Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Немецкая литература ХХ века » Проблема творческой личности в романе Кристы Вольф Размышление о Кристе Т

Проблема творческой личности в романе Кристы Вольф Размышление о Кристе Т

2021-03-09СтудИзба

Проблема творческой личности в романе Кристы Вольф

«Размышление о Кристе Т.»

     В классической немецкой литературе сложилась традиция художественного осмысления разностороннего развития человека с акцентированием аспектов нравственного формирования личности (прежде всего в традиции немецкого романа воспитания от «Парцифаля» Эшенбаха до романов Т.Манна). Роман ГДР продолжил эстетический поиск классической литературы, и значительное внимание уделил изображению творческой личности.

     Классическая немецкая литература и философия (И.В.Гете, Ф. Шиллер, Э.Т.А.Гофман, Ф.Новалис, Ф.Шеллинг, Т.Манн) видели творческую личность прежде всего в человеке искусства, интеллектуальном индивидууме. Э.Клаудиус (роман «О тех, кто с нами», 1951) показывает творческие возможности простого рабочего, его мысль поддерживает Э.Нойч (роман «След камней», 1964). Э.Штриттматтер в романе «Оле Бинкоп» (1963) поэтизирует вдохновение нравственного и социального поиска простого крестьянина. К. Вольф (роман «Размышление о Кристе Т.», 1968), Г. Герлих (роман «Извещение в газете», 1978), Г.де Бройн (повесть «Бранденбургские изыскания» (1978) воспевают творческие увлечения, богатство внутреннего мира простого учителя. Понятие творческой личности в литературе ГДР значительно расширяется.

     Ориентации на изображение гения в литературе ГДР не было, однако часто в  произведениях восточно-немецких писателей творческая личность предстает в ореоле удивительной нестандартности мысли, поиска, бескорыстия. (Оле Ханзен, Криста Т. и др.).

      В ряде произведений авторы направляют внимание читателя не на процесс формирования творческого начала в человеке, не на изображение интеллектуально-психических процессов творчества, а на раскрытие социальных и нравственных мотивов, побуждающих личность к творческой работе, и на изображение процесса реализации творческой инициативы («О тех, кто с нами» Э.Клаудиуса, «Оле Бинкоп» Э.Штриттматтера», «След камней» Э.Нойча. «Бранденбургские изыскания» Г.де Бройна). Порой мотивы творческого поиска не рассматриваются и в произведении изображается прежде всего  творческая деятельность человека и реакция на нее окружающих («Извещение в газете» Г.Герлиха, образ Манфреда Юста). Иногда в центре произведения – личность, творческая активность которой имеет большое социальное значение, но раскрывается эта деятельность ретроспективно («Киппенберг» Д.Нолля). Часто образ творческой личности, проблема творчества занимают важное место в произведении, но не являются главной проблемой романа (тема искусства в «Актовом зале» и «Остановке в пути» Г.Канта, в дилогии А.Зегерс «Решение» и «Доверие», в «Присуждении премии» Г.де Бройна).

     Роман К.Вольф «Размышление о Кристе Т.» - одно из немногих произведений в восточно-немецкой литературе, изображающих творческую личность в процессе творческого становления (это присуще и роману Э.Штриттматтера «Чудодей»). В нем преломились некоторые общие тенденции развития  романа ГДР.

     С 60-х годов в литературе ГДР заметно активизируются тенденции интеллектуального романа. Е.Книпович писала в свое время о влиянии философско-интеллектуальных традиций Т.Манна на прозу М.В.Шульца [Книпович 1973:3]. В романе М.В.Шульца «Мы не пыль на ветру» конкретно-изобразительная линия, связанная с раскрытием судьбы и исканий главного героя Руди Хагедорна сплетается с философско-интеллектуальной направленностью дискуссий, раскрывающих существенные аспекты противостояния марксистской и экзистенциалистской концепций человека. Есть все основания говорить об интеллектуальной тенденции в произведениях Г.Канта, Г.де Бройна, К.Вольф прежде всего с появлением интеллектуального героя, которому автор передоверяет повествование. Так, в «Актовом зале» Г.Канта анализ общественной жизни ГДР за тридцать лет доверен главному герою – журналисту Роберту Исвалю, интеллектуальная работа его исследующего сознания составляет фабульную основу повествования. Изобразив юного героя «Остановки в пути» наивным и незнающим, Г.Кант полностью доверил повзрослевшему Марку Нибуру осмысление происшедших с ним событий, выдвинув на первый план интеллектуальный процесс осознания героем своего места в истории и обществе.

Рекомендуемые материалы

     Значительны интеллектуальные способности героинь К.Вольф. Незауряден интеллект не только Кассандры в одноименной повести (1985), но и Кристы Т. В романе о Кристе Т. значительное место уделено рассказу об изучении главной героиней истории немецкой литературы: творчества Раабе, Келлера, Шторма, Т.Манна, ее наблюдениям над эстетическим своеобразием произведений писателей, размышлениям об особенностях писательского мастерства. Вместе с тем героиня К.Вольф представлена не только и не столько в аспекте ее интеллектуальных возможностей и способностей, сколько в духовном, а значит и нравственно-эмоциональном поиске.

     В романе сохранена линия жизнеописания Кристы Т., позволяющая читателю проследить этапы становления характера героини. Рано (в десять лет) проснувшийся интерес к сочинению историй (творческий импульс, полученный от отца), обращение к дневниковой форме выражения жизненных впечатлений и наблюдений, способность к волевым решениям (отказ участвовать в фашистских обрядах и стойкое принятие наказания за «невоспитанность» в виде изгнания из общества). К.Вольф раскрывает особенности эмоционального восприятия девочкой определенных общественных событий (изгнание цыган, жизнь беженцев), способствовавших ее взрослению и формированию нравственных черт характера, например, сложившемуся на всю жизнь неприятию любых форм насилия над живым существом (история с учеником Хаммураби, откусившим голову жабе).

     Роман о Кристе Т. не столько устремлен к изображению людей в их внешней жизни, к воссозданию сцен и внешних примет бытия, как предшествующий роман писательницы «Расколотое небо». Психологизация повествования была присуща и прежним произведениям писательницы и усилилась в «Размышлении о Кристе Т.». К.Вольф часто заменяет описание сцен или сюжетных ситуаций картинами ощущений героев. В двенадцатой главе беседа директора школы и Кристы Т. дана не в виде диалога, а как мыслительная реакция персонажей на фразы, произнесенные собеседником. Следует говорить о пластике психологического рисунка, ибо многие предметы и явления изображены постольку, поскольку они преломились в сознании человека. Однако при всей напряженности психологизма, тонкости психологического рисунка, роман цепко «привязан» к реальному миру, исторически и социально конкретному, будь это детали военного или послевоенного времени, жизнь героини в студенческие годы или с мужем в мекленбургской деревушке.

     Линию жизнеописания Кристы Т. организуют этапы духовного формирования героини, а конфликтное действие в произведении отсутствует, что позволяет увидеть в сюжетостроении романа значительные тенденции классического немецкого романа воспитания. В целом роман воспитания  ГДР отличает совмещение традиционных жанровых принципов романной организации с развитием конфликтного действия. Тип героя в романе писательницы оказывается также близким классической традиции романа воспитания. Личность Кристы Т. изображена, как и в дилогии Гете о Вильгельме Мейстере, в ее устремленности к духовному самосовершенствованию при решающей волевой установке на саморазвитие. Но в центр произведения поставлена женщина и это вносит яркую новизну в многовековую традицию немецкой литературы.     

     В романе раскрыт сложный путь поиска героиней своего места в жизни, поиска самой себя. Жизнь  ее – это своеобразная творческая работа над собой, поиск возможностей для самореализации. Ее основное правило в жизни – «оставлять позади то, что знаешь слишком хорошо, что уже не предъявляет к тебе никаких требований. Испытывать постоянное любопытство к новым впечатлениям, наконец, к себе самой в новых обстоятельствах» [Вольф 1979: 253]. В поиске героини К. Вольф, как и в романе И.Гете, доминирует аспект нравственного совершенствования. На вопрос знакомого Блазинга «Какое условие вы считаете необходимым для того, чтобы человечество продолжало существовать?», Криста Т. дает ответ: «Совесть…фантазия» [Вольф 1979:357]. Она избирает нравственную категорию как необходимую не просто для существования, но и для совершенствования мира.

        В героине К.Вольф есть нечто и от романтического типа героя и романтического типа мышления. Ее порыв к совершенствованию мира романтичен в своей абсолютности: «Что нужно миру, чтобы достичь совершенства, вот какой вопрос не больше и не меньше носила она в себе, а еще глубже, чем этот вопрос, была дерзкая вера, что именно она, она – Криста Т., такая, как есть, потребна миру для достижения совершенства» [Вольф 1979:262].

     К.Вольф утверждает значимость Кристы через ее высокий жизненный идеал, высокую требовательность к себе, к своим человеческим обязанностям. В такой требовательности заложен романтический абсолютизм: «Становясь строгой, она не становится мелочной. Обязательство: либо трагически кончить, либо выдать максимум в тебе заложенного. То есть быть счастливым. Все, что лежит между этими полюсами,  есть слабость» [Вольф 1979:297]. Поэтому, говоря, что героиня непримерна (и в этом есть перекличка образа с романтическим героем немецкой классической литературы), писательница защищает ее от обывательски пренебрежительного взгляда, указывая: «…на богатства, которые она открывала, на величие, которое ей было доступно, на полезность, которая ей была открыта» [Вольф 1979: 327]. Писательница раскрывает нравственное величие человека, на первый взгляд незаметного. Традиционная для немецкой литературы тема «маленького человека» преобразуется в тему творческой личности.

      Интеллектуализация романа К.Вольф сказывается в фабульной организации произведения, формах вхождения субъективного авторского «я» в ткань повествования. Воспоминания – ведущая форма повествования в «Размышлении», но это не воспоминания героини. Образы автора и рассказчика сливаются в одно нерасторжимое целое. Роман представляет собой напряженное размышление, постижение смысла существования, особенностей одной человеческой личности, одной жизни, трагически оборвавшейся в 35 лет. К.Вольф раскрыла и самый процесс написания романа (это отметила Т.Мотылева в предисловии) [Мотылева 1979:9]). Поиски верного суждения, возможных вариантов сцен не скрыты от читателя. Некоторые сцены в романе выстраиваются как воображаемые, сцены-представления. Например, при описании одного «летнего романа» еще юной Кристы: «Итак, вполне возможно, что это было ее последнее лето в деревне. И это был вечер в конце июня. И она, если мы захотим представить себе это именно так, стоит у забора под вишнями в школьном саду…» [Вольф 1979:249]. Или К.Вольф сообщает, что могла бы встретиться с людьми, знавшими Кристу, например, с преподавательницей университета, где они учились, некоей Дэллинг, рисует эту предполагаемую встречу, обнажая пропасть между рационалистически стабильной Дэллинг и вечно ищущей Кристой, а затем сообщает, что не пойдет к Дэллинг.

      К.Вольф имитирует психические особенности процесса воспоминания, внося некоторый элемент зыбкости, неполноты в сцены-представления, не воспроизводя события с  возможной полнотой деталей и подробностей, а оставляя их предположительными. Заставляет читателя тем самым почувствовать, что недосказанность дает возможность неоднозначного, диалектически многогранного понимания действительности, в то время как однозначность повествования может привести к односторонности оценок явлений. Повествование строится как постоянный процесс дополнения, пояснения уже сказанного акцентированием непонятности характера и поведения героини; в начале романа следует объяснение и постижение ее неповторимой индивидуальности. Вариативность в романе К.Вольф имитирует поток авторского размышления, вводит в сложности художественного поиска писательницы и способствует тонкому проникновению во внутренний мир изображаемого персонажа. 

     Принцип вариативности занял значительное место в романе ГДР 60-х годов. Вариативность – важнейшая особенность повествования и сюжетостроения романов Г.де Бройна «Буриданов осел», романа Г.Канта «Актовый зал». Однако у Канта вариативность нацелена в первую очередь на осмысление сложности и неоднозначности социальных и исторических явлений, а в романе Вольф она ориентирована на постижение своеобразия личности. От ассоциативного строя романа «Расколотое небо» писательница идет к смелому монтажу, который становится ведущим композиционным принципом «Размышления». Чувства и переживания героини во втором романе не представлены в полноте динамики, их изображение дробится, из потока внешней и внутренней жизни персонажа берутся отдельные эпизоды, штрихи, куски, которые нанизываются на нить авторского осмысления.

      Подобный тип повествования заставляет вспомнить фрагментарность восприятия и изображения мира немецкими романтиками, но, с другой стороны, постановка важнейшей в романе проблемы свободы личности, вариативность, постоянные выходы авторского повествования из романной структуры в более широкие просторы «текста» свидетельствуют о близости стиля «Размышления» постмодернистской романной технике.

"МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИЙ" - тут тоже много полезного для Вас.

     В прозе К.Вольф складывается новый уровень целостности, как в пьесах Б.Брехта, развертывающих картину жизни, но одновременно обнажающих работу авторской мысли, авторскую концепцию человека. Авторский голос как голос рассказчицы выдвигается на первый план. При всех различиях между героиней и рассказчицей они порой близки в изображаемых сценах настолько, что их голоса сливаются: Она – теперь я говорю о Кристе Т. – ни о чем так страстно не мечтала, как об этом нашем новом мире, и она была наделена именно тем видом воображения, чтобы постичь его, - ибо что там ни говори, меня ужасает мысль о новом мире людей лишенных воображения» [Вольф 1979:261]. Порой впечатления рассказчицы от общих для них событий дополняют картину жизни героини, изображение ее душевного состояния. Так, пейзажные зарисовки, введенные писательницей при описании детства Кристы Т., даны в восприятии К.Вольф и передают нерадостное настроение девочек в военные годы. Рассказчица представляет, что могла бы написать картину, изображающую их вместе с Кристой: «Описывать холодный свет мне бы не понадобилось, а стеснение, которое я испытывала, само собой исходило бы от картины, потому что любой, мог без труда увидеть небо над нами, тусклое и пустое, а такое не может пройти бесследно, признаем мы это или нет» [Вольф 1979:231]. Социально-психологические приметы времени передаются, особенно в начале романа, иногда в форме повествования от «мы», объединяющего героиню с рассказчицей: «Воздушные тревоги становились все продолжительней, торжественные линейки – все мрачней и мрачней, мы ничего этого не замечали, и так незаметно наступил ноябрь» [Вольф 1979:226]. Однако в целом сохранена дистанция между рассказчицей и героиней. На первом плане повествования – работа осмысляющего и анализирующего сознания рассказчицы, тождественной автору. Это - размышление, активное комментирование историй, эпизодов, сцен, заключения, суждения, оценки. Писательница иногда открыто противопоставляет восприятие героини своему представлению (например, при описании «паломничества» Кристы к некоему ясновидящему в Нигендорф). Любая мысль, чувство, поступок героини подвергаются анализу и оценке. 

      «Размышление» разительно отличается от первого романа К.Вольф «Расколотое небо» (1963). В центре первого произведения тоже женский образ юной девушки Риты Зайдель, ее история любви к интеллигенту Манфреду Герфурту, история ее приобщения к коллективной студенческой и рабочей жизни. Судьба Риты предстает в неразрывной связи с жизнью окружающих людей и жизнью страны в целом. Любовь для Риты становится серьезным драматическим испытанием, а вся страна с трудом выходит из опаснейшей политической ситуации. Решение в личной жизни становится одновременно для нее общественным решением: покинуть ГДР и уехать с любимым человеком в Западный Берлин, или остаться в стране, жизнь и люди которой стали для нее частью ее жизни. Оптимистическое звучание романа связано с мужественным решением Риты и выходом страны из опасного кризиса.

     Иной тип героя, иные проблемы и акценты были избраны писательницей в «Размышлении». К.Вольф показывает, что в Кристе Т. естественно соединялась в поведении экстравертность с интравертностью, жизнь в обществе и тяга к уединению. Но акцент в изображении героини сделан на ее внутреннем становлении, на изображении ее личной жизни и ее творческом поиске. Подчеркивается неприятие Кристой парадной общественной шумихи, исключительность героини, ее нестандартность. Идея нонконформизма становится одной из ведущих в романе с соответствующим акцентированием удаленности Кристы от толпы (не случайно семейный дом она строит на противоположном берегу от деревни). Все это свидетельствовало о новом отношении К.Вольф к жизни общества, о некоем отчуждении и разочаровании. Новое романное «мы» объединяло теперь героиню с автором, а не с людьми страны в целом. В 1968 году, когда Г.де Бройн еще весело смеялся, изображая внутреннюю нечестность и несостоятельность члена партии, директора библиотеки Карла Эрпа в «Буридановом осле», Криста Вольф уже пророчески печалилась при взгляде на окружающее ее общество.

     Проанализированные романы Э.Штриттматтера, Г.Канта, К.Вольф демонстрируют основные приметы романа ГДР 60-х гг. Нравственный поиск авторов и героев произведений восходит по своей высоте к классическим традициям немецкой литературы. Роман ГДР этого периода обнаружил богатство стилевых и повествовательных форм. Обращаясь к немецкой классической традиции, он не только ее достойно продолжил, но и вошел с ней в своеобразное соревнование.

     При взгляде на роман ГДР этого периода можно обнаружить определенную общность тенденций восточно-немецкой и западно-немецкой литератур: достойное продолжение классических литературных традиций, внимание к отдельной личности, тонкий психологизм, постоянный поиск новых художественных решений.

     Смелая критика бюрократических и догматических тенденций в обществе ГДР, обращение к теме внутренней честности члена партии (образ Карла Эрпа в романе Г.де Бройна «Буриданов осел», образ партийного секретаря Хоррата в романе Э.Нойча «След камней» и др.) предварили своей решительностью будущую атмосферу гласности в других восточных странах Европы 90-х гг.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее