Техническое оборудование для систем управления звуком
Техническое оборудование для систем управления звуком
Важная задача современной техники звукоусиления — акустическое покрытие площади больших культурных центров (например, драматических и оперных театров, концертных и спортивных залов). Для каждого из этих центров требуется определенный комплект собственного оборудования, который зависит от размера и статуса зала.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВХОДНЫХ СИГНАЛОВ
Распределитель входных сигналов (коммутационная панель) требуется для работы с большим числом линий от источников сигналов больших систем, поскольку постоянное подключение к входам микшерного пульта не оправдано экономически и затрудняет мониторинг и управление. Источники
подключаются к входам микшерного пульта (или пультов) через распределительную панель заранее, до начала любого события (в ряде случаев и во время события). В больших системах часто должна предусматриваться возможность работы более чем со 100 микрофонными линиями. Только небольшое число линий должно иметь прямое соединение с микшерными пультами.
В состав стойки, содержащей входную распределительную панель, часто входят блоки питания конденсаторных микрофонов.
Если микрофоны предполагается использовать для радио- и телевизионных трансляций или если поступающие с микрофонов сигналы предназначены для озвучивания других частей здания, применяют усилители-распределители. В большинстве случаев они распределяют сигнал низкого уровня максимум для четырех пользователей. Число микрофонных усилителей-распределителей, а иногда и распределительных трансформаторов, зависит от числа микрофонов, используемых во время представлений. Обычно их бывает от 20 до 30, но порой может быть и до 60.
Выходы всех передающих линий и звукозаписывающих устройств (кроме микрофонных линий) подводятся к входной распределительной панели. В определенных случаях (для микшеров с переключаемыми входами) некоторые студийные магнитофоны, а также часто используемые микрофоны подключаются к микшерным пультам непосредственно. Входная распределительная (коммутационная) панель нередко дополняется произвольно подключаемыми микрофонными фильтрами или частотными корректорами для устранения искажений тембра или положительной обратной связи в цепях некоторых микрофонов перед подачей их сигналов на микшерный пульт, поэтому если сигналы во время представления перераспределяются, не потребуется изменять подключение фильтров.
В связи с большим числом источников звука входные распределительные панели часто выполняются в виде шнуровых коммутационных панелей.
Рекомендуемые материалы
В настоящее время используются многокаскадные цепи коммутации и распределения цифровых сигналов с компьютерным управлением. Для коммутации часто используемых источников (например, в театрах) применяют все чаще шинные группы и параллельные или матричные коммутаторы.
МИКШЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ
В соответствии со схемой звукоусиления после входной распределительной панели располагается один или несколько микшерных пультов. Один из таких пультов находится в центральной аппаратной {аппаратной звукового мониторинга). Если имеется несколько микшерных пультов, то помимо прочего они используются для предварительного микширования или для работы со звукозаписывающими устройствами, в том числе для согласования уровней записываемых сигналов и записи программы. Второй микшерный пульт часто размещают в зале, в наиболее акустически репрезентативном месте. Здесь окончательно контролируется баланс выходного сигнала, поскольку оценить
акустическое состояние и общее качество звука возможно только в самом зале. (Эксперименты с управлением выходным сигналом с помощью одной или нескольких «искусственных голов» не дали желаемого эффекта.)
Микшерный пульт в зале особенно необходим, если представлению предшествует лишь небольшая репетиция и при этом используются большое число микрофонов и сложная система размещения громкоговорителей. Такие условия характерны для залов универсального назначения. В небольших залах, которые обслуживает несколько человек, управлять всем представлением можно с помощью находящегося в зале микшерного пульта.
Вместе с этой лекцией читают "41 Действие низкого барометрического давления".
Недавно на репетициях драматических спектаклей или во время музыкальных представлений начали пользоваться мобильными звуковыми микшерами, размещаемыми в зале. Подобные устройства могут потребоваться и в концертных залах — в особых случаях (например, при исполнении электронной музыки) пульт должен устанавливаться без прокладки дополнительных кабелей
На очень больших представлениях специальный пульт для мониторинга размещают непосредственно на сцене. Оркестрам и вокально-инструментальным группам часто требуется микшерный пульт вблизи сцены для установления баланса между исполнителями.
Звуковые микшерные пульты, которые используют в малых и средних залах универсального назначения и устанавливают в аппаратной, а управляют звуком в зале, обычно имеют от 24 до 32 входов. Эти входы в ряде случаев можно переключать для согласования с высоко- и низкоомными источниками. Входные цепи имеют предусилители, контроллеры уровня и часто фильтры для согласования сигналов.
Увеличение числа каскадно соединенных усилителей, возможное, например, при последовательном соединении нескольких многоступенчатых микшерных пультов, угрожает недопустимым падением отношения сигнал-шум на выходе системы. Этот недостаток исключен в современных автоматизированных микшерных пультах, в которых общая регулировка уровня звука осуществляется
только во входной ступени пульта, хотя уровни в отдельных ступенях регулируются индивидуальными регуляторами. Для этого во входной ступени устанавливают усилитель, управляемый напряжением, цифровой контроллер уровня или резисторный блок с оптоэлектронным управлением. Эти микшерные пульты должны быть оборудованы специальными цепями для групповых выходов.
Такие микшерные пульты (многие из них полностью цифровые) обеспечивают программируемое управление, что позволяет, например, предварительно устанавливать величину затухания и, если применяются соответствующие распределительные устройства и управляемые фильтры, назначать пути прохождения сигнала и частотные характеристики.