Структура процесса обучения
Лекция № 2
Структура процесса обучения
2.1. Модель учебного процесса проектирования
Логическая модель учебного процесса архитектурного проектирования исходит из целей обучения и содержит компоненты: преподавание и учение, принятие решений и привнесение новых идей, оценку творческих результатов и усвоение профессиональных знаний. Компоненты связаны между собой, система находится в постоянном движении и развитии. Модель ориентируется на механизм творческого процесса, а не на проект как конечный результат.
А. В. Луначарский различал «обучение» и «образование». Под обучением он понимал прямую передачу знаний от преподавателя ученику, под образованием – творческий процесс. Архитектурное учебное проектирование обладает такими благоприятными условиями, при которых студент формируется и «образуется» в процессе творческой деятельности. Эта совместная деятельность содержит процесс взаимодействия педагога и студента.
В обучении неразрывно связаны между собой три стороны: учебный предмет или содержание обучения; деятельность педагога — преподавание; деятельность учащихся – учение. Если рассматривать взаимоотношения педагога и студента как две системы — «регулятор» (педагог) и «регули-руемый объект» (студент), то можно представить их взаимоотношения как действие одной системы на другую путем прямых и обратных связей. Процесс обучения – это взаимодействие систем, при котором одна из них управляет изменениями другой системы, определяет характер, направление и темп этих изменений. Структура обучения полностью раскрывается при включении во взаимоотношения педагога и студента объекта проектирования[1]. Тогда процесс обучения архитектурному проектированию будет замкнутой цепью взаимодействия педагога, студента и проектируемого объекта.
2.2. Принцип совместной творческой деятельности педагога-архитектора и студента
Исходя из дидактического принципа единство учебной деятельности учащегося и обучающей деятельности педагога, активизация взаимодействия преподавателя и студента и интенсификация учебно-воспитательного процесса происходят на уровне архитектурного проектирования. Сложный творческий процесс архитектурного проектирования обусловлен взаимодействием трех компонентов преподавания: преподавателя «П», студента «С» и преобразуемой под их воздействием проектной модели объекта «О». На начальном этапе обучения педагог и студент в процессе АП находятся в отношениях «ведущего» и «ведомого», что соответствует малой творческой подготовке студентов. Педагог активно воздействует на проектируемую модель объекта и тем самым на студента, однако общение несовершенно – обратные связи слабые (схема 2, вверху). Недостатки такой структуры обучения наиболее сильно проявляются на старших курсах и нуждаются в их преодолении.
Рекомендуемые материалы
Схема 2.
В настоящее время в цепи педагог – проектная модель – студент необходим переход к системе взаимодействия – партнерства, к ориентации на совместную творческую деятельность, основанную на усилении обратных связей. Целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого через проект осуществляется в акте коммуникаций. Педагог и студент оказываются деятельными участниками этой взаимодействующей системы – обмен информации через проектное решение предполагает налаживание взаимных контактов (схема 2, внизу).
Механизм обратных связей между учеником и педагогом обеспечивает выполнение необходимых операций – целесообразное поведение студента при минимуме «помех» – погрешностей в понимании студентом советов педагога. Взаимопонимание между партнерами основывается на использовании профессиональных средств, языков, закодированных сообщений, понятных обеим сторонам коммуникационного процесса обучения. Педагог-архитектор, направляя студенту информацию, учитывает потребности и интересы студента исходя из эстетических, психологических и ценностных установок. На информацию педагога студент отвечает собственной информационной реакцией, что подтверждает наличие состоявшегося между ними акта общения. Вместе с тем рекомендации педагога несут в себе элемент убеждающего воздействия, которое направлено на обучение проектной процедуре, решению возникающих в процессе моделирования проблем, выработке мыслительных навыков.
Система сотрудничества и партнерства направлена на овладение профессией и стимулирует самостоятельную поисковую, творческую и познавательную деятельность студента, который несет ответственность за принятие решения. От активности воздействия педагога и студента на объект деятельности зависит результативность проектирования. На всех уровнях подготовки для студентов должна быть создана обстановка доброжелательной поддержки и пристального внимания педагогов к их профессиональному становлению.
Коммуникативный процесс интегрирует познание, общение и деятельность. Однако в условиях АП происходит не только продуктивный обмен информацией, но и преобразование, творческая интерпретация информации, направленная на эстетическое формообразование проектной модели, зрительно воспринимаются функциональный смысл создаваемого объекта, его «структурная тема», художественный образ и через них – идейное содержание произведения. За педагогом остается профессиональная критическая оценка создаваемой проектной модели. Совместное активное сотрудничество между учащимся и обучающим образует многосторонний взаимообогащающий процесс.
Учебное архитектурное проектирование организуется педагогом-архитектором в направлении творческого самосовершенствования студентов и поиска ими новых знаний.
Преподавание архитектурного проектирования заключается в консультации и руководстве творческой работой студентов, в осмыслении и переработке программного материала, передаче студенту информации различными способами. Главные из них – речевые сообщения, ссылка на аналог, наброски на полях чертежа, схемы или непосредственное исправление эскиза студента. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается в снижения содержащихся в проектных эскизах студентов случайностей, неопределенности и неупорядоченности.
Специфика обучения архитектуре состоит в преобладании самостоятельной поисковой деятельности учащегося, что обеспечивает развитие способностей и овладение творческим методом проектного мо-делирования. В творческой деятельности объединяется преобразовательная и познавательная активность студента, формируются его ценностные ориентации. В процессе архитектурного проектирования собственные поиски студента корректируются архитектором-педагогом, что повышает продуктивность творческой деятельности. Советы педагога, направленные на развитие проектного замысла, раскрывают перед студентом пути творческой разработки программы. Полученную информацию студент преобразует в проектное решение.
Сообщение педагога может относиться ко всей группе учащихся, тогда студент применительно к своему решению должен преобразовать информацию и сделать из нее соответствующий вывод. Педагог разбирает учебное задание, ситуацию и вырабатывает вместе со студентами целевую установку. Организуя работу в группе, педагог ставит перед студентами общие задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый характер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог использует различные методы на разных этапах обучения, демонстрирует свое
профессиональное мастерство, предвидит пути возможного развития проектного замысла, проверяет, контролирует работу студента и оценивает его проектные предложения.
Рекомендация для Вас - Новые факторы развития человечества.
2.3. Приобретение навыков и умений проектного моделирования
При выполнении упражнений по архитектурному проектированию студенты приобретают профессиональные навыки и умения вариантного эскизирования и моделирования. Образование навыков эскизирования и творческого поиска осуществляется в ходе усвоения повторяющихся действий; автоматический навык – устойчивое выполнение действий с вынесением части операций контроля за пределы мыслительных процессов. Автоматические действия путем трансформации преобразуются в умения, которые характеризуют подготовленность к практическим и теоретическим процедурам, выполняемым быстро и сознательно.
Умение – способность в новых условиях, на основе ранее приобретенных знаний и опыта исполнять определенную деятельность по преобразованию исходной информации в конечный продукт – проект. Умение – развернутая во времени процедура преобразуется на старших курсах в высокоразвитое умение вариантного моделирования и далее – в основы мастерства. Мастерство характеризуется творческим использованием профессиональных умений и опыта проектирования, побуждением фантазии в направлении создания нового.
Набор умений, необходимых архитектору, диктуется не одними потребностями творчества. Творческое проектирование опирается на обширный массив нетворческих операций по разработке проектной модели, и в этой области также необходимо овладеть исполнительскими навыками и умениями (расчерчивание лестниц, тамбуров, витражей и т. п.).
Умения и знания совершенствуются за счет собственного опыта проектирования, путем общения с преподавателем, пополняются вследствие обмена умениями и знаниями студентов между собой. Педагог учит студента чувствовать и понимать логику архитектурной композиции, находить правдивое материальное выражение замысла. Новые знания приобретаются студентом через «открытия» в процессе архитектурного проектирования. Каждый выполненный учебный проект делает достоянием студента часть общественного опыта архитектуры и вместе с тем является самостоятельной творческой попыткой решать проектную задачу.
[1] Самый процесс познания, мышления и есть процесс непрерывного взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, с объективным содержанием решаемой задачи.