Биологический человек
Биологический человек. В рамках атеистического представления о человеке возникают такие представления, где животное телесное начало считается преобладающим, а сам человек как вид истолковывается как стадия эволюции животного мира. Постепенно на этом основании складывается «теория эволюции» (Ч. Дарвин ), согласно которой человек является биологическим видом, сложившимся в ходе развития других животных видов, а ближайшей к человеку ступенью эволюции считаются человекообразные обезьяны (гориллы, шимпанзе и др.). В основе эволюции видов, по Дарвину, лежит «борьба за выживание» . В ней выживают сильнейшие, способные адаптироваться к окружающей среде и постоянно меняющимся условиям.
В теории Дарвина сходятся два некогда противоположных взгляда на природу человека – возрожденческое и кальвинистское. Человек, как высокоразвитое животное, является естественным, а значит, таким же невинным в своих поступках, как животные. С другой стороны, в протестантской этике именно эти качества осмыслялись как зло. Но поскольку к животному понятия морали неприменимы, то теория Дарвина закладывала основы совершенно специфического понимания человека, где его духовное (рассудочное) начало окончательно утрачивала самостоятельность, а следовательно, духовные и моральные аспекты человека утрачивали самостоятельное бытие, превращаясь в побочный эффект эволюции.
Теория эволюции получила признание и статус научной дисциплины, а с ее выводами согласились большинство современных ученых, как в естественных науках (биологии, зоологии), так и гуманитарных. И либеральные, и социалистические, и марксистские, и нацистские идеологии, как правило, признают теорию эволюции, и строят свои представления о человеке на ее основании.