Башкирский народный костюм
Башкирский народный костюм
Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Сукно домашней выделки, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.
Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно у пожилых, употреблялись черные ткани.
На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины-каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.
Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески — выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживлялся вставками из сердолика и бирюзы.
Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.
Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. Местное своеобразие проявлялось в форме женских головных уборов и украшений, в традициях декоративного оформления одежды, в характере орнамента.
Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры — «солнца», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные подвески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колоритным женским убором был шлемообразный «кашмау».
В бассейне Демы и Уршака верхняя женская одежда в углах подола и на спинке украшалась обильно монетами. На полуовальный нагрудник «хакал» нашивали разнообразные серебряные бляхи, сердолик, бубенчики.
Рекомендуемые материалы
Север Башкирии славился тканой одеждой с разноцветными узорами в виде розеток или полос. В музеях сохранились узорные платья, фартуки, штаны жениха. По всему северу молодые женщины и девушки носили колпачки с бисером или жемчугом. Украшениями были бусы или серебряные ожерелья.
На северо-востоке Башкортостана и в деревнях челябинского и курганского Зауралья головным убором женщин было красочное покрывало «кушъяулык». В старину здесь носили полотенцеобразные вышитые уборы «тастар» и налобники. Зауральские мастерицы славились изготовлением нарядной обуви с белыми суконными голенищами, украшенными на заднике аппликацией — сэрык.
3 - Гидродинамика - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Нарядные праздничные комплекты — платья и фартуки с многоцветным тамбуром из северо-восточных районов Башкортостана — остались как свидетельство расцвета вышивального искусства.
В настоящее время национальный башкирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где развиваются фольклорные традиции. Чаще же традиционную одежду можно увидеть лишь в музеях республики и за ее пределами: в хранилищах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Казани. Она становится объектом изучения с научной, художественной и практической точек зрения. Национальная специфика возрождается художниками-профессионалами всех направлений.
Традиции народного костюма живут и развиваются в фольклорных коллективах, организованных при Дворцах культуры на предприятиях городов и в районах республики. Яркозрелищны выступления Башкирского государственного ансамбля народного танца. В течение ряда десятилетий этот творческий коллектив являлся активным пропагандистом не только народного хореографического искусства, но и колоритной национальной одежды.
В художественных комбинатах республики сделано немало для выявления наиболее ценного, подлинного, для создания вещей, отвечающих духу времени.
На основе использования художественных традиций создаются образцы сувениров, бытовых вещей и современной одежды. Преемственность традиций осуществляется путем привлечения искусных ткачих, вышивальщиц, вязальщиц из сельской местности. Изготовляются шерстяные варежки, чулки, теплые шарфы, шали, кофточки, пояса, цветные тюбетейки, домашняя обувь.