то же время анализ собственно эмоционального отношения студента к проектному эскизу.
Вариантное моделирование – эффективный метод достижения желаемой цели; в процессе перебора вариантов и самооценки результатов процесса происходит выбор лучшего из решений творческой задачи. Моделирование способствует развитию эстетического восприятия, становлению творческой индивидуальности, входит в механизм функционирования творческого метода архитектора. Метод вариантного моделирования – инструмент композиторской деятельности студента-архитектора, осваиваемый им в процессе курсового и дипломного
проектирования.
3.2. Метод управления и стратегия
проектной процедуры
С целью управления проектной деятельностью строится график последовательности операций, охватывающий весь творческий цикл
Рекомендация для Вас - Рыцарский роман средневековья и его основные циклы.
Схема 5. График последовательности операций
(схема 5).
Архитектурно-проектная деятельность раскрывается как совокупность взаимосвязанных операций, расположенных в необходимой для разработки последовательности, во взаимосвязи эмпирического и логического процессов. В схематической сети, построенной на основе графика, различают операции верхней зоны, составляющие сферу творческого процесса, и операции нижней зоны, составляющие сферу научных исследований. Таким образом, метод управления проектным моделированием состоит в соединении познавательных и созидательных операций. Творческая деятельность протекает во времени и характеризуется определенной последовательностью действий – стратегией. Стратегия проектного действия на этапах, уровнях и ступенях моделирования приобретает различный характер. Так, стратегия трансформации основных трех этапов последовательная. Студент, получив от педагога на каждом из этапов рекомендации, «что надо делать», выполняет соответствующий этап.
Стратегия деятельности на структурных уровнях цикличная. Здесь анализ студентом результатов на каждой фазе содержит вопрос, «продолжить или вернуться». Схема с возвращениями к предыдущим уровням (с петлями) специфична для этапа творческого поиска. Стратегия деятельности на ступенях разветвленная. В сети ступеней проектирования параллельно подключаются «операции» из предпроектного анализа и творческого поиска, альтернативные события нуждаются в выборе.
[1] В Швейцарском федеральном институте технологии установлены следующие этапы проектирования: исследование и анализ, творческое проектирование и синтез, интенсивное проектирование и завершение.