Культура и искусство Западной Европы XIX века
Тема № 6. Культура и искусство Западной Европы XIX века.
Основные понятия и материалы.
XIX век – это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм и критический реализм. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.
Представители классицизма в немецкой литературе – И.В. Гете и И.Ф. Шиллер.
Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) – основоположник немецкой литературы, прошел через период так называемого веймарского классицизма и подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии «Фауст». Иоганн Фридрих Шиллер (1759 – 1815) – поэт, драматург, автор трагедий, драм.
В живописи представителями классического стиля были французские художники Давид и Энгр. Жан Луи Давид (1748 – 1825) создал полотна «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и другие произведения большого общественного звучания. Жан Огюст Энгр (1780 – 1867) – блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка, основной представитель классического академизма (картина «Апофеоз Гомера»).
Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциско Гойя (1746 – 1826). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты «Каприччос» (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В них обвинение церкви, дворянству, властителям.
В скульптуре представителями классицизма были немец И. Г. Шадов (1764 – 1850), которому был близок просветительский классицизм; итальянец Л. Канова (1757 – 1822), создавший надгробие папы Климента III и мифологическую статую «Амур и Психея», датчанин Б. Торвальдсен (1768 – 1844), произведениям которого свойственна пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов (например, скульптура «Янсон»).
Рекомендуемые материалы
К середине XIX в. классицизм переродился в академизм и утратил свое значение.
Романтизм – идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке.
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII – XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма, особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в.
Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763 – 1825), Генрих фон Клейст (1777 – 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822).
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 – 1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым и выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810 – 1856), французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803 – 1869), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель, реформатор оперного искусства Рихард Вагнер (1813 – 1883). Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811 – 1886), и в творчестве польского композитора и пианиста Фридерика Шопен а (1810 – 1849). Эти композиторы — гордость не только европейской, но и мировой культуры.
Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 – 1824). Одна из его главных работ – полотно «Плот «Медузы». Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798 – 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр – картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".
В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 – 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. по инициативе префекта Османа началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.
Следует отметить, что романтизм сложился в условиях буржуазного строя, все больше и больше раскрывавшего не только свои положительные, но и отрицательные стороны и противоречия.. Романтические герои литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, «мировой скорби», или это метущиеся свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между высокими духовными устремлениями и несовершенством общества.
Реализм утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799 – 1850), написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго (1802 – 1885), автор романа «Собор Парижской богоматери», а также Гюстав Флобер (1821 – 1880), Проспер Мериме (1803 – 1870) – мастер новелл, автор пьес, исторических хроник.
В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения, являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) в романе «Ярмарка тщеславия» образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д. Голсуорси в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Д. Б. Шоу – один из учредителей «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например «Дома вдовца». Г. Д. Уэллс – классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена (1828 –1906), Кнута Гамсуна (1859 – 1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения – одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы, в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце прошлого века творчество этих норвежских писателей оказало заметное воздействие на общественное сознание и литературное творчество других народов.
Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901). Его блестящие историко-героические оперы посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.
К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма «Отелло» (1886) и комическая опера «Фальстаф» (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.
Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875). Опера «Кармен» признана вершиной французской реалистической оперы, она в репертуаре многих театров мира.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814 – 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г. Курбе (1819 – 1877). Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.
На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. verismo от vero – истинный, правдивый). К нему принадлежали Пьетро Масканьи (1863 — 1945), Умберто Джордано (1867 — 1948), Джакомо Пуччини (1858 – 1924). Эстетика веризма – показать «жизнь как она есть». Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.
С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм.
Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 – 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов («Ругон Макары») Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были французы братья Эдмонд (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) Гонкуры, немцы Арно Хольц (1863 – 1929), Герхард Гауптман (1862 – 1946).
Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858 – 1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1856 – 1912), а в живописи – французские художники Эдуард Мане (1832 – 1883), Константен Менье (1831 – 1905) и немецкая художница Кете Кольвиц (1867 – 1945).
Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.
В конце XIX – начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм. Это период зарождения модернизма. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 – 1896), Стефан Малларме (1842 – 1898). Артюр Рембо (1854 – 1891).
Символисты пытались постигнуть суть вещей через приобщение к предметно-материальному миру. В материи, которая искажает идею, они хотели увидеть первоидею, наполняющую вещь смыслом. Пробираясь в глубины человеческого подсознания, символисты уходили от своей задачи, столь непостижимым казался им микрокосмос человека.
Литература
1. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. – М.: Просвещение, 1999. – 240 с.
2. Введение в культурологию: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 336 с.
Вместе с этой лекцией читают "4.4 Формы (уровни) культуры".
3. Европейское искусство XIX века: 1789 – 1871 / Авторы-сост. Л. С. Алёшина и др. – М.: Наука, 1989. – 453 с.
4. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
5. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
6. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 304 с.
7. Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
8. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Под ред Ж. Кассу, П. Брюнеля, Ф. Клодона и др.; Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв; Пер. с фр. – М.: Республика, 1999. – 429 с.