Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы[1]
Отношения литературных жанров между собой
Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются. Категория жанра – категория историческая. Жанры живут независимо друг от друга, но составляют определенную систему, которая меняется исторически.
Соединение нескольких жанровых определений в названии произведения указывает не только на колебание книжника, а иногда является результатом того, что древнерусские произведения действительно соединяют в себе несколько жанров. Жанры неоднородны и неодноправны, а составляют своеобразную иерархическую систему.
Сложная структура взаимодействия жанров составляет характер; особенность древнерусской литературы, резко отличающая ее от новой средневековой литературы.
В русской средневековой литературе жанры различны по тому, для чего они предназначены.
Фольклор и литература противостоят друг другу не только как две самостоятельные системы жанров, но и как два различных мировоззрения, два различных художественных метода.
Поэтика художественного обобщения
Литературный этикет – одна из форм идеологического принуждения в средние века. Этикетность присуща феодализму, им пронизана жизнь. Искусство подчинено этой форме феодального принуждения.
Рекомендуемые материалы
Литературным этикетом определяются устойчивые стилистические формулы. Требования литературного этикета порождают стремление к разграничению употребления церковнославянского языка и русского во всех его разновидностях. Этикет требует определенной «воспитанности». Этикетным нормам подчинялось только поведение идеальных героев.
Литературный этикет вызывал особую традиционность литературы, появление устойчивых стилистических формул, перенос целых отрывков одного произведения другому, устойчивость образов, символов, метафор и т.д.
Элементы реалистичности
Искусство условное или искусство условности очень часто сочетаются с искусством конкретизирующим, стремящемуся к наглядности, к созданию иллюзии действительности.
Для этого конкретизированного искусства принят термин «реализм».
Отдельные признаки реалистичности появляются в древнерусской литературе обычно в совокупности. Конкретность описания сочетается с наличием художественных деталей. Художественная деталь сочетается с наличием художественных деталей, со стремлением объяснить события вполне реальными.
Поэтика художественного времени
Время автора меняется в зависимости от того, участвует автор в действии или нет. Авторское время может быть неподвижным, но может и двигаться самостоятельно, имея в произведении свою сюжетную линию. Время автора может то обгонять повествование, то отставать от него.
Сюжетное время может убыстряться и замедляться, особенно в романе: роман «дышит».
Каждому виду искусства принадлежат свои формы длительности.
Вам также может быть полезна лекция "МАНН Томас".
В древнерусской литературе автор стремится изобразить объективно существовавшее время, независимое от его того или иного обстоятельства. Время, казалось, существует только в объективной данности. Время автора не было явлением сознания человека.
Художественное время тесно связано с жанром произведения, с художественным методом.
Поэтика художественного пространства
Формы художественного пространства в древнерусской литературе не имеют такого разнообразия, как формы художественного времени. Они не изменяются по жанрам. Они вообще не подлежат только литературе в целом: одни и те же в живописи, зодчестве, летописи и даже в быту.
События в летописи, в житиях святых, в исторических повестях – это главным образом перемещения в пространстве: походы и переезды, охваченные героями географического пространства, победы в результате перехода войска и переходы войска в связи с поражением.
[1] Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. – Л., 1967.