Популярные услуги

Современные СМИ Великобритании

2021-03-09СтудИзба

Современные СМИ Великобритании



Литература

1. Беглов С.Н. Четвертая власть: британская модель. – М., 2002.

2. Бегяов С.И. Империя меняет адрес. – М., 1997.

3. Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржу­азное государство. – М., 1985.

4. Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая исто­рия радиовещания и телевидения Великобритании. – М., 199S.

5. Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-2002 гг. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1990-2002. № 4-6.

Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:

Рекомендуемые материалы

— типологическая характеристика печати Великобритании;

— структура британского радиовещания;

— эфирное, спутниковое, кабельное телевидение Великобритании.

А) Печать Великобритании

Современная система британских СМИ – итог их 300-летнего развития. Первая лондонская газета «Дэйли Мэйл» вышла в 1702 г. К концу XX века сформировалась достаточно стройная модель прессы Великобритании, уни­кальность которой заключается в ее экономическом и типологической сво­еобразии1.

С экономической точки зрения рынок печатных СМИ Британского Королевства поделен между крупными газетными корпорациями. Любопыт­но, что перед тем как в середине XX столетия появились влиятельные ме­диа-группы, владельцами печатных изданий в Великобритании были пред­приниматели, которых называли не иначе, как лордами. Они-то и положи­ли начало фамильным монополиям, внедрили рыночный подход в британ­скую журналистику. Среди них лорд Нортклиф и его племянник С. Кинг, лорд Ливербрук и лорд Ротермир. Можно назвать также лордов Астора, Кемсли, Кэмроуз, Саутвуда, семейства Скоттов и Карров.

Тиражи современных изданий в большинстве своем поделены между мощными корпорациями, владеющими средствами массовой информации. Несколько наиболее крупных из них определяют ситуацию на газетном рынке Великобритании:

— «Ньюс Интернэшнл» – Руперт Мэрдок (ежедневные «Сан», «Тудэй», «Таймс», а также воскресные «Ньюс оф Уорлд» и «Санди Таймс»);

— «Миррор Груп Ньюспейперс» («Дэйли Миррор» вместе с шотландским изданием «Дэйли Рекорд», а также воскресные «Санди Миррор» и «Пипл»);

— «Юнайтед Ныоспейперс» – лорд Стивенс (ежедневные «Дэйли Эксп­ресс» и «Дэйли Стар», а также воскресная «Санди Экспресс»);

— «Телеграф Груп» – Конрад Блэк (ежедневная «Дэйли Телеграф» и воскресная «Санди Телеграф»;

— «Ассошиэтед Ныоспейперс» – лорд Ротермир (ежедневная «Дэйли Мэйл» и воскресная «Мэйл он Санди»);

— «Ньюспейпер Паблишинг» (ежедневная «Индепендент» и воскрес­ная «Индепендент он Санди»);

— «Пирсон» (ежедневная «Файнэншл Таимс» и еженедельник «Эконо­мист»);

— «Гардиан Медиа Груп» (ежедневная «Гардиан» и воскресная «Обсервер»).

С учетом стандартных типологических характеристик британская пе­чать подразделяется на несколько категорий: национальная и региональ­ная; качественная, промежуточная и массовая; ежедневная и воскресная.

Национальная пресса Великобритании издается в столице страны -Лондоне – и распространяется на территории всего государства. Ниже при­водится таблица, в которой отражена классификация национальных бри­танских газет по указанным параметрам2. (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Классификация газет Великобритании по типологическим характеристикам

Название

Год основания

Издатель

Ежедневные качественные:

Таймс

Индепендент

Гардиан

Файнэншл Таймс

Дэйли Телеграф

1785

1986

1821

1888

1855

Ньюс Интернэшнл

Айриш Индепеадент Ньюспейкрс

Медиа Гардиан Груп

Пирсон

Телеграф Груп

Ежедневные промежуточные:

Дэйли Мэйл

Экспресс

1896

1900

Ассошиэйтед Ньюспейперс

Юнайтед Ныос энд Медиа

Ежедневные популярные:

Сан

Миррор

Дэйли Рекорд

Дэйли Стар

Тудэй

1964

1903

1903

1978

1986

Ньюс Интернэшнл

Миррор Груп

Миррор Груп

Юнайтед Ньюс энд Медиа

Ньюс Интернешнл

Воскресные качественные:

Санди Таймс

Санди Телеграф

Обсервер

Индепендент он Санди

Санди Бизнес

1822

1961

1791

1990

1998

Ньюс Интернэшнл

Телеграф Груп

Медиа Гардиан Груп

Айриш Индепендент Ньюспейперс

Юропиан Пресс

Воскресные промежуточные:

Мэйл он Санди

Санди Экспресс

1962

1918

Ассошиэйтед Ньюспейперс

Юнайтед Ньюс энд Медиа

Воскресные популярные:

Ньюс оф Уорлд

Санди Миррор

Санди Пипл

1843

1963

1881

Ньюс Интернэшнл

Миррор Груп

Миррор Груп

Если содержание национальных СМИ, как известно, ориентировано на общенациональный информационный рынок, то региональные издания помещают на своих страницах локальные новости, предоставляют газет­ную площадь местным рекламодателям.

Среди региональных ежедневных газет с наибольшими тиражами вы­деляются: вечерние «Ивнинг Стандарт» (Лондон, 450 тыс. экз.), «Ивнинг Мэйл» (Бирмингем, 195 тыс.), «Манчестер Ивнинг Ныос» (180 тыс.), «Эксп­ресс энд Стар» (Вулверхэмптон, 200 тыс.), «Глазго Ивнинг Таймс» (117 тыс.); утренние: «Йоркшир Пост» (Лидс, 75 тыс. экз.), «Вестерн Мэйл» (Кардиф, 64 тыс.), «Айриш Ньюс» (Белфаст, 133 тыс.), «Дэйли Рекорд» – шотландс­кое издание «Дэйли Миррор» (600 тыс.)3.

Региональную печать Великобритании отличает стабильность в эконо­мическом положении. Основа этой стабильности – устойчивые многолет­ние связи с рекламодателями, постоянный круг читателей.

Б) Радиовещание и телевидение Великобритании

Радиовещание

Первая радиопередача в Англии была выпущена в эфир в 1922 г. «Mapкони Компанн» с дозволения британского Почтового управления. В 1925 г. после выхода соответствующего парламентского указа был создан Коми­тет (под председательством Крофорда) для определения политики в облас­ти радиовещания. Было решено оставить «Маркони Компани» единствен­ным вещательным институтом страны. При этом особо оговаривалось, что компания должна была оставаться общественной, т.е. не зависеть от прави­тельства, либо от коммерческих структур. Финансироваться она должна была посредством сбора платы с радиослушателей, передача коммерческой рекламы была запрещена. Тем самым закладывались основы общественно-правового вещания в Великобритании.

1 января 1927 г. была издана Королевская хартия, определявшая дея­тельность Британской вещательной корпорации – Би-Би-Си (ВВС). При разработке Хартии за основу были приняты рекомендации Комитета Кро­форда. Согласно основным положениям нового документа, политику ра­диовещания Би-Би-Си должен был определять Совет попечителей, члены которого назначались королем; Совет должен был следить за тем, чтобы деятельность корпорации отвечала интересам всего британского общества, а не той или иной партии. Таким образом, Би-Би-Си оказалась, с одной стороны, отделенной от правительственных структур, а с другой была свя­зана с ними – монарх назначал членов Совета попечителей по рекоменда­циям правительства.

После начала регулярного телевизионного вещания в 1936 г., а затем и развития коммерческого телевидения, аудитория телевидения росла, а ауди­тория радиовещания сокращалась. Дополнительный удар по радиовеща­нию нанесли пиратские радиостанции, передававшие музыку для молоде­жи с кораблей, расположившихся за пределами трехмильной территориаль­ной зоны. В 1967 г. для более успешной конкурентной борьбы с этими ра­диостанциями Би-би-си создала собственную радиостанцию, которая транс­лировала популярную музыку. Она получила название «Рэйдно-1». В том же году начало создаваться местное радиовещание Би-Си-Си.

В 1971 г. правительство Великобритании учредило местное коммерчес­кое радио. Как планировалось, условия конкуренции общественных и ком­мерческих станций должны было стимулировать развитие радиовещания.

Принятый в 1990 г. Акт о вещании предусматривал создание трех но­вых коммерческих национальных радиостанций (две из них музыкальные, одна — разговорная). Число небольших коммерческих радиостанций в Ве­ликобритании к концу 90-х годов увеличилось до 174 (по сравнению с 19 в начале 80-х годов)4. Толчок этому был дан тем же парламентским актом 1990 г., который привел к широкой коммерциализации вешания. К середи­не 90-х годов развитие коммерческого радиовещания вширь в основном за­кончилось, и начались процессы концентрации и монополизации, привед­шие к образованию таких радиосетей, как «Джи-Даблю-Ар», состоящей из 31 радиостанции, включая общенациональную станцию классической му­зыки «Классик ФМ»: или «Имэн рэйдио», состоящую из 20 радиостанций, включая лондонскую музыкальную станцию «Мьюзик ФМ».

До 1990 г. все британские национальные станции принадлежали Би-Би-Си. Входящая в состав корпорации станция «Радио-1» передает популяр­ную музыку, комедийные и драматические постановки. В эфире «Радио-2» звучит легкая музыка и развлекательные программы. «Радио-3» специали­зируется в основном на классической музыке и джазе, на волнах этой ра­диостанции можно также услышать документальные и поэтические переда­чи. Слагаемыми фирменного стиля «Радио-4» являются новости, обзоры национальных и международных текущих событий, публицистические про­граммы. В августе 1990 т. на Би-Би-Си вступила в строй новая радиостан­ция «Радио- 5» – первая вновь созданная национальная радиостанция за пос­ледние 23 года. Она адресована главным образом молодым радиослушате­лям и любителям спорта, передает почти все спортивные радиопередачи, идущие по радио Би-Би-Си. В прямом эфире «Радио-5» нередко звучат дис­куссии, участники которых обсуждают актуальные для жителей Великоб­ритании события.

В состав Би-Би-Си входит Всемирная служба радиовещания (ВСР), ко­торую слушают примерно 130 млн. радиослушателей на 44 языках5.

Телевидение

На телевизионном рынке Великобритании сосуществуют эфирное, спут­никовое и кабельное телевидение.

Эфирное телевизионное вешание

Датой начала регулярного эфирного телевизионного вешания в Великоб­ритании считается 2 ноября 1936 года. В этот день Би-Би-Си приступила к регу­лярной трансляции телевизионных программ. Вещание было приостановлено с началом второй мировой войны и возобновилось только в 1946 г. В 1951 г. пришедшее к власти правительство консерваторов приняло решение ввести на телевидении рыночные отношения – конкуренцию и свободу выбора. В июле 1954 г. консервативное большинство приняло Акт о вещании, позво­ляющий выдавать лицензии коммерческим телевизионным станциям, кото­рые должны были финансироваться за счет рекламы. С этого момента Би-Би-Си действует в условиях конкуренции. Для привлечения внимания зри­телей Би-Би-Си начала включать в свои программы телевизионные игры и развлекательные передачи.

В сентябре 1955 г. лицензии получили первые две частные компании, которые вещали на Лондон: «Ассошиэйтед Редифьюжн» и «Ассошиэйтед Бродкастинг Компании. Формирование сети коммерческого, или, как его порой называют, независимого телевидения (1TV) продолжалось до 1962 г., после чего Великобритания была поделена на 14 регионов вешания, при­близительно соответствовавших регионам вещания Би-Би-Си. Таким обра­зом сформировался еще одиннациональный частный канал, на сегодняшний день – 3-й канал (ITV- Ай-Ти-Ви). Сейчас его транслируют несколько реги­ональных телекомпаний, которые обязаны вставлять региональные про­граммы в телепрограммы за исключением утренних передач, которые транс­лируются на всю страну.

После длительных дискуссий и переговоров, и в качестве своеобразной компенсации за необходимость приспосабливаться к условиям конкурен­ции, Би-Би-Си получает разрешение на открытие второго канала. В 1964 г. начал вещать второй канал общественного телевидения -Би-Би-Си-2. Объем вещания Би-Би-Си-2 долгое время был достаточно скромным: 4 часа в сут­ки в вечернее время. Он стал каналом, ориентированным на культуру и об­разование. В сетке вещания доминировали опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательные программы «Открытый университет», а телевизионные игры также были сориентированы на этот высокий интел­лектуальный уровень.

В начале 1980-х начал работу 4-й канал эфирного телевидения. Четвер­тый канал является государственным каналом, который финансируется за счет рекламы. Руководит им корпорация четвертого канала.

В конце марта 1997 г. был открыт новый национальный канал 5. В 1998г. это был самый быстрорастущий канал британского эфирного телевидения. Канал ориентирован на сравнительно молодых и небогатых телезрителей, не имеющих в домах кабельного и спутникового телевидения, и дает для них де­шевые и жизнерадостные развлекательные программы.

Спутниковоетелевизионное вещание

Великобритания впервые в Европе в 1982 г. начала спутниковое веща­ние. Вещание осуществляла корпорация «Бритиш Сэтеллайт Бродкастинг» (Би-Эс-Би – Британское спутниковое вещание). Акционерами компании выступали главным образом владельцы британских эфирных коммерчес­ких телекомпаний и периодических изданий.

2 ноября 1990 г. было объявлено о слиянии британской Би-Эс-Би со спут­никовой телекомпанией «Скай Телевижн» (Скай Ти-Ви – Небесное телеви­дение), принадлежавшей корпорации «Ньюс Интернэшнл» – британскому филиалу мэрдоковской «Ньюс Корпорейшн». В результате слияния обра­зовалась новая организация спутникового телевидения «Бритиш Скай Бродкастинг» (Би-Скай-Би – Британское небесное вещание). Она получила ста­тус небританской службы, что в правовом аспекте сняло проблему контро­ля над британской собственностью со стороны совладельца, не имеющего английского гражданства.

Особое ускорение в развитии спутниковое телевидение получило в эпо­ху внедрения цифровых технологий. Несмотря на то, что первой в Брита­нии и во всем мире цифровое вещание начала общественная корпорация Би-Би-Си (11 июня 1998 г.), коммерческие станции вскоре заняли домини­рующее положение в этой области.

Еще в 1997 г. крупнейшие коммерческие телекомпании Великобрита­нии «Карлтон Ю-Кэй Продакшнз» и «Гранада Телевижн» создали консор­циум цифрового вещания «Бритиш Диджител Бродкастинг» (ЕДЕ). 2 ок­тября 1998 г. Би-Скай-Би ввела в строй свою систему из 140 спутниковых цифровых телеканалов, получивших название «Скай Диджител», а 20 нояб­ря БДБ ввела свою систему из 30 каналов, имеющую название «Ондидиджител». Между этими системами развернулась острая конкурентная борьба.

На Би-Ди-Би («Ондидиджител») помимо собственных каналов, показыва­ющих программы «Карлтона» и «Гранады», изначально были размещены так­же цифровые каналы Би-Би-Си и новый цифровой канал Ай-Ти-Ви-2, являю­щийся коллективной собственностью всех коммерческих компаний эфирного телевидения Великобритании, входящих в ассоциацию независимого телеви­дения. Он вступил в строй 7 декабря 1998 г. Этот канал является цифровым дополнением к старому аналогичному каналу Ай-Ти-Ви. В отличие от регио­нального принципа Ай-Ти-Ви, вещание по Ай-Ти-Ви-2 идет централизованно, из единого передатчика. Продажа программ также осуществляется централи­зованно.

Несмотря на то, что для приема «Скай» нужна спутниковая «тарелка», тог­да как каналы Би-Ди-Би принимаются на обычный телевизор, к концу 1999 г. число подписчиков «Скай Диджител» составляло около полутора миллионов, а «Ондидиджител» – около 400 тыс6. Возможно одной из причин этого явля­ется количество каналов («Скай» – 140, «Ондидиджител» – 30).

Число информационных каналов «Скай» к концу 90-х годов достигло пяти. На «Скай Диджител» есть также большой выбор специальных доку­ментальных каналов. Это, прежде всего группа качественных документаль­ных каналов, принадлежащих американской фирме «Дискавери»: основной канал «Дискавери», историко-культурный канал «Дискавери Сивилайзейшнз», географический «Дискавери Трэвэл энд Эдвенчер», канал о жизни животных «Дискавери Энимел Плэнит» и канал бытовой информации «Дис­кавери Хоум энд Лежер».

12 каналов платформы «Скай Диджител» посвящены кинофильмам. Каждый вечер передается до 25 кинофильмов. Среди самых популярных киноканалов – три, показывающие современные фильмы: «Скай Премьер», «Скай Премьер-2» и «Скай Премьер Уайд Скрин» (последний предназна­чен для-яшрокоформатных телевизоров). Киноклассику показывает канал «Скай Синема», развлекательные фильмы – «Скай Мувимэкс». Серьезным каналом является также «Филм Фор», показывающий кинопрограммы чет­вертого эфирного канала (в основном это также киноклассика, легенды мирового кино). В дополнение к этому заказной канал «Скай Бокс Офис» предлагает ежедневно набор из 20 фильмов по 3 ф. ст. за просмотр.

Флагманским, каналом Би-Скай-Би остается развлекательный канал «Скай-1», существующий с самого момента создания «Скай Телевижн» в 1989 г. По нему идут популярные сериалы, большое число кинофильмов, игровые шоу, мультипликационные фильмы, научно-популярные сериалы и документальные фильмы. К популярным развлекательным каналам на Би-Скай-Би можно отнести также комедийный канал «Парамунт Комеди», при­надлежащий американской компании «Парамаунт».

Большой популярностью пользуются спортивные каналы Би-Скай-Би: круглосуточные «Скай Спортс-1», «Скай Спортс-2», а также «Скай Спортс-3». Они показывают репортажи о спортивных состязаниях, проходящих в Вели­кобритании и по всему миру. Имеется также круглосуточный канал спортив­ных новостей «Скай Спорте Ньюс» и интерактивный канал «Скай Спорте Эк­стра», по которому можно получить дополнительную информацию о спорте: графики состязаний, таблицы, расположения команд, повторы, архивные дан­ные, аналитические материалы.

Самую большую группу составляют музыкальные каналы Би-Скай-Би. Основным в ней является международный канал «Эм-Ти-Ви», самый популяр­ный в мире музыкальный спутниковый канал для молодежи. Кроме него мож­но выделить «Эм-Ти-Ви Бэйз», передающий танцевальную музыку; «Эм-2», посвященный отдельным музыкальным событиям; «Ви-Эйч-1 Классик», по которому идет ностальгическая музыка 60-х – 80-х годов; «Эм-Ти-Ви Экстра», предлагающий видеоклипы на заказ из архивов «Эм-Ти-Ви». Имеется заказ­ной музыкальный канал «Бокс», непрерывно показывающий видеоклипы с заказом по телефону. Кроме указанных работают еще несколько десятков музыкальных каналов как популярной музыки так и специализированных, для любителей отдельных музыкальных направлений.

Особую группу составляют детские каналы Би-Скай-Би. Сюда входят «Дисней Чэинел», показывающий мультипликационные фильмы американ­ской компании «Дисней»; канал «Фокс Кидс», принадлежащий американс­кой компании «Фокс Телевижн» Руперта Мэрдока и другие.

Кабельное телевидение.

Кабельное телевидение в Великобритании начало активно развиваться в середине 80-х годов. Изначально кабельное телевидение было нерента­бельным, и владельцы станций зачастую, продавали их фирме, связанной с американской телефонной компанией «Белл». Эта практика вскоре была запрещена Британским министерством внутренних дел.

Постепенно завоевывая рынок, компании кабельного ТВ к 90 годам уже имели возможность делать инвестиции в развитие коммуникаций. Так, в 1995 году британские кабельные телевизионные компании вложили более 2 млрд. ф. ст. в развитие инфраструктуры.

В конце 90 кабельные телекомпании, как и другие ведущие британские СМИ, оказались подвержены процессам консолидации. В то время велись активные переговоры о слиянии крупнейших компаний «Кэйбл энд Уайерлесс Коммьюникэйшнз» (КУК) и «Телеуэст». Однако третья компания «Нэшнл Транскоммьюникэйшнз Лимитед» (НТЛ) при поддержке своего союзника и акционера «Франс Телеком» сумела оттеснить «Телеуэст» и до­биться соглашения о слиянии с «Кэйбл энд Уайерлесс». В свою очередь «Те­леуэст», вторая по величине кабельная компания Великобритании, объяви­ла в конце 1999 года о слиянии с компанией «Флекстек», которой принадле­жат каналы спутникового телевидения. Это пучок каналов «Ю-Кэй Теле­вижн», которым она владеет совместно с Би-Би-Си, а также общеевропейс­кие каналы «Бравоу» и «Чилдренс Чэннел».

Наряду с развитием технических возможностей поиски путей к консо­лидации кабельной индустрии Великобритании объясняются и ее трудным финансовым положением: большинство кабельных компаний, затратив большие деньги на прокладку кабелей и не окупив их, имеют долги. Они пытаются решить финансовые проблемы разными путями. Так, крупней­шая кабельная компания Великобритании «Кэйбл энд Уайерлесс Коммью­никэйшнз» (КУК) создает глобальную сеть служб, предоставляющих дело­вую информацию с использованием Интернета. Эта система получила на­звание «Глоубел Оперэйшнз».


Рекомендуем посмотреть лекцию "2.3 Схемы случайных событий".

[1] См.: Беглов С.И. Империя меняет адрес. М., 1997. С. 10-24.

[2] Подробнее см: Беглов С.И. Печать Великобритании // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2000. № 3. С. 44-56.

[3] Беглов С.И. Четвёртая власть: британская модель. М., 2002. С. 182.

[4] См.: Любимов Б.И. Великобритания и глобализация мирового теле- и радиовещания (коммерциализация телевидения – дорога к глобализации) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1999. № 6. С. 62. (European Campaign Planner. Spring. P. 107; Guardian. 1994. 20 Dec. P. 9)

[5] См.: Любимов Б.И. Великобритания и глобализация мирового теле- и радиовещания (коммерциализация телевидения – дорога к глобализации) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1999. № 5. С. 74.

[6] Observer. – 1999. 3 Oct. Sec. B. P. 8.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее