Простодушный
«Простодушный»
- нет фантастического сюжета
- события разворачиваются в узнаваемой Франции восемнадцатого века
- прием остранения: на привычный лад герои смотрят со стороны
- индеец из племени Гурон
- действующим лицом является не европеец, а юноша, воспитанный индейцем Гуроном, следовательно образ жизни ему не привычен
- приезжают во Францию, юноша оказывается по происхождению французом, племянником аббата Керкабона, и тот хочет его крестить
- условно повесть делится на две половины
- первая половина более комическая: простодушный сталкивается с укладом жизни и правилами католической церкви, это пока не грозит ему большими опасностями, а вызывает смех
Рекомендуемые материалы
- особенно эпизод, когда его собираются крестить
- перед этим он читает Библию и воспринимает все буквально (почему крестить его будут не в реке, а в храме)
- простодушно исповедуется монаху, а затем требует того же от монаха
-когда монах отказывается, избивает монаха
- поддается разумным внушениям
- его окрестили, дали имя Геракл, т.к. он такой же сильный и простодушный, как человек древности
- при этом его крестной матерью становится знакомая аббата, мадемуазель Сент-Ив
- он в нее влюбляется, но жениться на ней не может, т.к. она его крестная мать
- для этого нужно специальное разрешение, что возмущает простодушного
- участвует в небольшом сражении с англичанами
- проявил там чудеса храбрости
- отправляется в Париж
- его убеждают, что он должен просить награды у короля
- с этого начинается вторая часть
- посочувствовал гугенотам, но не присоединился к ним
- на него написали донос
- и за сочувствие ему не награду, а в бастилию
- там Гордон, попавший туда за свои убеждения
- поэтому столкновение человека естественного и исторического
- исторический человек своей невинностью души
- общаясь с простодушным, Гордон начинает все воспринимать по-другому, хочет даже отказаться от своих убеждений, но и сам положительно влияет на простодушного
- т.к. Простодушный невежлив и необразован – Гордон его учит физике, геометрии, поэтому П. становится просвещеннее
- между тем эта часть, пока П. сидит в Бастилии – рассказ на разные темы о философии, метафизики, литературе
- между тем, пока порстодушный рассуждает о разных вещах, мадемуахель Сент-Ив ищет способ его освободить
- один из влиятельных вельмож может ей помочь, но взамен требует стать его возлюбленной
- Сент-Ив не может себе этого позволить, т.к. верна Простодушному
- но окружающие уверяют ее, что так разумно и правильно – искаженное понимание добродетели
- в коцне концов она на это соглашается
- в конечном итоге она не выдерживает своего падения, заболевает и умирает
- Простодушный, который спасен физически, но жизнь его оказыается разрушена, для него нет больше счастья
- но повесть более правдоподобна, чем другие философские повести, поэтому заканчивается тем, что простодушный заканчивается военным офицером, ничего трагического с ним не происходит, но он не счастлив.
- повесть наиболее печальная и пессимистичная из всех философских повестей Вольтера
- несмотря на то, что в других повестях он опровергал философию оптимизма – там была надежда, что с помощью труда можно улучшить этот мир
- а здесь финал безысходен
- тематика перекликается с тематикой двух предыдущих повестей
- здесь последняя фраза, что из худа, зла не бывает добра – окончательно е отречение от философии оптимизма
- но сам Вольтер пессимистом до конца так и не стал, ему ближе позиция Кандида о том, что нужно возделывать свой сад
Информация в лекции "8.4. Отечественная семиотическая школа" поможет Вам.
- в значительной степени его общественная деят ельность – борьба с церковью, был одним из первых европейских правозащитников, сдержанным оптимистом остался до конца своих дней
- будучи человеком уже старым решил вернуться во Францию, когда там умер Людовик 15, т.к. надеялся, что его преемник будет более либеральным
- и тот устроил настоящий триумф из его возвращения
- но вскоре после возвращения Вольте умер
- смерть Вольтера – последняя его дитва на общественном поприще, т.к. его племянник постарался как можно быстрее и как можно тише попытался организовать его похороны
- и это было разумно, т.к. на следующий день пришел приказ из церкви о том, что Вольтера нельзя хоронить