Модерн
Модерн
Сложная и необычайно Напряженная духовная жизнь русского общества в начале XX столетия заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. Так появился модерн, или "новый стиль" (современный), в котором свободная планировка, новые строительные, конструкционные и отделочные материалы стали основой создания ярко индивидуализированных сооружений с асимметричными композициями, стилизованными формами прежних эпох, острохарактерными образными решениями. Модерн стал, с одной стороны, одним из видов романтического протеста против всего рутинного, с другой – ярким проявлением именно этой уходящей цивилизации. С одной стороны – страстное стремление создать общенациональную, подлинно демократическую культуру, с другой – нередко вынужденное следование сомнительным вкусам нового мещанства, индивидуализм, столь чуждый русскому национальному сознанию. Перечень этих мучительных противоречий можно продолжать очень долго. Стремясь создать более одухотворенную среду обитания, зодчие, инженеры и художники вслед за К. Коровиным обратились к северному русскому (а затем и скандинавскому) зодчеству, народному творчеству, фольклору. Произошло подлинное открытие русского Севера, в котором мастера начала XX в. справедливо видели стилевое единство, величие, синтез искусств. Усвоение "северного материала" привело к рождению наиболее интересного для нас, жителей Петербурга, явления в модерне – “северного модерна”, или национального романтизма (его представители – Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, Ф. И. Лидваль, И. А. Претро и др.). Именно это направление оставило самый яркий след в зодчестве Петербурга начала века. “Северный модерн” характеризуется запоминающимися домами остро выразительного поэтического облика, которые представляют собой качественно новое явление, наглядно демонстрируя, какой эволюционный путь прошли их создатели за короткий срок
Важнейшей задачей архитекторы начала века считали создание единой эстетически полноценной и выразительной среды с помощью новых строительных, конструкционных и отделочных материалов и изделий, новых приемов синтеза искусств. Необходимость сооружений нового типа (спортзалов, бассейнов, музеев, кинотеатров) рождала новые объемно-планировочные решения, произошло решительное преобразование облика городской застройки. Многие дома конца XVIII – начала XIX в. спустя сто лет оделись в новые одежды, за которыми, однако, можно нередко увидеть прежнюю структуру фасадов. Изменился воспетый когда-то классиками Невский проспект. Лучше он стал или хуже? Невозможно дать однозначный ответ, каждый раз необходим анализ конкретной градостроительной ситуации, и тогда окажется, что Дом книги и Елисеевский магазин в гораздо большей степени выдержали проверку временем, чем дом Вавельберга и Азовско-Донской банк. Впрочем, и это утверждение не бесспорно. Конечно же самое ценное для нас сегодня – динамичность, подвижность, живая пластика лучших зданий модерна – они не являются чем-то незыблемым, чему можно дать четкую, на все времена оценку, они побуждают мыслить, спорить, сопоставлять - словом, они не оставляют равнодушными. Доходный дом, особняк, общественное здание времени модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя - как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балкон ной решетки или дверной ручки. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала. Зодчие периода модерна, которым посвящены очерки этого тома, успешно работали в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Мастера модерна отвергали не только эклектику второй половины XIX в., но и любую украшательскую архитектуру, не исключая Ренессанса, хотя на практике не могли, конечно, полностью отказаться от исторического наследия. К тому же нельзя забывать о мощном воздействии классического Петербурга, его неувядаемого обаяния, которое нередко оказывалось сильнее новых требований. Зодчие модерна ратовали за экономичность, гигиеничность, целесообразность сооружений. Они выступали против строгой симметрии, жестких геометрических схем, стремились к эстетическому освоению как традиционных, так и новых материалов (железобетона, гранита, металла, облицовочного кирпича, стекла), пытались преодолеть противоречия между художественным и утилитарным. Одной из сильных сторон архитектуры этого времени были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий. Еще точнее было бы сказать, что проектирование “изнутри” (то есть от плана здания) стало важнейшим принципом проектирования в отличие от позднего классицизма и эклектики, где буквально на каждом шагу рациональные новаторские планировочные решения соседствуют с анахроничными украшательскими тенденциями в решении фасадов. Эти вполне понятные и естественные противоречия успешнее всего устранялись в промышленной архитектуре, где был достигнут подлинный синтез искусства, науки и техники, - ведь не случайно именно в промышленном зодчестве, в грандиозных комплексах Васильевского острова, Выборгской стороны были достигнуты наиболее впечатляющие результаты. Здесь активно трудились лучшие зодчие, инженеры, строители, работавшие в согласии друг с другом.
Ниже в таблице приведены основные представители архитекторов-модернистов и те их работы, которые заслуживают особого внимания.
Архитектор | Его деятельность |
Санкт-Петербург | |
Николай Васильевич Васильев (1875 – 1940) | Рекомендуемые материалыFREE Ремонт робочого обладнання бульдозера ДЗ-171.1.05 FREE Архитектурный стиль Модерн FREE Модернизация сборно-монолитной системы КУБ-2,5 FREE Житловий комплекс на 6177 мешканців FREE Дизайн квартиры - стиль модерн FREE Петербургская архитектура эпохи модерна Здравница в Царском Селе, банк на Михайловской площади, театр в "неорусском стиле" с необыкновенно живописной композицией, романтический и динамичный, с активным применением майолики; дом Ушаковой на углу Малого проспекта и Широкой (ныне Ленина) улицы (оба - 1906 г.). Последний в случае реализации стал бы шедевром русского национального модерна, и можно лишь сожалеть о том, что он остался на бумаге, проекты жилых комплексов на Троицкой (ныне Рубинштейна) улице, Каменноостровском проспекте и ряд других, которые при реализации решительно изменили бы к лучшему облик многих районов Петербурга. В 1905 г. Васильев построил ныне уже хрестоматийный особняк Савицкого в Царском Селе (г. Пушкин), 1906 г. Васильев принял участие в проектировании дома для своего соратника и друга А. Ф. Бубыря. Васильев принял активное участие в сооружении, под общим руководством Э. Ф. Вирриха, крупнейшего торгового здания Петербурга – универмага Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ; 1908 - 1909), двухэтажное здание торговых рядов – “Нового пассажа”, один из корпусов Невской ниточной мануфактуры |
Федор Иванович Лидваль (1870 - | В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода, в 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, 1902, 1904 и 1908 – 1910 гг. по Малой Посадской улице, в 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов – совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы “Европейская” на Михайловской улице (1908 – 1910) и проектирование и строительство гостиницы “Астория” в ансамбле Исаакиевской площади (1911 – 1912). |
Москва | |
Валькот В.Ф. | Старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского, Ярославский вокзал, гостиница “Метрополь” |
Эрихсон А.Э. | Издательство Сытина И.Д. |
Кекушев Л.Н. | Дома Миндовского и Исакова – оба начала 1900-х гг. |
Щусев А.В. | Церковь Марфо-Мариинской обители, здание Казанского вокзала. |
Некоторые памятники архитектуры модерна
Универмага Гвардейского экономического общества | Гостиница “Астория” |
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Макро- и микросреда личности. Ярославский вокзал | Издательство Сытина |
Казанский вокзал | Храм Покрова Марфо-Мариинской обители. Западный фасад |